Учимся взаимопониманию

Урок самопознание в 4 классе.Используется во время прохождения раздела "Учимся общению"

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Краткосрочное планирование серии последовательных уроков

по предмету «Самопознание» в 4-х классах по разделу «Учимся общению» (8 ч)

учителя КГУ «СШ № 17» г. Риддера 4 «А» класса Саначевой Марины Дмитриевны.



Наименование занятия

Уроки самопознания по разделу «Учимся общению» (1 и 2 по счёту в разделе)

Тема: «Учимся взаимопониманию» (2 часа)

Ценность

Праведное поведение Любовь

Качества

Долг, совесть, благодарность, управление желаниями Любовь в семье

Цель

Углублять представления учащихся о взаимопонимании как основе добрых отношений между людьми.

Развивать умение слушать, слышать и понимать друг друга.

Углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. 


Задачи

- раскрывать значение понятия «взаимопонимание» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха; 
- развивать навыки ответственного поведения в семье; 
- показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.


Основные идеи,

отработанные на занятии

Вовлечение в групповую работу.

Умение выполнять правила работы в группах - задавать вопросы, уметь слушать мнение других детей и высказывать своё.



Результаты обучения

Научились выборочному и ролевому чтению произведений.

Закрепляли коммуникативные навыки и умение слушать друг друга.

Научились характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения.


Ресурсы

(материалы, источники)


«Самопознание» учебник для 4 класса общеобразовательной школы /

Калачева И.В., Кудышева Б.К. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. «Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательной школы/ Калачева И.В. - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г.

Дополнительный материал: притчи. Песня, аудиозапись мелодии для позитивного настроя, видеоролик, презентация. Бумага А 4, фломастеры, смайлики.

Содержание урока № 1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный момент Позитивный настрой

3 мин.

Пояснения учителя с целью определения темы урока:

- Слушать - значит воспринимать, различать звуки окружающего нас мира: речь человека, пение птиц, шум моря, шелест травы, шорох листьев и т.д. - Слышать - быть внимательным, чутким к мыслям и словам другого человека.

Рассаживание по группам. Эмоционально-психологический настрой на работу.

Определение темы урока.

Проверка домашнего задания 10 мин.

Понять и разобрать ситуации (с.28-30)

- В чем похожи герои? – Обладаете ли вы качествами, присущими Асету и Берику?

Составление вопросов по содержанию.

Дают совет, как развить нужные качества у героев.


Позитивное высказывание (цитата) 5 мин.

Цитата нашего урока: «Взаимопонимание – начало согласия»  Бенедикт Спиноза 
1. Как вы понимаете слово взаимопонимание? 

2. Как вы думаете, легко ли с вами общаться? 
3. Какие трудности возникают у вас в общении с незнакомыми людьми? 

4. Понимают ли вас близкие и друзья? 

5. Какие чувства вы испытываете, когда вас не понимают?


Беседуют по содержанию цитаты.



Обсуждают в группах ответы

на вопросы. 


Рассказывание истории (беседа) 8 мин.

Подарок, который учитель дарит детям, рассказывая притчу «Счастливая семья»

Живут в соседних домах две разных семьи. Одни всё время ссорятся, а у других всегда тишина и взаимопонимание.  Однажды, позавидовав мирной соседской семье, жена говорит мужу: 
– Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо. 
Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит: 
– Прости, дорогой, я виновата. 
– Нет, это ты прости, я виноват. 
Расстроился мужчина, и пошел домой. Дома жена спрашивает: 
– Ну, что, посмотрел? 
– Да! 
– Ну что? 
– Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.


Просмотр видеофрагмента -

притча «Счастливая семья»


Беседуют по содержанию.

Физминутка. 2 мин.

Звучит песня «Совершите чудо!»

Выполняют движения под музыку.


Творческая деятельность,

групповая работа 10 мин

Задание:

Читать по ролям или разыграть сценку

«Бывает и так!» (с. 36 - 37)

Дают оценку каждой группе,

учитывая выразительность, правильность

Характеризуют героев и объясняют мотивы их поведения.


Групповое пение 3 мин.

Содержание песни «Ты мне веришь или нет?»

(стр .34-35)  отражает тему урока.


Поют песню.


Домашнее задание 1 мин.

Работа в тетради (с. 22 – 25)

Раскрасить рисунки и составить рассказы.



Заключительная минута урока 3 мин.

Минутка тишины.

