Раздел | Живая природа | ||||||||||
Предмет | Естествознание | ||||||||||
Школа: | Есенкольская средняя школа | ||||||||||
Дата: | Учитель:Петринич Наталья Анатольевна | ||||||||||
Класс: 2 | Количество присутствующих: 11 Количество отсутствующих: 0 | ||||||||||
Тема урока: | Как охраняют животных? | ||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | |||||||||||
2.2.2.5. Объяснять важность сохранения разнообразия животных. 2.1.2.4. Составлять план проведения наблюдения. 2.1.2.5. Проводить наблюдения согласно составленному плану и формулировать выводы. | |||||||||||
Развитие навыков:
| *Называть животных, вошедших в Красную книгу; *Рассказывать об изменениях в жизни животных; *Размышлять о необходимости охраны животных; *Формулировать правила поведения в заповедниках. | ||||||||||
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Все учащиеся смогут: | ||||||||||
* Назвать животных, нуждающихся в охране * объяснить важность сохранения разнообразия животных;
| |||||||||||
Большинство учащихся смогут: | |||||||||||
*Рассказать о заповедных местах Казахстана; * Рассказать о животных, занесенных в Красную книгу; * Рассказать о редких и исчезающих животных Карабалыкского района. | |||||||||||
Некоторые учащиеся смогут: | |||||||||||
| |||||||||||
Языковая цель
| Основные термины и словосочетания: охрана природы, Красная книга, заповедник. | ||||||||||
Используемый язык для диалога/письма на уроке: | |||||||||||
Вопросы для обсуждения: Какие правила поведения в природе нужно соблюдать? Почему животных нужно охранять? Как охраняют животных в Казахстане? | |||||||||||
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. | ||||||||||
Межпредметные связи | Межпредметная связь - ЗОЖ. Познание мира, литературное чтение | ||||||||||
Навыки использования ИКТ | ИКТ - просмотр видеоролика, презентация урока. | ||||||||||
Предварительные знания | Знание о сезонных изменениях в жизни растений и животных, приспособляемости отдельных животных к среде обитания. Способах питания животных и птиц. Некоторых правилах поведения в природе. Понятие о Красной книге Казахстана. | ||||||||||
Ход урока | |||||||||||
Этапы урока | Запланированная деятельность | Ресурсы | |||||||||
1. Создание положительного настроя | – Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я предлагаю всем встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на 1, 2, 3, 4, 5 и сделать следующее:
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через одну минуту ученики собираются в группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи, четвёртые, пятые номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. -– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Работа у нас будет интересная: вы узнаете новое, проведёте исследование, поработаете в паре, в группе, индивидуально и самостоятельно. | Дети встают в круг и выполняют необходимые действия
| |||||||||
2.Введение в тему | -Посмотрите сейчас видео ролик и скажите, о чем мы будем говорить на уроке, каковы цели нашего урока? (просмотр видео «Дикие животные», формат mp4, продолжительность 03.25 минут) (барсук, енот, бегемот, кенгуру, мышь, олень, пантера, верблюд, белка, ёж, леопард, лиса, носорог, тигр, белый медведь, жираф, волк, крокодил, рысь, панда, медведь, заяц, зебра, коала, лев, лось, слон, ягуар)
| видео «Дикие животные», формат mp4, продолжительность 03.25 минут | |||||||||
3. Постановка целей и задач урока | Учащиеся определяют, о чем будет урок (о животных) и цели урока -где живут животные, чем питаются, как выживают в природной среде. -Сегодня вы узнаете, об охране животных, о правилах охраны животных. Узнаете, что такое заповедники и для чего создана Красная книга. |
| |||||||||
3.Актуализация жизненного опыта | -- Каких животных вы узнали? - Какие из этих животных живут у нас в лесах? Учащиеся называют животных, обитающих в наших лесах: барсук, мышь, ёж, заяц, лось, лиса, волк . -Как вы думаете, могут ли животные влиять на жизнь людей? - Нужно ли охранять животных? С какой целью? |
| |||||||||
4.Работа по теме урока | Деление на группы по цветовым кругам: красный и белый. (Г) Попросить учащихся ответить на вопрос: как животные могут влиять на жизнь людей? (обсуждение в группах и ответы по одному представителю от группы) ( сова уничтожает мышей, жаба охраняет от червей огород, насекомые опыляют растения) (Г, И) Составьте рассказ от лица любого животного, какую он приносит пользу людям. Инсценируйте рассказ.
