Тема урока: Транспортные системы организма.
Цель урока: изучить строение кровеносной и лимфатической систем.
Задачи урока: 1.повторить ранее полученные знания; 2.сформировать у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и работе органов кровообращения; 3.развивать коммуникативные навыки; 4.систематизировать знания учащихся.
Оборудование : компьютер, Ролик- лимфатическая система , алфавит – шифровка, плакат кровеносная система, схема взаимосвязь транспортных систем ( рисунок), маркеры, словарь БСЭ, карта урока слова для выводов
Ход урока.
Проверка ранее полученных знаний:
Найдите ошибки в предложениях устно исправьте их :
1.Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его «могучего» здоровья.
2.В кровь человеку можно влить чистую воду.
3.Раны на морозе долго кровоточат.
4.Человек без крови погибает.
Понятия: эритроциты, лейкоциты, иммунитет, плазма, группы крови , иннокентий 8 .
А.Шифровка темы 20, 18,1. 15. 19, 17. 16. 18, 20, 15. 29. 6..
19, 10. 19. 20. 6, 14. 29. 16, 18, 4, 1, 15, 10, 9, 14, 1.
Б. Запись в тетрадь. Что относится к транспортным системам организма (найдите в учебнике и запишите).
В.Работа со словарем. Понятие -Кровеносная система организма
Понятие - Лимфатическая система организма. ( Проблема: Может ли человек обойтись без лимфатич. системы? без крови мы ответили, что умирает. Без чего невозможна транспортная система ( без сосудов)
Запись на доске:
Транспортная система
Кровеносная Лимфатическая
Учитель сообщает учащимся: кровеносная система включает сердце и кровеносные сосуды-артерии, вены, капилляры.
Запись на доске:
Кровеносная система
Сердце кровеносные сосуды
Вены артерии капилляры
Учитель: открываем страницу 102 ученика, самостоятельно читаем раздел « органы кровеносной системы» и заполняем таблицу в тетради:
Таблица: функции сердца и кровеносных сосудов
Виды кровеносных сосудов | Функции кровеносных сосудов |
1.артерии |
|
2.вены |
|
3.капилляры |
|
сердце |
|
Учитель вызывает ребят для проверки заполнения таблицы.
Учитель подвел учащихся к выводу, что кровь в организме человека движется только по сосудам.
Запись в тетрадь: кровеносная система, в которой движение крови осуществляется только по сосудам, называется замкнутой.
Транспортирует питательные вещества. Кислород, углекислый газ и др.
второй транспортной системой организма является лимфатическая система.
К ней относятся лимфатические капилляры, лимфатические узлы ,лимфатические сосуды.
Запись на доске для занесения учащимися в тетрадь:
Лимфатическая система
Лимфатические капилляры лимфатические сосуды лимфатические
узлы
видеофильм
зачем же нужна лимфатическая система? Ответы: фильтрует, очищает, дренирует кровь.
Кровеносная и лимфатическая система связаны между собой?
« Да тесно связаны.» дополняют одна другую: через капилляры крови в капилляры лимфы идет интенсивное поглощение избытка тканевой жидкости
Изобразите схемой или рисунком ( звучит музыка)
Как устроены кровеносные и лимфатические сосуды? ( устно)
Стенка сосудов кроме капилляров кровеносной и лимфатической системы состоит из 3-х слоев:
Наружный - образован соединительной тканью;
средний - образован гладкой мышечной тканью;
3 .внутренний - образован однослойным эпителием.
Внутренний слой сосудов образует кармановидные клапаны, которые препятствуют обратному току крови ( рис.105 стр.104) учебника
Выводы : проблема урока1) без сосудов, 2) не может т.к дополняет и очищает кровь.
Далее учитель проводит контроль усвоенных знаний на уроке.
На листочке подписываем фамилию и вертикально проставляем нумерацию от 1 до 5.
Задание: если изречение верно напротив цифры ставим « +», если изречение неверно напротив цифры ставим «-«.
Изречения для биологического диктанта:
1.артерии- это сосуды, по которым кровь течет от сердца;
2.обратному току крови по сосудам препятствуют кармановидные клапаны;
3.самые мелкие кровеносные сосуды-артерии;
4.кровеноная система человека -замкнутая;
5.стенка артерий состоит из 2-х слоев.
Домашнее задание: объявляю конкурс на лучший вопрос 3 вопроса по теме. - суждение