Садитесь поудобнее. Если же вам хочется, то вы можете закрыть глаза. (Звучит музыка). Я приглашаю вас совершить путешествие. Представим себе, что мы идем на высокую-высокую гору (пауза). Яркое солнышко своими золотыми лучиками радостно освещает дорогу на пути к высокой горе. Нам радостно и легко идти (пауза). На пути встречаются необычной и редкой красоты цветы, деревья, травушки-муравушки. Любуясь ими, мы медленно поднимаемся ввысь (пауза). Мы оказались на самой вершине горы (пауза). Мы пришли на эту вершину с другом/подругой. Мы помогали друг другу подниматься. Наши руки заботливо, надежно и бережно поддерживали друга/подругу. Мы каждую минуту чувствовали плечо и руки друг друга (пауза). Нам легко и радостно вместе с другом/подругой. Почувствуйте, как хорошо, когда рядом друг/подруга (пауза). Запомните это чувство (пауза). Пожмите друг другу руки. Запомните тепло дружеских рук (пауза). Сейчас мы будем возвращаться в свой класс. Солнышко своими лучиками осветило нам дорожку в родную школу. Мы счастливые и радостные идем по солнечной дорожке.

Формативное оценивание.


Рефлексия.

















Делают выводы по уроку,

подводят итоги.



Содержание урока № 2

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный момент Позитивный настрой

5 мин.

Под спокойную музыку чтение текста:

«Мысленная прогулка по лесу. 
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы пойдём гулять в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идёте, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и негромкое жужжание насекомых. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. (Пауза) А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, вздохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворения. Откройте глаза и улыбнитесь! 


Рассаживание

по структурированным группам.

Эмоционально-психологический настрой на работу

Сообщают, что представилось, понравилось и что почувствовали

Проверка домашнего задания 10 мин.


Показывают раскрашенные рисунки,

представляют составленные рассказы.


Позитивное высказывание (цитата) 2 мин.

Цитата нашего урока:

«Жизнь прекрасна, когда творишь её сам»  Софи Марсо  Вывод о том, что изменения, которые происходят в личностном развитии человека, создаются не прямым нравоучением и показом образца, а только собственными усилиями.


Беседа по содержанию цитаты.

Делают вывод.


Рассказывание истории (беседа) 10 мин.

Семья.  В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная - сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой семье такие дружные и счастливые люди. Когда правитель убедился, что все услышанное, правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удастся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней одно слово,

а затем отдал это правителю.

Прочитал правитель написанное на бумаге,

и на лице его выразилось удивление. 
• Подумайте, какое слово написал старец?

(На листе было написано слово ВЗАИМОПОНИМАНИЕ) 
Беседа. Каждый человек нуждается в поддержке родных и близких людей и стремится создать свою семью. Не у всех это получается. 
• Как вы находите взаимопонимание с близкими? 
Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи? 
• Бываете ли вы грубы, раздражительны по отношению к родным и близким? 
• Какую семью вы хотели бы создать?

Вывод: От взаимопонимания и поддержки друг друга зависит мир в семье. 

Взаимопонимание – это умение слушать, слышать и понимать друг друга. Взаимопонимание достигается в искреннем общении, при внимательном и уважительном отношении друг к другу. 
Взаимопонимание – основа добрых отношений между людьми. Приятно общаться с собеседником, который умеет слушать, слышать и понимать другого. 


Слушают притчу










Учащиеся отвечают.




Приводят примеры из жизни. 


Дают обоснования своим ответам.




Делают вывод о том, что такое взаимопонимание, и как его достичь.


Физминутка. 2 мин.

Презентация для физминутки «Дорога добра».

Выполняют движения под музыку

Исполняют песню.


Творческая деятельность,

групповая работа

10 мин.

Чтение текста «Зимний дуб»  (с.38-42)
1. О чём этот рассказ? 

2. Что помогло Анне Васильевне понять своего ученика? 
Слово учителя:

Подумайте о тех людях, с которыми вам не удалось достичь взаимопонимания.

Проблемный вопрос: - Что делать?

Отвечают на вопросы.

Обсуждение в группах.

Характеризуют героев и оценивают мотивы их поведения.

Составление советов:

Попытайтесь найти причины этого.

Сделайте всё от вас зависящее, чтобы общение стало приятным.

Групповое пение 2 мин.

Содержание песни «Давайте говорить друг другу комплименты» Б.Окуджавы (стр.42)  по теме.


Исполняют песню.


Домашнее задание – 1 мин.

Творческое - Увлечения членов моей семьи

Стр. 35 в учебнике и с.26 в тетради

- Описать ситуации и дать советы по достижению взаимопонимания.


Заключительная минута урока 3 мин.

Минутка тишины. И в тему – притча
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки, какой – нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки. 
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. 
Однако хозяин ответил ему: 
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…» 
А теперь закройте глаза и сохраните в сердце полученные знания. Формативное оценивание.


Рефлексия.














Вспоминают цитату урока.

Делают выводы,

подводят итоги урока.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее