МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К РАБОТЕ.
Учитель: Акулова Оксана Александровна.
Образовательное учреждение: МКОУ Нововоронежская СОШ №4
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: урок – исследование по русскому языку «Сладкая орфография»
Средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, экран
карточки;
словари:
Цели:
организовать учебно – поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления, развитие творческого мышления при решении конкретных задач;
обобщить, систематизировать изученный материал о предложении, морфологии, синтаксисе,
словообразовании, лексике, орфографии, фонетике в начальной школе;
закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.
Авторский комментарий
Презентацию можно использовать как на этапе закрепления знаний, так и на этапе получения новых знаний по любому УМК.
Конспект урока содержит инструкции по выполнению заданий для учителя и учеников, а так же скриншоты урока для мультимедийного проектора.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ | ОПИСАНИЕ И ПОЯСНЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. (класс поделён на 6 групп, каждая группа сидит за отдельными столами) У. – Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Д. – Желаем удачи во всём и везде. Здравствуйте! У. – Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, улыбнитесь всем. В добрый час! – Сегодня у нас не совсем обычный урок и работать вы будете в группах. А результат будет зависеть оттого, насколько слаженно вы будете работать. И помните, … (слайд) «Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся» У. – Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку
| Слайд № 3 содержит эпиграф. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Случайные полосы», по горизонтали | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – Запишите число в тетради. – Предложение, которое вы будете писать на минутке чистописания, рассыпалось. Карточки у вас на партах. Помогите составить предложение (дети работают в группах). (слайд) За красивой оберткой порой скрывается не всегда вкусная конфета.
| Слайд № 4 содержит деформированное предложение. появляется по щелчку с помощью эффектов анимации «Развёртывание» и «Часовая стрелка» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – Что у вас получилось? (дети отвечают). Проверка. (слайд) У.– Что это за предложение?(пословица). – Объясните смысл. – Записали предложение в тетради. У. – В школу вы ходите для того, чтобы учиться грамотно писать, читать, считать и узнавать много нового.
| Слайд № 5 содержит предложение, которое появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Выцветание» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
– Сегодня у нас не просто урок, а урок-практикум. Вы будете исследователями. Тему нашего исследования вы узнаете, отгадав загадку: Жила – была конфета С веселою начинкой – Вот от нее бумажка С веселою картинкой! ( фантик) Вы никогда не задумывались, как конфеты, а точнее, фантики от них, связаны с русским языком? Конечно, вы правы, это связано с их названиями. - Мы в течение месяца собрали коллекцию фантиков и предлагаю с ними поработать. Но сначала мне хотелось бы познакомить вас со структурой урока-исследования, потому что мы сегодня будем работать учеными-исследователями. -Очень важно понять, что у любого урока-исследования есть ТЕМА. Какова тема нашего исследования? (названия конфет) - Следующее понятие – ПРОБЛЕМА. Что значит это слово? В чем проблема урока? (Как правильно написать эти названия) -Молодцы, все верно. Но какого результата мы хотим достигнуть к концу урока? К чему будем стремиться? (вспомнить и найти знакомые орфограммы, сгруппировать фантики, стать более грамотными людьми). Это наша ЦЕЛЬ -Еще одно новое и интересное слово – ГИПОТЕЗА. Что оно значит? (догадка, предположение). Мы работаем с названиями конфет с точки зрения разных разделов русского языка. Каковы ваши предположения о результатах? (возможно, в названиях встретятся орфограммы, и их можно сгруппировать, объединить) – Мы посмотрим на название кофет с разных сторон науки в русском языке. | Слайд № 6 содержит тему урока. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Панорама» ( по вертикали внутрь) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – Но сначала каждая группа выберет для себя задание, которое будет разрабатывать (конфеты на елке с заданием, представитель каждой группы выбирает задание по желанию) Лексика Морфология Синтаксис Фонетика Словообразование Орфография Дети выбирают карточки, знакомятся с заданием. Группа, которой досталась «Лексика», получает словарь Ожегова. Группа, которой досталось «Словообразование» – школьный словообразовательный словарь,«Разбор слова по составу» У.– Так как урок у нас не совсем обычный, то и оценивать я вас буду необычно. За каждый ответ вы будете получать конфеты
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – С чего начинается любое исследование? Нужно объяснить, что оно обозначает. А какая наука объясняет значение слова? Д. – Лексика. (слайд) Запись в тетрадях: 3. Лексика (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Лексика», остальные слушают и добавляют свои высказывания) У. – Как бы вы объяснили значение слова «фантик» маленькому брату или сестре? (дети объясняют) У. – Посмотрим, как объясняет это слово Сергей Иванович Ожегов. (дети читают, слайд высвечивается) Что означает слово « фантик» Обратимся к словарю С.А. Ожегова Этимология слова «фант» происхождение от немецкого «Pfan» -залог, заклад. фант - вещь, отдаваемая участником игры для жеребьевки Пример: Вынуть счастливый фант фантик fantik– пустая облатка, вощеная бумага, обертка для конфет
| Слайд № 9 содержит название раздела «Лексика». Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Уголки» (влево-вниз) Слайд тот же. Дополнение появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Уголки» (влево-вниз). Содержит портрет С.И. Ожегова и выдержку из «Толкового словаря русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. –Что означает слово фантик мы узнали. А из чего состоят названия конфет?( из слов) А слова состоят из чего? Какая наука изучает звуки? Д. – Фонетика. (слайд) | Слайд № 7 содержит название раздела «Фонетика» Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Уголки» (вправо-вверх) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Запись в тетрадях: 1. Фонетика. (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Фонетика», остальные слушают и добавляют свои высказывания) У. – Дайте определение, что изучает фонетика Д. – Фонетика – это наука, которая изучает звуки, их чередование, ударение, слоги. Раздел «Фонетика и орфоэпия» Карточка № 1 Расположи эти слова в алфавитном порядке. Апельсиновая, вишня, добрый совет, кузнечик, нюанс, столичные, хуторок, черная камелия, абрикос, гуси-лебеди, рачки, коровка, загадка, яблоко, лимонные. Карточка № 2 Составь круговую цепочку из слов (фантиков), где буква начала слава является той же буквой конца предыдущего слова. Снежок, Алёнка, абрикос, загадка, сказка, английский стиль, ледок, курьёз, Карабас-Барабас.
Карточка № 3 Выполни звуко-буквенный разбора слова. Грильяж, загадка, яблоко, ночь, трио, буревестник, южанка. Карточка № 4 Заполни таблицу, используя следующие слова (названия конфет): Буревестник, король, мятная, овсяные, куколка, пчелка, загадка, маска, Ксюша, сказка, ледок, малина, ночка, рачки, Жаклин, царские, радужный. Слова, в которых букв больше, чем звуков Слова, в которых звуков больше, чем букв Слова, в которых звуков и букв одинаковое количество Слова, в которых все согласные звуки мягкие Слова, в которых все согласные звуки твёрдые Слова, в которых все согласные звуки парные Слова, начинающиеся с сонорного звука Слова, начинающиеся со звука всегда твёрдого Слова, заканчивающиеся звуком всегда мягким Карточка 5 Раздели слова (названия конфет) по слоговой структуре слова. Халва, ананасовая долина, сочная долька, южанка, француженка, премьера, бухта песчаная, ассорти, Рузанна, лев, ночь, трио, сад, Умка, пчелка, снежок, серенада, ледок.
У. – Произведите фонетический анализ слова весна (Работа на местах. Один ученик из группы комментирует своё письмо) Проверка (слайд) У.– Подведём итог фонетического разбора. – Что можем сказать о количестве букв и звуков? (оно одинаково) – Сколько гласных? (3) – Сколько согласных? (4) – Какие звуки в слове не соответствуют написанию? (а,а) – Почему? (они находятся в безударном положении и произносятся как а) – Какие же трудности при этом появляются? (трудности правописания) | Слайд тот же. Фонетический разбор слова «» появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Развёртывание» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – В преодолении этих трудностей нам поможет следующий раздел. (слайд) Запись в тетрадях: 2. Орфография. (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Орфография», остальные слушают и добавляют свои высказывания) У. – Что изучает раздел орфография? Д. – Орфография изучает правила написания слов. У. – -Найти в названиях каких конфет есть орфограммы. -.Записать название конфет и выделить орфограммы, если можно подобрать проверочные слова. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – Какой раздел языкознания изучает образование слов? Д. – Словообразование. У. – Следующий раздел нашего исследования – словообразование. (слайд) (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Словообразование», остальные слушают и добавляют свои высказывания) У. – Из каких частей состоит слово? Д. – Корня, суффикса, окончания, приставки. У. – Без какой части не может существовать слово? Д. – Без корня. Раздел: «Словообразование» Карточка № 1 Выполните разбор слов по составу: Коровка, ириска, ореховые, Маргаритка, зимолюбка, лимонная, Зернушка, Рыжуха, Золотой ключик, буревестник. Карточка № 2 Образуй с помощью суффиксов новые слова: Яблоко, весна, ночка, ромашка, груша, барбарис, детям, желе, слива, коровка, вишня. Карточка № 3 Запиши слова (названия конфет) состоящие только из корня и нулевого окончания Эклер, пчёлка, дюшес, лимончики, курьёз, снежок, загадка, абрикос, сказка, Алёнка, ледок, Карабас-Барабас, грильяж, десерт. Карточка № 4 Запиши слова (названия конфет) состоящие из корня и окончания Эклер, вишня, пчёлка, лимончики, курьёз, слива, снежок, загадка, сказка, Алёнка, ледок, весна, яблоко. Карточка № 5 Запиши слова (названия конфет) состоящие из корня, суффикса и окончания Теремок, чародейка, снежок, лебедушка, Василек, Маргаритка, ореховые, морские, хуторок, черная камелия, абрикос, рачки, коровка, загадка, яблоко, лимонные. Карточка № 6 Запиши слова (названия конфет) состоящие из корня и суффикса и нулевого окончания. Снежок, ледок, теремок, загадка, детям, хуторок, черная камелия, абрикос, рачки, коровка, загадка, яблоко, лимонные. Карточка № 7 Запиши слова (названия конфет) состоящие из приставки, корня и окончания Загадка, апельсин, Жаклин, царские, радужный, зачарованные, ладья Карточка № 8 Подбери к словам форму слова и однокоренные слова: Слово из фантика Формы слова Однокоренные слова Загадка Детям Слива Морские | Слайд № 14 появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Часовая стрелка» (4 сектора). Содержит название раздела «Словообразование» Слайд тот же. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Часовая стрелка» (4 сектора). Содержит двусложные однокоренные слова | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – А какой раздел науки изучает части речи? Д. – Морфология. (слайд) (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Морфология», остальные слушают и добавляют свои высказывания) Раздел: «Морфология» Карточка № 1 Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род число и падеж имён существительных: Морские просторы, орешки для Золушки, шоколадный вечер, серенада ласточки, внуки Мазая, конфета на сливках, радость детям, двойной вкус. Карточка № 2 Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род, число и падеж имён прилагательных: Ореховая роща, дружные пилоты, топлёное молоко, испанская ночь, лесной олень, летний день, морские тайны, ласточкино небо. Карточка №3 Укажите род имён существительных: Ход королевы, желе, сладкая песенка, доля ангела, ромашковое настроение, морская звезда, серенада ласточки, орешки для Золушки. Карточка №4 Запишите существительные в три столбика: 1) женского рода, 2) среднего рода, 3) мужского рода. Яблоко, барбарис, метелица, астроном, ириска, Артёмка, коровка, медунок, весна, пилот, вишня, туесок, Яшка, желе, Лимпопо. Карточка № 5 Образуйте от данных существительных форму множественного числа: Ночка, озорница, Умка, туесок, вишня, весна, василек, яблоко, буревестник, ладья. Карточка № 6 Запиши имена существительные в два столбика: одушевленные и неодушевленные: Коровка, вишня, Яшка, слива, буревестник, васильки, пилот, ладья, астроном, ночка. Карточка № 7 Выберите одушевленные существительные, составьте с ними словосочетания и запишите их. Дюшес, восьмиклассница, Василёк, вишня, Умка, Маргаритка, озорница, черешня, Лимпопо, веснянка, Яшка. Карточка № 8 Определи склонение имен существительных: Черешня, туесок, озорница, желе, Василёк, Артёмка, ириска, пилот, яблоко, цветень, дюшес, снежок, удивление, медунок, серенада. Карточка № 9 Вставь пропущенную букву в окончания имен прилагательных, обозначь орфограмму: Сливочн_ карамель, тёмн_ ночь, летн_ день, спанск_ ночь, орехов_ роща, топлён_ молоко, шоколадн_ вечер, ромашков_ настроение, . Карточка № 10 Распредели фантики (слова) на две группы: имя существительное, имя прилагательное. Полярная, Жаклин, барбарис, апельсиновая, резеда, ромашка, радужный ореховые, Ксюша, мандариновые, папа Карло снежок, соната, удивление, василёк Умка, желейные, театральная, детям, мажорные.
Карточка № 11 Распредели имена существительные на группы: Умка, дюшес, француженка, халва, Алёнка, папа, Ксюша, рачки, лукоморье, Кара-Кум, ласточка, пчёлка, лимончики, белочка, причал, маска, весна, пилот, Лёвушка, сказка, маска, куколка, ассорти.
Карточка № 12 Раздели имена существительные на три группы: Сказка, Лимпопо, цветень, метелица, желе, дюшес, барокко, унисон, ледок, кислинка, загорье, ласточка, яблоко, весна, барбарис, белочка,
Карточка 13 Распредели имена прилагательные на две группы: Крестьянская, мандариновые, полярная, радужный, царские, мятная, ореховые, морские, арахисовое, молочная, мажорные, театральная, апельсиновая, сливочная.
