МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К РАБОТЕ.
Учитель: Акулова Оксана Александровна.
Образовательное учреждение: МКОУ Нововоронежская СОШ №4
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: урок – исследование по русскому языку «Сладкая орфография»
Средства обучения:
-
компьютер, мультимедийный проектор, экран
-
карточки;
словари:
Цели:
-
организовать учебно – поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления, развитие творческого мышления при решении конкретных задач;
-
обобщить, систематизировать изученный материал о предложении, морфологии, синтаксисе,
словообразовании, лексике, орфографии, фонетике в начальной школе;
-
закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.
Авторский комментарий
Презентацию можно использовать как на этапе закрепления знаний, так и на этапе получения новых знаний по любому УМК.
Конспект урока содержит инструкции по выполнению заданий для учителя и учеников, а так же скриншоты урока для мультимедийного проектора.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ | ОПИСАНИЕ И ПОЯСНЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. (класс поделён на 6 групп, каждая группа сидит за отдельными столами) У. – Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Д. – Желаем удачи во всём и везде. Здравствуйте! У. – Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, улыбнитесь всем. В добрый час! – Сегодня у нас не совсем обычный урок и работать вы будете в группах. А результат будет зависеть оттого, насколько слаженно вы будете работать. И помните, … (слайд) «Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся» У. – Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку
| Слайд № 3 содержит эпиграф. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Случайные полосы», по горизонтали | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – Запишите число в тетради. – Предложение, которое вы будете писать на минутке чистописания, рассыпалось. Карточки у вас на партах. Помогите составить предложение (дети работают в группах). (слайд) За красивой оберткой порой скрывается не всегда вкусная конфета.
| Слайд № 4 содержит деформированное предложение. появляется по щелчку с помощью эффектов анимации «Развёртывание» и «Часовая стрелка» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – Что у вас получилось? (дети отвечают). Проверка. (слайд) У.– Что это за предложение?(пословица). – Объясните смысл. – Записали предложение в тетради. У. – В школу вы ходите для того, чтобы учиться грамотно писать, читать, считать и узнавать много нового.
| Слайд № 5 содержит предложение, которое появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Выцветание» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
– Сегодня у нас не просто урок, а урок-практикум. Вы будете исследователями. Тему нашего исследования вы узнаете, отгадав загадку: Жила – была конфета С веселою начинкой – Вот от нее бумажка С веселою картинкой! ( фантик) Вы никогда не задумывались, как конфеты, а точнее, фантики от них, связаны с русским языком? Конечно, вы правы, это связано с их названиями. - Мы в течение месяца собрали коллекцию фантиков и предлагаю с ними поработать. Но сначала мне хотелось бы познакомить вас со структурой урока-исследования, потому что мы сегодня будем работать учеными-исследователями. -Очень важно понять, что у любого урока-исследования есть ТЕМА. Какова тема нашего исследования? (названия конфет) - Следующее понятие – ПРОБЛЕМА. Что значит это слово? В чем проблема урока? (Как правильно написать эти названия) -Молодцы, все верно. Но какого результата мы хотим достигнуть к концу урока? К чему будем стремиться? (вспомнить и найти знакомые орфограммы, сгруппировать фантики, стать более грамотными людьми). Это наша ЦЕЛЬ -Еще одно новое и интересное слово – ГИПОТЕЗА. Что оно значит? (догадка, предположение). Мы работаем с названиями конфет с точки зрения разных разделов русского языка. Каковы ваши предположения о результатах? (возможно, в названиях встретятся орфограммы, и их можно сгруппировать, объединить) – Мы посмотрим на название кофет с разных сторон науки в русском языке. | Слайд № 6 содержит тему урока. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Панорама» ( по вертикали внутрь) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – Но сначала каждая группа выберет для себя задание, которое будет разрабатывать (конфеты на елке с заданием, представитель каждой группы выбирает задание по желанию) Лексика Морфология Синтаксис Фонетика Словообразование Орфография Дети выбирают карточки, знакомятся с заданием. Группа, которой досталась «Лексика», получает словарь Ожегова. Группа, которой досталось «Словообразование» – школьный словообразовательный словарь,«Разбор слова по составу» У.– Так как урок у нас не совсем обычный, то и оценивать я вас буду необычно. За каждый ответ вы будете получать конфеты