| Цветные кружки- белые и красные (по количеству учащихся)
| |||||||||
5.Физминутка | «У оленя дом большой» |
| |||||||||
| (К, И)-Почему животных нужно охранять? -Кому известно, как охраняют животных в Казахстане? -Для чего создают заповедники, заказники? -Кто знает, какие заказники есть на территории нашего района? (Михайловский заказник) -Почему он так называется? -Как вы думаете, какие животные там обитают? -Приносят ли они пользу человеку? Какую пользу приносят? Послушайте сейчас выступления учащихся о некоторых животных и скажите, почему они живут в Михайловском заказнике. Выступают с сообщениями о животных заранее подготовленные учащиеся. 1. Бобры – вегетарианцы. Они живут семьями и славятся своим умением строить плотины. Летом питаются водными и прибрежными травами, а ближе к осени начинают переходить на ветви и кору деревьев, так как в спячку не впадают. Осенью они заготавливают запасы на зиму. В природе бобры живут 20–23 года. 2. Косуля – изящное животное. Пасется в скрытых местах – среди кустарников или на краю леса. У косули много врагов: волки, рыси, браконьеры. Браконьеры – люди, которые занимаются незаконной охотой. 3. Куница – очень редкое животное. Хорошо лазает по деревьям, плавает в воде. Куница живет у мелких речек. Охотится куница вечером и ночью. Разоряет зимние запасы некоторых животных. -Как вы думаете, почему эти животные живут в Михайловском заказнике?
|
Сообщения учащихся
| |||||||||
6.Решение проблемного вопроса | -Нужно ли животных охранять? Что надо делать? -Может ли человек чем – нибудь помочь животным? Как? -Что создано для охраны животного мира?
|
| |||||||||
7.Работа по теме урока | (К, И) Работа с учебником. -Прочитайте информацию о Красной книге Казахстана. Обратите внимание на цвета страниц. (Г) Познакомьтесь с информацией о животных Красной книги. Соотнесите с уровнем опасности. 1.Выхухоль (желтая страница) Маленький насекомоядный зверек. Длинный хвост покрыт чешуйкам, тело – плотным мехом, а голова сужается и превращается в хоботок. Всю жизнь выхухоль проводит либо в воде, ,либо в норе. Питаются личинками насекомых, а зимой мелкой рыбой. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, так как смазан жиром. А это очень важно для зверька, ведь он плавает зимой. 2.Ирбис (красная страница) Это хищное млекопитающее. Конечности относительно короткие. Лапы широкие и массивные. Когти втяжные. Предпочитает скальные участки. Активен в сумерках. Охотится он главным образом на горных козлов и баранов. Живут барсы парами. Свои логова устраивают в пещерах и расщелинах между камнями. В январе-мае у него рождается 2-3 детеныша. В первые дни после появления детенышей самка согревает их, устилая логово шерстью, вырванной из собственного тела.
| Учебник стр.26-27 | |||||||||
8.Работа по теме урока | Просмотр презентации «Красная книга Казахстана» -Что означает каждая страница Красной книги? Красная страница – исчезающие животные. Белая страница – редкие животные. Желтая страница – уязвимые животные. Зеленая страница – восстановленные животные. -Какие из увиденных на презентации животных обитают у нас в Карабалыкском районе? (бобры) -На каких страницах Красной книги они расположены? (на зеленой странице) | презентация | |||||||||
9.Творческая работа | Оберегать нужно не только отдельные растения и животных, а всю природу, как единое целое. В нашей стране созданы заповедники, где сохраняется природная среда: нетронутые леса, горы, степные участки. Заповедники оберегают спокойствие дикой природы. Выступает заранее подготовленный ученик: На территории Казахстана создано 9 заповедников. Они служат для сохранения всего живого. Здесь запрещена любая деятельность: строительство, вырубка лесов, добыча полезных ископаемых, охота, ловля рыбы, все виды отдыха населения. Один из таких заповедников находится на территории Костанайской области. Это Наурзумский заповедник. Кроме животных здесь обитают птицы, рыбы, растут растения. А на территории Карабалыкского района находится Байкодамовское лесничество. Водятся здесь и редкие животные и птицы. Без разрешения на данной территории нельзя охотиться, вести хозяйственную деятельность.