Карточка 14 Распредели имена прилагательные на три группы: Крестьянская, трюфельная, фруктово-ягодная, лимонная-неугомонная, полярная, радужный, мятная, арахисовое, молочная, театральная, апельсиновая, сливочная.
| Слайд № 15 появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Шашки» (по горизонтали). Содержит название раздела «Морфология» Слайд тот же. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Случайные полосы» (по горизонтали). Содержит морфологический разбор слова «доброта» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У.– Какой раздел науки о русс ком языке изучает словосочетание и предложение? Д. – Синтаксис. (слайд) (учитель обращается к группе, которая выбрала раздел «Синтаксис», остальные слушают и добавляют свои высказывания) У. – Закончите предложение: «Синтаксис – это наука…» Д. – Синтаксис – это наука, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении. Раздел «Синтаксис» Карточка № 1 Составьте из данных слов текст и озаглавьте его: Жили-были, озеро Рица, внуки Мазая, ореховая роща, тёмная ночь, Артёмка, детям, весна, Маргаритка, ладья. Карточка № 2 Раздели словосочетания на группы: Ананасная долина, букет любви, гусиные лапки, Дарёнка дивная, итальянские тайны, мюсли с витаминами, звёздный бриз, золотой степ, дары солнца, любимая птичка, клубника со сливками, маленькое чудо, хрустящее лакомство, хрустящее чудо, шоколадная ириска, вкус лета, в стране Лилипутов, кот в сапогах, орешки в шоколаде, сказки Пушкина.
Карточка № 3 Разберите предложение по членам. Жако в гостях у ласточки. Карточка № 4 Составь предложения из словосочетаний. Подчеркни основу предложения. Морская звезда, нежная сказка, оранжевое небо, ореховая роща, парящая чайка, русское поле, снежная вершина, солнечное настроение. Карточка № 5 Составь предложения из словосочетаний. Определи падежи имен существительных. Премьера артиста, вкус лета, в стране Лилипутов, кот в сапогах, орешки в шоколаде, сказки Пушкина. | Слайд 16. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Случайные полосы» (по горизонтали). Содержит пословицу о доброте. Слайд тот же. По щелчку появляется тема раздела «Синтаксис» Слайд 17. Появляется по щелчку с помощью эффекта анимации «Панорама» (по горизонтали внутрь) и содержит синтаксический разбор предложения | ||||||||||||||||||||||||||||||||
- Представьте себе, что вы работаете на кондитерской фабрике и вам дали задание придумать эскиз фантика к новому сорту конфет и оригинально их назвать, но так, чтобы в названии встречались известные орфограммы. ( назвать её) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – МОЛОДЦЫ! | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
У. – Итак мы сегодня с вами исследовали фантики. Надеюсь, вам пригодятся эти знания. – Вам понравилось быть исследователями? Д. – (ответы) У. – Мы изучили фантики с точки зрения разных разделов. Каких? Д. – (ответы) У. – Сегодня на уроке мы много говорили о названиях конфет с точки зрения науки о языке. Ребята, а посмотрите на доску. У нас на доске, целое занятие просидел и смотрел как вы работаете Снеговик. А ведь у нас в комнате жарко, снеговик уж совсем приготовился растаять, давайте ему поможем – если вам занятие понравилось, возьмите синюю снежинку и прикрепите ее рядом со снеговичком, а если занятие не очень понравилось, то возьмите и прикрепите рядом со снеговиком белую снежинку. (Дети крепят на доске вокруг снеговика снежинки). Учитель: Молодцы ребята, вот сколько нового и интересного вы сегодня узнали. Снеговику нужен мороз, а детям дождь из конфет. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| |
Использованная литература.
С.И. Ожегов «Словарь русского языка», М., «Русский язык», 1988г.
В.И. Даль «Толковый словарь русского языка», М,. 1978г.
Д.Н. Ушаков «Большой толковый словарь современного русского языка», М., 1988г
Г. Никольская «Школьный словарь антонимов», Центрополиграф, 2009г.
О. Михайлова «Словарь синонимов и антонимов», У-Фактория, 2007г.
«Школьный фразеологический словарь». Сост. Л. Субботина, У-Фактория, 2008г.
О.Д. Ушакова «Разбор слов по составу», Санкт-Петербург, 2009г.
«Нестандартные уроки в начальной школе». Сост. М.С. Умнова, М., Глобус, 2008г.
9. http://slovardalya.ru/description/dobro/6510
10.http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-12782.htm
11.http://kpv-foto.ucoz.ru/board/4-1-2-0-0-0-0-25