МБОУ Ефремовская СОШ
«Утверждаю»
Директор МБОУ Ефремовская СОШ
_____________/Мисиков В.Д
от ______2018 г.
Содержание.
Паспорт Программы
Пояснительная записка.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Цели и задачи Программы.
Срок реализации Программы.
Механизм реализации Программы.
Ожидаемые результаты.
Система организации и контроля.
Приложения.
1.Паспорт Программы.
Наименование Программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра» |
Цель Программы | Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие. |
Основные задачи Программы. | Формировать у обучающихся знания и систему представлений о правовом и политическом устройстве общества. 2. Создавать условия для обучения учащихся приемам безопасного и ответственного поведения. 3. Формировать у обучающихся толерантность. 4. Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время. 5. Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним. 6. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. 7. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 8. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде. |
Сроки реализации Программы | 2018-2021 гг. |
Основные участники Программы. | 1. Педагогический коллектив школы. 2. Обучающиеся 1-11 классов. 3. Родители (законные представители) обучающихся 4. Муниципальные учреждения и ведомства системы профилактики. |
Нормативно-правовое обеспечение Программы. | 1. Конституция Российской Федерации. 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Семейный кодекс РФ. 4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 5. Закон РФ «Об образовании». 6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120. 9.Муниципальный регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних. 10. Устав МБОУ Ефремовская СОШ. 11. Локальный акт «Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет». 12. Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся». 13. Локальный акт «Положение о Совете профилактике». |
Кадровое обеспечение Программы. | директор МБОУ Ефремовская СОШ заместитель директора по ВР; педагоги; совет Профилактики; методическое объединение классных руководителей; педагог-психолог; социальный педагог: старшая вожатая, органы ученического самоуправления; руководители кружков и секций; родители (законные представители); библиотекарь; участковый, инспектор ОДН; родительские комитеты школы; |
Ожидаемые результаты Программы. | Высокий уровень медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы. Отсутствие факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде. Исключение фактов постановки на учет в КДН и ЗП подростков с девиантным поведением. Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, форумах, семинарах, круглых столах. Сформированный образ выпускника школы, как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющей высокое самосознание, ориентированное на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами. |
Система организации контроля за исполнением Программы. | Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители. |
2. Пояснительная записка.
Человек не может жить на свете,
Если у него нет впереди ничего радостного.
Истинным стимулом человеческой жизни
Является завтрашняя радость.
Макаренко А.С.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация, и прежде всего то, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и правонарушения. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.
Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.);
медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с повторным браком и сводными детьми);
социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.
Сегодняшний подросток находится в плену романтического ореола блатной «карьеры», поэтому взрослым главное не закрывать на это глаза. В поединке с рекламой, призывающей к роскоши, и блатным шансонам, педагог выйдет победителем и спасет жизнь ребенка, если поймет: рассказать – значит показать, а вести за собой – значит являться хорошим наставником и знающим другом, за которым хочется идти. Очень важно не быть дидактом, который буквально отрицает девиантное поведение, а стать знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути к девиантному образу жизни.
Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему, во многих школах создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди обучающихся. Каждое учебное заведение старается найти свой подход в решении данной проблемы, использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы.
Проблема правового воспитания ребенка остается актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание необходимо уделить детям подросткового возраста, так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Представленная нами программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.
3. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений. В программе применяются следующие понятия: несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет; безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними; индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм; девиантное поведение - отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов; просоциальное поведение - деятельность человека, которая осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Является противоположностью антисоциальному поведению; аддиктивное поведение – пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической и физической зависимости.
|
4. Цели и задачи Программы.
Целью Программы является создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.
Программа направлена на решение следующих задач:
Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Оказывать помощь в формировании морально-волевых качеств обучающихся.
Создать благоприятный психолого-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Срок реализации Программы.
Название этапа | Срок реализации |
I этап – Подготовительный. Разработка программы. 2018-2019 учебный год. | - совершенствование нормативно – правовой базы; |
II этап – Внедрение концепции Программы. 2018-2020 учебные годы. | -оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; –использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения. |
III этап- Рефлексия. 2020-2021 учебный год. | -обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации; |
6. Механизм реализации Программы.
Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально - педагогической помощи, предполагает:
сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности.
