Разработка открытого урока по Искусству в 9 классе.
ТЕМА: Синтез в искусстве театр, кино, мюзикл.
ЦЕЛИ УРОКА:
познакомить с понятием «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения.
дать представление о культуре современного мира визуальных синтетических искусств;
формировать знания учащихся о специфике синтетических искусств;
развивать зрительскую компетентность учащихся на основе произведений кино и театра;
воспитывать интерес к современным видам искусства.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Постановка целей, задач урока.
III. Формирование новых знаний.
"Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле".
Б.Брехт
1. Беседа.
Жизнь людей, природа, мир вещей, окружающая действительность отображается художниками в разных видах искусства.
- Какие виды искусства вам знакомы?
Архитектура, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, ДПИ), литература, музыка, хореография, театральное искусство, фотоискусство, киноискусство.
2. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между различными видами искусства или они существуют отдельно друг от друга?
Органическое соединение различных искусств в художественное целое образует синтез искусств.
СИНТЕЗ ИСКУССТВ - (от греч. – соединение, сочетание) органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.
Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства..
Раскрытие понятия - Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля.
Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и др..
Ребята, подумайте, где конкретно нашли своё применение в театре перечисленные виды искусства?
Непременным атрибутом музыкальных спектаклей являются дизайнерские решения: оформление афиши, программы, фотовыставок в фойе театра с изображением фрагментов спектаклей и участвующих в них артистов.
Как вы думаете: наше определение театра подходит другим синтетическим видам искусства – кино и телевидению?
В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. .
Зритель и слушатель испытывает на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария фильма или либретто спектакля.
Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет.
Эмоциональное переживание происходящих на сцене коллизий во много раз усиливается музыкой.
Особый сценический жанр — мюзикл, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства.
Их сочетание взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. . Мюзикл впитал в себя некоторые черты оперетты, водевиля, эстрадного шоу, варьете, отличающихся особым ощущением сценического времени, броскостью, яркостью материала.
Жанр мюзикла сформировался в США в начале XX в. и вскоре осуществил свое триумфальное шествие по всему миру. Некоторые зачастую называют рок-операми.
Какие рок-оперы, мюзиклы знакомы вам? Давайте подробней остановимся на рок-опере «Юнона и Авось»
-Один из самых знаменитых фрагментов этой рок - оперы является романс « Я тебя никогда не забуду», на сегодняшний день он самый популяризированный. Этот романс олицетворение жертвенной любви, ведь Кончита ждала возвращения своего любимого 35 лет, а ей в момент встречи с Резановым было всего 16 лет.
Давайте исполним этот романс.
- С каким чувством вы исполняли это романс?
А какое настроение у вас после его исполнения?
Какие чувства вы испытали при пении этого произведения?
При высочайшем уровне исполнения постановка вокала или пластики в мюзиклах и рок-операх принципиально иная, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать по-оперному, а танец — выглядеть балетным.
В наши дни широко применяют в киноискусстве связь между музыкой и цветом при создании постановок, разнообразных представлений (эстрадное шоу), в них для вовлечения зрителя в пространство, в атмосферу, задуманные по сценарию, используют ослепительные цветомузыкальные и световые эффекты, часто агрессивную звуковую среду.
Подлинный синтез достигается тогда, когда элементы различных искусств гармонично согласованы идейным замыслом.
Вспомните, какую роль в создании драматического спектакля играет музыкальное и художественное оформление;
- сформулируйте, какие жизненные ценности, человеческие идеалы раскрывают произведения синтетических жанров;
- Какой опыт приобретают современные зрители и слушатели в процессе общения с классическим искусством?
2. Обобщение и закрепление полученных знаний.
А сейчас выполним тест. ( работа в парах)
Разнообразие синтетических форм современных искусств представлено в кино и театре. Оно объединило в себе слово и пластику, изображение и музыку.
VI. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы говорили о синтетических видах искусства.
- Что происходит от слияния разных видов искусств?
( Рождаются новые жанры в театре и на телевидении).
(Рождаются вечные темы-любви, верности.)
Синтетические виды искусства более эмоционально воздействуют на слушателя. Тем самым они более понятны и популярны.
Д/З. Выполните эскиз декораций или костюмов к музыкальному спектаклю: опере, балету или мюзиклу (по выбору).
3. Выставление оценок за урок.