Система воспитания в классе « Семья и школа»
Воспитывает всё: люди, вещи , явления, но,
прежде всего и дольше всего— люди . Из них
на первом месте – родители и педагоги.
( А.С. Макаренко)
Пояснительная записка
Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с идеалами
общества. Государство и семья в процессе воспитания ставят перед собой единую цель и общие задачи и несут равную ответственность за формирование каждого ребёнка.
Органическое сочетание школьного и семейного воспитания обеспечивается тесным взаимодействием семьи, детских дошкольных учреждений, школы, детских и юношеских организаций и общественности.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность, творческий союз детей и взрослых: педагог—ученик—родители .
«Педагогов, детей и родителей должна объединять забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности».
Коллектив семьи и школы имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. В семье ребёнок приобретает знания, умения и навыки в различных областях и прежде всего в области общения, человеческих отношений. А школа призвана развивать ребёнка и расширять его кругозор с применением новых информационных технологий, нетрадиционных форм и методов воспитания. Весь учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на решение проблемы здоровьесбережения учащихся.
Школа и семья должны не только удовлетворять запросы, уже имеющиеся у детей, но и формировать духовные потребности. Внеклассная работа в школе очень существенна. Она способствует еще большему сближению детей и родителей между собой. Создаются еще более благоприятные условия к тому, чтобы школа стала вторым родным домом для учащихся, чтобы у них росла любовь и привязанность к школе.
Очень важно, чтобы различные компоненты воспитательной работы действовали в одном и том же направлении, согласованно.
Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников — это одна из актуальнейших задач.
Не следует забывать важной истины: хотя отдельные линии и методы воспитания, если они рациональны, сами по себе тоже приносят какой-то результат, однако их эффективность неизмеримо возрастает, когда они образуют стройную систему.
Классный руководитель – школьная мама, причем многодетная. Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости. Очень важен стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего личностью самого классного руководителя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками. Хороший контакт с родителями учащихся и активное привлечение их к участию в воспитательном процессе будет способствовать развитию классного коллектива (его сплоченности, желанию вместе общаться в свободное время и т.д.), повышению учебной мотивации, росту уровня воспитанности учащихся. Вся работа с родителями направлена на повышение уровня воспитанности учащихся, предотвращению негативных явлений, тесное взаимодействие семьи и школы.
У каждого ребёнка есть желание жить в дружной семье, благополучной, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. В этом , как мне кажется может помочь моя система воспитания « Семья и школа».
Основными ценностными ориентирами системы воспитания стали: здоровье , человек, любовь к Родине, знания , труд, культура,семья.
Цель: воспитание всесторонне развитой личности учащегося через коллективно-творческие дела, взаимодействие семьи и школы, индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его способностей, трудовых навыков и умений, привлечение каждого ребёнка к выполнению коллективных заданий, ценностное отношение к собственному здоровью.
Задачи:
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности.
Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся.
Основные принципы организации воспитания
1. Принцип гуманистической направленности. 2. Принцип природосообразности. 3. Принцип культуросообразности. 4. Принцип эффективности социального взаимодействия, открытости воспитательной системы. 5. Принцип вариативности, последовательности и систематичности. 6. Принцип взаимодействия и сотрудничества педагога и родителей.
Содержание системы воспитания « Семья и школа»
Здоровьесберегающие технологии воспитания
Школьные и районные спортивные мероприятия.
Походы и экскурсии.
Дни здоровья
Встречи с медицинскими работниками
Конкурс творческих работ « Дети мира против наркотиков»
Занятия в спортивных секциях.
Районный конкурс литературного творчества «Пишем книгу о правильном питании» в рамках реализации программы о правильном питании .
Часы общения, беседы, акции по тематике здорового образа жизни.
«Весёлые старты», посвящённые месячнику «Спорт против наркотиков».
2. Технология умственного воспитания
Вовлечение учащихся в кружки.
Интеллектуальные марафоны.
Познавательные классные часы по предметам.
Международные олимпиады «Кенгуру», «Русский медвежонок».
Викторина- путешествие « От станции к станции».
Конкурс презентаций : «Это интересно».
Беседа психолога «Развитие внимания, памяти, мышления»
Экскурсия в планетарий г. Новороссийска.
Технология гражданского воспитания.
Конкурсы, викторины по правовой тематике.
Интерактивные игры, дискуссии на тему « Я имею право на…».
Встречи с инспектором ГИБДД, участковым милиционером.
Цикл классных часов: «Я—гражданин», «Я и семья».
Театрализованное представление «Все работы хороши!».
Анкетирование» Портрет моего Я».
4.Технология экологического воспитания.
Экологическая сказка ко дню Чёрного моря « Сказка о золотой рыбке»
Акция по озеленению школьной территории, оформление цветников.
Экскурсии «По родным местам»
Фотоотчёт «Природа в опасности»
Анкетирование «Какие добрые дела ты сделал?»
Технология эстетического воспитания.
Концерт - поздравление для мам и бабушек.
Выставка творческих работ учащихся из природного материала «Праздник осени».
Инсценированный классный час « Матушка –зима».
Поездка в музыкальный театр г. Краснодара на представление «Дюймовочка».
Презентация поделок « Пасха в твоей семье»
Организация походов, экскурсий, посещения театров, концертов, выставок
Музыкальная композиция « Детство опаленное войной».
.
Игровая технология воспитания.
Интеллектуальные игры « Умники и умницы» .
Ролевая игра « Суд над человеком»
Классный огонёк « Давайте говорить друг другу комплименты».
Викторина « Вместе дружная семья».
Проведение игр на переменах.
Организация свободного времени детей.
Занятость летом в лагере дневного пребывания.
7. Технология проектирования.
Фотовыставка « моя мама— лучше всех».
Творческая мастерская детей и родителей « Столовая для птиц».
Акция милосердия « Подарок другу»- морякам г.Новороссийска, помощь тяжело больной девочке нашей школы Петренко Анне.
Презентация « Как я отдыхал летом».
Проект добрых дел « Ежели вы вежливы», « Что такое хорошо».
8. Технология патриотического воспитания.
Конкурс рисунков « Победа деда—моя победа».
Встреча с ветеранами « Спасибо за жизнь»
Участие в открытом первенстве города-героя Новороссийска по борьбе самбо, посвящённом 65-й годовщине высадки десанта на Малую землю и 40 летию операции «Бескозырка».
Совместная экскурсия детей и родителей на Сопку героев , посвящённая 65 летию освобождения Крымского района.
Выставка-форум «Православная Русь – ко Дню народного единства».
Экскурсия на аэродром Крымского гарнизона с посещением музея Боевой славы
.
9.Технология трудового и семейного воспитания.
Экскурсия. Где работают мои родители ?
Классный час . « Семейные обязанности».
Сочинение « Моя семья».
Конкурс семейного творчества « Делаем своми руками».
Ежедневные добрые дела « Улыбка в доме».
Защита рефератов « Традиции моей семьи»
Выставка домашних растений « Цветик – семицветик»
Кукольный спектакль « Откуда пришёл хлеб»
Конкурс рисунков « Труд моей семьи».
Дискуссия « Взаимопонимание в семье»
Игра- викторина «Семейный эрудит»
Добротворческая деятельность (помощь окружающим, забота о близких, старых, больных людях...)
5