«Есть в красках отзвуки и звуки!»
Начнем сегодняшний урок с песни «Художник»
Кто должен быть, что бы появилась песня?
(Композитор, поэт)
То-есть если бы не было литературы исчез бы такой музыкальный жанр, ка песня.
Мы много говорили о связи музыки и литературы. В чем заключается эта связь? Приведите примеры …
Сегодня мы поговорим о музыке и живописи…Как вы думаете, связана ли так же как музыка с литературой музыка и живопись….
О чем вы только что пропели песню?....(О том как художник-ребенок рисовал наш мир-море, облака, солнце… разными красками…) Оказывается, существует связь и музыки с живописью. Давайте продолжим разговор об этом…
Сейчас прозвучит стихотворение, которое уже однажды в 3 классе звучало у нас на уроке
Болтунья стих
Ребята, кто-нибудь узнал этих стихи? (А. Барто «Болтунья»)
Я не спроста вспомнила эти стихи. Если бы вы были композиторами и вас попросили нарисовать портрет «Болтуньи» в музыке какую по характеру музыку вы написали бы….(Веселую, забавную, быструю)
Давайте сравним портрет вашей Болтунь и «Болтуньи» Д.Б.Кабалевского
«Болтунья» Д.Б.Кабалевского-слушанье.
Ребята, а смог бы художник изобразить эту девочку на картине?
И ка бы она выглядела бы? (Яркие краски, смешная, весела)
Такая же как в музыке и в литературе…Обратите внимание один и тот же образ прозвучал сейчас в музыке, в литературе и в живописи. Каждый из деятелей искусства нарисовал «Болтунью», только каждый сделал это по-своему. Поэт с помощью слова, композитор с помощью музыки, художник с помощью красок. В основе искусства лежат чувства. Художник накладывает палитру красок солнечных или хмурых в зависимости от содержания, композитор подбирает такие средства выразительности (характер, темп, ритм, динамику, инструменты… ), что бы каждый увидел солнышко за окном или дождь, чувства в книге заставляют нас смеяться и плакать.
Так, что же связывают искусства? Чувства связывают искусства.
Карточка - чувства, настроение.
А скажите еще, о чем пишут книги, картины, музыку? О жизни.
Карточка - содержание-жизнь
Давайте об этом прочтем в книге…Открыли стр.76
Хочу напомнить, «Картинки с выставки» Мусоргского-видео.
Но существует и прямая связь между музыкой и живописью. Есть масса картин на которых звучит музыка…
Картины(стр.168 Алеев)
Карточка - музыка на картинах
И вот о скрипке сейчас и пойдет разговор… Открыли стр.112
Давайте послушаем, как звучит скрипка…(играет
Что вы можете рассказать об этом инструменте?)
к какой группе инструментов симфонического оркестра относится скрипка? (струнные смычковые);
почему их так называют? (есть струны и смычок, при помощи которого извлекается звук);
назовите инструменты входящие в эту группу (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
-Скрипку очень часто сравнивают с человеческим голосом: скрипка поет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в руках мастера, имеет свой характер.
Вот как пишут о скрипке поэты(стр.113)
Рассматривание натюрмортов со скрипкой (с. 114-115)
В начале урока мы говори о портрете, при чем у видели портрет не только в живописи, где он занимает главное место, но и в литературе, и в музыке.
Сейчас мы откроем портрет в музыке и изобразительном искусстве, откроем для себя имя самого выдающегося в истории скрипача, великого итальянского композитора 19 века Никколо Паганини.
Учебник стр.116
Вы видите образ Паганини на картине, в скульптуре и познакомитесь с его образом в литературе.
Имя этого человека окутано легендами так же, как и история скрипки, с которой он не расставался до самой смерти.
Послушайте легенду и познакомьтесь с Каприсом Паганини….(фон музыка-читает Катя)
Легенда о Никколо Паганини.
В 1782 году на окраине итальянского города Генуя в переулке Черной кошки родился мальчик, которого назвали Никколо. Природа наделила его правильными чертами лица. Особенно были красивы его агатово-черные глаза, сверкавшие даже в темноте, и волосы, вившиеся колечками.
Кто же первым понял, что мальчика ожидает великое будущее? Его отец Антонио Паганини, бывший портовый грузчик, выбившийся в мелкие лавочники. Он любил на досуге играть на мандолине.