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – С чего начинается любое исследование? Нужно объяснить, что оно обозначает. А какая наука объясняет значение слова? Д. – Лексика. (слайд) Запись в тетрадях: 3. Лексика (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Лексика», остальные слушают и добавляют свои высказывания) У. – Как бы вы объяснили значение слова «фантик» маленькому брату или сестре? (дети объясняют) У. – Посмотрим, как объясняет это слово Сергей Иванович Ожегов. (дети читают, слайд высвечивается) Что означает слово « фантик» Обратимся к словарю С.А. Ожегова Этимология слова «фант» происхождение от немецкого «Pfan» -залог, заклад. фант - вещь, отдаваемая участником игры для жеребьевки Пример: Вынуть счастливый фант фантик fantik– пустая облатка, вощеная бумага, обертка для конфет
| Слайд № 9 содержит название раздела «Лексика». Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Уголки» (влево-вниз) Слайд тот же. Дополнение появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Уголки» (влево-вниз). Содержит портрет С.И. Ожегова и выдержку из «Толкового словаря русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. –Что означает слово фантик мы узнали. А из чего состоят названия конфет?( из слов) А слова состоят из чего? Какая наука изучает звуки? Д. – Фонетика. (слайд) | Слайд № 7 содержит название раздела «Фонетика» Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Уголки» (вправо-вверх) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Запись в тетрадях: 1. Фонетика. (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Фонетика», остальные слушают и добавляют свои высказывания) У. – Дайте определение, что изучает фонетика Д. – Фонетика – это наука, которая изучает звуки, их чередование, ударение, слоги. Раздел «Фонетика и орфоэпия» Карточка № 1 Расположи эти слова в алфавитном порядке. Апельсиновая, вишня, добрый совет, кузнечик, нюанс, столичные, хуторок, черная камелия, абрикос, гуси-лебеди, рачки, коровка, загадка, яблоко, лимонные. Карточка № 2 Составь круговую цепочку из слов (фантиков), где буква начала слава является той же буквой конца предыдущего слова. Снежок, Алёнка, абрикос, загадка, сказка, английский стиль, ледок, курьёз, Карабас-Барабас.
Карточка № 3 Выполни звуко-буквенный разбора слова. Грильяж, загадка, яблоко, ночь, трио, буревестник, южанка. Карточка № 4 Заполни таблицу, используя следующие слова (названия конфет): Буревестник, король, мятная, овсяные, куколка, пчелка, загадка, маска, Ксюша, сказка, ледок, малина, ночка, рачки, Жаклин, царские, радужный.
Карточка 5 Раздели слова (названия конфет) по слоговой структуре слова. Халва, ананасовая долина, сочная долька, южанка, француженка, премьера, бухта песчаная, ассорти, Рузанна, лев, ночь, трио, сад, Умка, пчелка, снежок, серенада, ледок.
У. – Произведите фонетический анализ слова весна (Работа на местах. Один ученик из группы комментирует своё письмо) Проверка (слайд) У.– Подведём итог фонетического разбора. – Что можем сказать о количестве букв и звуков? (оно одинаково) – Сколько гласных? (3) – Сколько согласных? (4) – Какие звуки в слове не соответствуют написанию? (а,а) – Почему? (они находятся в безударном положении и произносятся как а) – Какие же трудности при этом появляются? (трудности правописания) | Слайд тот же. Фонетический разбор слова «» появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Развёртывание» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – В преодолении этих трудностей нам поможет следующий раздел. (слайд) Запись в тетрадях: 2. Орфография. (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Орфография», остальные слушают и добавляют свои высказывания) У. – Что изучает раздел орфография? Д. – Орфография изучает правила написания слов. У. – -Найти в названиях каких конфет есть орфограммы. -.Записать название конфет и выделить орфограммы, если можно подобрать проверочные слова. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – Какой раздел языкознания изучает образование слов? Д. – Словообразование. У. – Следующий раздел нашего исследования – словообразование. (слайд) (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Словообразование», остальные слушают и добавляют свои высказывания) У. – Из каких частей состоит слово? Д. – Корня, суффикса, окончания, приставки. У. – Без какой части не может существовать слово? Д. – Без корня. Раздел: «Словообразование» Карточка № 1 Выполните разбор слов по составу: Коровка, ириска, ореховые, Маргаритка, зимолюбка, лимонная, Зернушка, Рыжуха, Золотой ключик, буревестник. Карточка № 2 Образуй с помощью суффиксов новые слова: Яблоко, весна, ночка, ромашка, груша, барбарис, детям, желе, слива, коровка, вишня. Карточка № 3 Запиши слова (названия конфет) состоящие только из корня и нулевого окончания Эклер, пчёлка, дюшес, лимончики, курьёз, снежок, загадка, абрикос, сказка, Алёнка, ледок, Карабас-Барабас, грильяж, десерт. Карточка № 4 Запиши слова (названия конфет) состоящие из корня и окончания Эклер, вишня, пчёлка, лимончики, курьёз, слива, снежок, загадка, сказка, Алёнка, ледок, весна, яблоко. Карточка № 5 Запиши слова (названия конфет) состоящие из корня, суффикса и окончания Теремок, чародейка, снежок, лебедушка, Василек, Маргаритка, ореховые, морские, хуторок, черная камелия, абрикос, рачки, коровка, загадка, яблоко, лимонные. Карточка № 6 Запиши слова (названия конфет) состоящие из корня и суффикса и нулевого окончания. Снежок, ледок, теремок, загадка, детям, хуторок, черная камелия, абрикос, рачки, коровка, загадка, яблоко, лимонные. Карточка № 7 Запиши слова (названия конфет) состоящие из приставки, корня и окончания Загадка, апельсин, Жаклин, царские, радужный, зачарованные, ладья Карточка № 8 Подбери к словам форму слова и однокоренные слова: Слово из фантика Формы слова Однокоренные слова Загадка Детям Слива Морские | Слайд № 14 появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Часовая стрелка» (4 сектора). Содержит название раздела «Словообразование» Слайд тот же. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Часовая стрелка» (4 сектора). Содержит двусложные однокоренные слова | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – А какой раздел науки изучает части речи? Д. – Морфология. (слайд) (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Морфология», остальные слушают и добавляют свои высказывания) Раздел: «Морфология» Карточка № 1 Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род число и падеж имён существительных: Морские просторы, орешки для Золушки, шоколадный вечер, серенада ласточки, внуки Мазая, конфета на сливках, радость детям, двойной вкус. Карточка № 2 Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род, число и падеж имён прилагательных: Ореховая роща, дружные пилоты, топлёное молоко, испанская ночь, лесной олень, летний день, морские тайны, ласточкино небо. Карточка №3 Укажите род имён существительных: Ход королевы, желе, сладкая песенка, доля ангела, ромашковое настроение, морская звезда, серенада ласточки, орешки для Золушки. Карточка №4 Запишите существительные в три столбика: 1) женского рода, 2) среднего рода, 3) мужского рода. Яблоко, барбарис, метелица, астроном, ириска, Артёмка, коровка, медунок, весна, пилот, вишня, туесок, Яшка, желе, Лимпопо. Карточка № 5 Образуйте от данных существительных форму множественного числа: Ночка, озорница, Умка, туесок, вишня, весна, василек, яблоко, буревестник, ладья. Карточка № 6 Запиши имена существительные в два столбика: одушевленные и неодушевленные: Коровка, вишня, Яшка, слива, буревестник, васильки, пилот, ладья, астроном, ночка. Карточка № 7 Выберите одушевленные существительные, составьте с ними словосочетания и запишите их. Дюшес, восьмиклассница, Василёк, вишня, Умка, Маргаритка, озорница, черешня, Лимпопо, веснянка, Яшка. Карточка № 8 Определи склонение имен существительных: Черешня, туесок, озорница, желе, Василёк, Артёмка, ириска, пилот, яблоко, цветень, дюшес, снежок, удивление, медунок, серенада. Карточка № 9 Вставь пропущенную букву в окончания имен прилагательных, обозначь орфограмму: Сливочн_ карамель, тёмн_ ночь, летн_ день, спанск_ ночь, орехов_ роща, топлён_ молоко, шоколадн_ вечер, ромашков_ настроение, . Карточка № 10 Распредели фантики (слова) на две группы: имя существительное, имя прилагательное. Полярная, Жаклин, барбарис, апельсиновая, резеда, ромашка, радужный ореховые, Ксюша, мандариновые, папа Карло снежок, соната, удивление, василёк Умка, желейные, театральная, детям, мажорные.
Карточка № 11 Распредели имена существительные на группы: Умка, дюшес, француженка, халва, Алёнка, папа, Ксюша, рачки, лукоморье, Кара-Кум, ласточка, пчёлка, лимончики, белочка, причал, маска, весна, пилот, Лёвушка, сказка, маска, куколка, ассорти.
Карточка № 12 Раздели имена существительные на три группы: Сказка, Лимпопо, цветень, метелица, желе, дюшес, барокко, унисон, ледок, кислинка, загорье, ласточка, яблоко, весна, барбарис, белочка,
Карточка 13 Распредели имена прилагательные на две группы: Крестьянская, мандариновые, полярная, радужный, царские, мятная, ореховые, морские, арахисовое, молочная, мажорные, театральная, апельсиновая, сливочная.