(П) Из предложенного списка заповедников Казахстана выберете Наурзумский заповедник. (в группах лежат листы «Заповедники Казахстана») Заповедники Казахстана На территории Казахстана существует 10 заповедников. Они были созданы с целью сохранения редких животных, птиц и растений.
Заповедник «Аксу-Джабаглы» занимает площадь 128118 га в пределах Южно-Казахстанской и Жамбылской областей на стыке границ Казахстана с Узбекистаном и Кыргызстаном. Основная территория Аксу-Джабаглы занимает западную часть хребта Таласский Алатау и крайнюю северо-восточную ветвь Угамского хребта в интервале высот 1100-4200 м над уровнем моря.
Заповедник «Алма-Атинский» - создан 15 мая 1931 г. как Мало-Алма-Атинский с площадью в 15000 га. В 1935 г. после увеличения его площади до 40000 га, а затем до 856680 га, он стал именоваться Алма-Атинским и, кроме бассейна Малой Алмаатинки, включал уже Жаланашскую и Согетинскую долины с прилегающими горами. Однако в 1939 г. началась передача отдельных участков его территории различным организациям, а в 1951 г. заповедник был ликвидирован. Только 31 июля 1961 г. постановлением Совета Министров Казахской ССР № 524 заповедник восстановили, но уже на территории Чиликской, Табанкарагайской и Таучиликской лесных дач. Через три года, в 1964 г., его перенесли на современную территорию - в бассейн рек Иссык и Талгар. В настоящее время заповедник занимает площадь 71 700 га. Центральная усадьба находится в г. Талгар в 25 км от г. Алматы.
Заповедник «Алакольский». Первоначально площадь заповедника составляла 12520 гектаров, затем она была увеличена до 20743 гектаров. В настоящее время в него входят два участка: дельта р. Тентек (17423 га) и острова оз. Алаколь (3320 га). Вокруг первого участка создана двухкилометровая охранная зона площадью 21547 га. Вокруг заповедных островов — Улькен Аралтобе, Средний и Кишкене Аралтобе, также установлена двухкилометровая буферная зона площадью 5130 га, в пределах которой запрещены охота, рыболовство, стоянка катеров, лодок и других плавательных средств. Алаколь-Сасыккольская система озер занимает пустынную впадину между горными системами Джунгарского Алатау и Тарбагатая в юго-восточной части Казахстана. В центре впадины находится система крупных озер: Сасыкколь, Кошкарколь, Уялы, Алаколь, Жаланашколь.
Заповедник «Барсакельмес» общая площадь заповедной территории составляет 105879 га, а буферной зоны - 54947 га. В административном отношении заповедник расположен в Аральском районе Кызылординской области в 300 км на юго-запад от г. Аральск и в 210 км на запад от г. Казалинск.
Заповедник «Западно-Алтайский» занимает площадь 56078 га у северо-восточной границы Восточно-Казахстанской области на территории двух административных районов: Риддерского (ранее Лениногорского) и Зыряновского. Основные горные хребты: Линейский, Коксинский, Ивановский и Ульбинский, не достигают больших высот и имеют рельеф эрозионного характера. Тектонические формы определяют наиболее крупные черты современной орографии. Сложная геологическая история своими истоками уходит в далекое прошлое. Еще в докембрии и нижнем палеозое в результате тектонических движений был заложен фундамент складчатой горной страны, окончательно оформившейся во время герцинской складчатости. Ледниковые формы рельефа не имеют универсального значения для всей территории Алтая, но в ряде районов определяют специфику строения поверхности. Водно-эрозионные формы рельефа распространены повсеместно, и наиболее развиты в области среднегорий. Уникальные образования - гранитные останцы Линейского белка - один из оригинальных геологических памятников минувших эпох. В строении территории заповедника принимают участие изверженные породы пермского и девонского периодов, а также самые молодые четвертичные образования.
Заповедник «Каратауский» расположен Туркестанском районе Южно-Казахстанской области. Центральная усадьба заповедника находится в г. Кентау. Общая площадь 34,3 га. ерритория резервата занимает южный склон центральной наиболее высокой части хребта Каратау (г. Бессаз - 2167 м над уровнем моря). Рельеф местности среднегорный, четко отграниченные узкие гребни отрогов несут слабо развитые поверхности выравнивания. Только у северной границы заповедника расположено обширное нагорное плато Бессаз.
Заповедник «Кургальджинский» Кургальджинский заповедник в современных границах занимает около 2600 кв.км самой низкой части Тенгиз-Кургальджинской впадины, куда стекают основные реки между Казахским мелкосопочником и Кокчетавской возвышенностью. Рельеф здесь выровненный, к западу и югу от Тенгиза слегка всхолмленный. Абсолютные высоты впадины 304-420 м над уровнем моря. В заповедник включены два огромных озера, являющиеся конечным пунктом медленно несущей свои воды реки Нура. Как и другие озера Центрального и Северного Казахстана, они имеют циклическое наполнение (уровень воды в них значительно колеблется в зависимости от сезона) и многолетние колебания. Из-за этого мелководные озера год от года чрезвычайно различаются по размерам, форме и рисунку береговой линии.
Заповедник «Маркакольский» расположен на территории Курчумского района Восточно-Казахстанской области с целью сохранения уникального озера Маркаколь и окружающих его ландшафтов. Современная площадь заповедника составляет 75048 га, значительная ее часть (46045 га) приходится на акваторию озера Маркаколь. Сухопутная территория разделена на два участка, занимающих юго-восточное побережье и северные склоны хребта Азутау, а также долину реки Тополевки и часть водораздела Курчумского хребта. Заповедник окружен охранной (буферной) зоной площадью 2221 га. Для осуществления рекреационной деятельности в восточной части акватории озера выделена зона спортивного и любительского рыболовства площадью 1500 га. Географические координаты центральной части заповедника - 49°16' северной широты и 86°37" восточной долготы. Центральная усадьба расположена в поселке Урунхайка. Территориально заповедник находится в горах Южного Алтая, являющихся юго-западной периферией горно-таежных ландшафтов Южной Сибири, и в соответствии с физико-географическим районированием относится к Южно-Алтайской провинции Алтайской горной области.
Заповедник «Наурзумский» площадью 191381 га и включает три крупных участка - Наурзум (139714 га), Терсек (12947 га) и Сыпсын (38720 га), объединенных и окруженных охранной зоной общей площадью 116726,5 га. В административном отношении заповедник входит в состав Наурзумского и Аулиекольского районов Костанайской области.
Заповедник «Устюртский» своеобразен и неповторим природным облик Арало-Каспийского водораздела, в пределах которого расположено обширное щебнисто-каменистое плато Устюрт. На заповедной территории плато представлено лишь узкой полосой в 1-3 км и только на севере полосой в 5—10 км. Площадь заповедника 223342 га.
-Как вы думаете, почему я выбрала именно его? (находится на территории Костанайской области). -Теперь поработаем немного творчески по закреплению изученного материала. Вам нужно выполнить следующую работу: (Г) 1 группа – составить Красную книгу Казахстана (из предложенных картинок с животными отобрать те, которые занесены в Красную книгу и наклеить их на соответствующих по цвету страницам). 2 группа – составить кластер «Михайловский заказник». Обозначьте на кластере правила поведения в Михайловском заказнике. -Нарисуйте значки соблюдения правил поведения в заповедниках.
Презентация своей работы и оценивание.
|
Лист формата А4 со списком заповедников Казахстана
Листы А4 Клей Картинки животных Фломастеры маркеры
| |||||||||
10.Обобщение | - Почему природу необходимо сохранять в первозданном виде? -Как охраняют животных в Казахстане? |
| |||||||||
Рефлексия. | Оцените себя на уроке. Прикрепите соответствующую фигурку человечка на ваш уровень усвоения материала на уроке.
| Фигурки человечка Аппликация горы | |||||||||
Дополнительная информация | |||||||||||
Дифференциация- как я планирую помогать учащимся? Какие задания планирую давать более способным ученикам? | Оценивание- как я планирую отслеживать прогресс/знания учащихся? | Межпредметные связи Ценности ИКТ Самопознание | |||||||||
Сосредоточение внимания (по мере необходимости ) на отстающих учениках. Более способным ученикам предложу оказать помощь слабым одноклассникам | Учитель: -ставлю учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждаю их к ответу; -наблюдаю за работой учащихся; -анализирую ответы учащихся. Ученики: -формативное оценивание: «Большой палец». Учащимся предлагается оценить работу другой группы и выразить согласие или несогласие (Большой палец вверх – согласен, вниз – не согласен). -формативный опрос: форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Я задаю дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…». -«Светофор»: у каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он прошу учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
|
Творчество – коллаж, рисование, аппликация |