Однажды Антонио, играя, вполне отчетливо услышал голос четырехлетнего Никколо: «Папа! Ты в этом месте фальшивишь…» Антонио аж поперхнулся. Хотел влепить сынишке затрещину, но что-то его удержало. От жены он не раз слышал, что Никколо неравнодушен к музыке, весь обмирает, когда бьют колокола соседней церкви.
Стерпев упрек сынишки в фальши, Антонио протянул ему мандолину и сказал: «Ну, покажи, как надо здесь играть...» Обладавший абсолютным слухом малыш в мгновение ока сыграл как надо.
Этот и другие случаи убедили Антонио в том, что у него не сын, а настоящий клад, что из его дара можно извлечь немалую выгоду. Поднатужившись, он купил для Никколо крохотную скрипочку. Показав, как держать её на плече, как водить смычком по струнам, он в остальном положился на природные данные сына. Уходя в лавку, Антонио запирал сынишку в его комнате наедине со скрипкой. Много лет спустя Никколо напишет про «уроки» отца следующие строки: «Он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удваивать страдания, так что мне пришлось много физически страдать, и это сказывалось на моем здоровье». И это ещё мягко сказано! Истощенный каждодневными занятиями музыкой, мальчик заболел и впал в каталепсию – состояние на грани жизни и смерти. Родители сочли его умершим, положили в гроб и приготовились похоронить, как вдруг сынишка пошевелился…
По – прежнему глядя на Никколо как на свою удачу в жизни, Антонио нанял для него учителей музыки. Но, кажется, они особо мальчику не нужны. Один из них, послушав его игру, изумленно развел руками и сказал: «Я ничему не смогу научить тебя…» И отказался от занятий с чудо-ребенком. Другой учитель признался Никколо: «Я не нашел в твоей игре ни одной ошибки, ни единого нарушения чистоты формы…»Как-то богатый генуэзец, большой любитель музыки и обладатель редких скрипок, предложил мальчику пари: «Если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе скрипку Гварнери». Рассказывают, Никколо удивленно посмотрел на богача своими прекрасными черными глазами, раскрыл незнакомые ему ноты и сыграл по ним без остановки и без единой ошибки. Так он стал владельцем скрипки, стоившей больших денег.
Кстати, до сих пор самым дорогим в мире музыкальным инструментом считается скрипка, сделанная итальянским мастером Джузеппе Гварнери. В 2010 году она была продана на аукционе в Чикаго за $18 млн. Этим же мастером была сделана и любимая скрипка Паганини.
В возрасте одиннадцати лет Паганини дал свой первый публичный концерт. Люди были потрясены его виртуозной игрой. Скоро Паганини признали самым искусным в мире скрипачом. Это звание сохраняется за ним до сих пор.
Начав игру, он забывал про всё на свете, и вот тогда люди становились свидетелями ещё более удивительного явления: Паганини и его скрипка превращались словно в одно существо! Он становился её частью, а она – его.
Не находя объяснения экстраординарным исполнительским способностям Никколо Паганини, современники подозревали его в сговоре с самим дьяволом.
Разнообразные легенды окружали многие моменты биографии гения. Одна из них гласила, что его матери во сне явился ангел, предрекший её сыну судьбу гениального скрипача.
Скрипка будто бы стала продолжением его души и тела и была подвластна ему как никому другому. Сила воздействия искусства скрипача на слушателей была настолько велика, что доводила женщин до обморока, публика испытывала потрясение, словно перед каким-то сверхъестественным явлением.
На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой.
Но никакие слухи не помогли бы Паганини стать великим, если бы не исключительный музыкальный талант и трудолюбие музыканта.
Свою скрипку Паганини перед смертью завещал родному городу Генуе. Стоимость хранящегося в музее инструмента оценена в три миллиона долларов.
А вот, как изобразил портрет Паганини композитор Рахманинов в Вариации на тему Пагагнини.
Итак, как вы ответите теперь на вопрос: связаны ли музыка и живопись?
В чем заключается эта связь?
(обращаю внимание н карточки)
Домашнее задание: прочитайте рассказ К.Паустовского «Струна» и подумайте, как связано содержание рассказа с темой сегодняшнего урока.