Карточка 14 Распредели имена прилагательные на три группы: Крестьянская, трюфельная, фруктово-ягодная, лимонная-неугомонная, полярная, радужный, мятная, арахисовое, молочная, театральная, апельсиновая, сливочная.
| Слайд № 15 появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Шашки» (по горизонтали). Содержит название раздела «Морфология» Слайд тот же. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Случайные полосы» (по горизонтали). Содержит морфологический разбор слова «доброта» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У.– Какой раздел науки о русс ком языке изучает словосочетание и предложение? Д. – Синтаксис. (слайд) (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Синтаксис», остальные слушают и добавляют свои высказывания) У. – Закончите предложение: «Синтаксис – это наука…» Д. – Синтаксис – это наука, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении. Раздел «Синтаксис» Карточка № 1 Составьте из данных слов текст и озаглавьте его: Жили-были, озеро Рица, внуки Мазая, ореховая роща, тёмная ночь, Артёмка, детям, весна, Маргаритка, ладья. Карточка № 2 Раздели словосочетания на группы: Ананасная долина, букет любви, гусиные лапки, Дарёнка дивная, итальянские тайны, мюсли с витаминами, звёздный бриз, золотой степ, дары солнца, любимая птичка, клубника со сливками, маленькое чудо, хрустящее лакомство, хрустящее чудо, шоколадная ириска, вкус лета, в стране Лилипутов, кот в сапогах, орешки в шоколаде, сказки Пушкина.
Карточка № 3 Разберите предложение по членам. Жако в гостях у ласточки. Карточка № 4 Составь предложения из словосочетаний. Подчеркни основу предложения. Морская звезда, нежная сказка, оранжевое небо, ореховая роща, парящая чайка, русское поле, снежная вершина, солнечное настроение. Карточка № 5 Составь предложения из словосочетаний. Определи падежи имен существительных. Премьера артиста, вкус лета, в стране Лилипутов, кот в сапогах, орешки в шоколаде, сказки Пушкина. | Слайд 16. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Случайные полосы» (по горизонтали). Содержит пословицу о доброте. Слайд тот же. По щелчку появляется тема раздела «Синтаксис» Слайд 17. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Панорама» (по горизонтали внутрь) и содержит синтаксический разбор предложения | ||||||||||||||||||||||||||||||||
- Представьте себе, что вы работаете на кондитерской фабрике и вам дали задание придумать эскиз фантика к новому сорту конфет и оригинально их назвать, но так, чтобы в названии встречались известные орфограммы. ( назвать её) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – МОЛОДЦЫ! | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – Итак мы сегодня с вами исследовали фантики. Надеюсь, вам пригодятся эти знания. – Вам понравилось быть исследователями? Д. – (ответы) У. – Мы изучили фантики с точки зрения разных разделов. Каких? Д. – (ответы) У. – Сегодня на уроке мы много говорили о названиях конфет с точки зрения науки о языке. Ребята, а посмотрите на доску. У нас на доске, целое занятие просидел и смотрел как вы работаете Снеговик. А ведь у нас в комнате жарко, снеговик уж совсем приготовился растаять, давайте ему поможем – если вам занятие понравилось, возьмите синюю снежинку и прикрепите ее рядом со снеговичком, а если занятие не очень понравилось, то возьмите и прикрепите рядом со снеговиком белую снежинку. (Дети крепят на доске вокруг снеговика снежинки). Учитель: Молодцы ребята, вот сколько нового и интересного вы сегодня узнали. Снеговику нужен мороз, а детям дождь из конфет. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| |
Использованная литература.
-
С.И. Ожегов «Словарь русского языка», М., «Русский язык», 1988г.
-
В.И. Даль «Толковый словарь русского языка», М,. 1978г.
-
Д.Н. Ушаков «Большой толковый словарь современного русского языка», М., 1988г
-
Г. Никольская «Школьный словарь антонимов», Центрополиграф, 2009г.
-
О. Михайлова «Словарь синонимов и антонимов», У-Фактория, 2007г.
-
«Школьный фразеологический словарь». Сост. Л. Субботина, У-Фактория, 2008г.
-
О.Д. Ушакова «Разбор слов по составу», Санкт-Петербург, 2009г.
-
«Нестандартные уроки в начальной школе». Сост. М.С. Умнова, М., Глобус, 2008г.
9. http://slovardalya.ru/description/dobro/6510
10.http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-12782.htm
11.http://kpv-foto.ucoz.ru/board/4-1-2-0-0-0-0-25