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций
( блоков):
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Календарный план мероприятий по проекту программы
№ п\п | Содержание работы | Классы | Сроки | Ответственные | ||
1. Организационные мероприятия | ||||||
1
| Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы. | 1-9
| сентябрь
| Кл. рук. 1-11 кл.
| ||
2 | Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | 1- 9 | сентябрь
| Кл. рук.1- 11кл, соц. педагог
| ||
3
| Организация заполнения в классах социальных паспортов
| 1- 9
| сентябрь
| Кл. рук.1-11 кл.
| ||
4
| Составление банка данных и социального паспорта школы
| 1- 9
| До 01.10
| Соц. педагог, зам дир. по ВР
| ||
5
| Планирование и корректировка мероприятий по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ОДН | 1- 9
| сентябрь- октябрь
| Секретарь КДН, Инспектор ОДН, зам. дир по ВР, соц. педагог | ||
7 | Анкетирование уч - ся с целью выявления склонности к правонарушениям
| 5- 9
| сентябрь
| Педагог- психолог
| ||
9 | Вовлечение «трудных» уч - ся в работу кружков и секций.
| 2- 9
| Сентябрь октябрь
| Кл. руководители
| ||
10 | Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б) посещение семьи; | 1- 9 | По мере необходимости | Соц. педагог, Зам дир. ВР | ||
11
| Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся «группы риска» в неблагополуч- ные семьи.
| 1- 9
| 1 разв четверть
| Администрация школы, соц. педагог, педагог психолог
| ||
12
| Сверка документации школы и ОДН района по уч-ся, стоящим на учете в ОДН. | 5-9
| сентябрь | Соц. педагог | ||
2. Работа с учащимися. | ||||||
1
| Оказание учащимся информационно - правовой помощи, защита их интересов: а) работа лектория правовых знаний (по отд. плану); б) сектора дисциплины и порядка; | 7-9 | раз в месяц | педагог - психолог Зам. дир. по ВР, приглашение специалисты
| ||
2
| Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе
| 1-9
| По мере необходимости.
| соц. психологическая служба | ||
3
| Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода
| 1-5
| сент. окт.
| педагоги психологи
| ||
4
| Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование специалистов | 1-9
| Постоянно
| педагоги психологи школы | ||
5
| Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы)
| 1-9
| Постоянно
| Зам. дир. шк. по ВР, кл. руководители
| ||
6
| Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.
| 6-9
| В течение уч. года
| Соц педагог, учитель обществознания. | ||
7
| Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: а) через работу сектора дисциплины и порядка б) тренинговые занятия со специалистами; в) «круглые столы»
| 5-9
| В течение года
| Администрация школы, педагоги – психологи, кл. рук.
| ||
8
| Охват организованным отдыхом и трудом учащихся «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.
| 1-9
| В течение года
| Пед. коллектив школы
| ||
9
| Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска». | 1-9
| Ежедневно
| Администрация школы, кл. рук.
| ||
3. Работа с семьей | ||||||
1
| Изучение социального положения семей учащихся школы.
| 1- 9
| сентябрь
| кл. рук., соц педагог, зам. дир по ВР
| ||
2
| Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.
| 1-9
| сентябрь
| Соц. педагог, классные руководители
| ||
3
| Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану)
| 1-9 | 1 разв четверть
| Администрация Кл. руководители
| ||
4
| Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
| 9
| постоянно
| кл. рук.
| ||
5
| Консультирование родителей: а) педагогами школы; б) приглашенными специалистами
| 1-9
| По мере необходимости
| Пед. коллектив, психологи, медики | ||
6
| Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. | 7-9
| ноябрь
| Администрация школы.
| ||
7
| Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми «группы риска»; а) на «круглых столах»; б) на классных и общешкольных родительских собраниях.
| 1-9
| 1 раз в четверть
| Классные рук., Администрация школы
| ||
4. Правовой всеобуч учащихся. | ||||||
1
| Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.
| 1- 9
| по воспита-тельным планам | Кл. руководители
| ||
2
| Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие, нарушение правил поведения в школе, в обществе)
| 1-9
| В декады ЗОЖ | Администрация школы, классные рук, педагоги психологи, соц. педагог.
| ||
5. Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании. | ||||||
1
| Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.
| 5-9 | Начало, конец учеб-ного года | Зам. дир. по ВР, психолог
| ||
2
| Привлечение узких специалистов ЦРБ для профилактики вредных привычек.
| 6 - 9
| 1 разв четверть
| Зам. дир.шк. по ВР, Педагоги - психологи
| ||
3
| Проведение акций «За здоровый образ жизни» (по отдельному плану)
| 1-19
| В течение года | Зам. дир. шк. по ВР, классные рук.
| ||
4
| Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся.
| 5 - 9
| По плану лектория
| Уполномоченный по правам ребенка, кл. рук. |
Ожидаемые результаты.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
снижение /отсутствие количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков.
1 блок. | отсутствие семей обучающихся, состоящих в муниципальном и областном едином банке социально-опасных семей; создание условий для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. |
2 блок. | получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи; получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; получение информации о состоянии здоровья учащихся; высокий уровень воспитанности обучающихся 1-11 классов. |
3 блок. | устойчивая положительная жизненная позиция несовершеннолетних; отсутствие или уменьшение количества обучающихся, имеющих вредные привычки; увеличение количества детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении, молодежных форумах и слетах; отсутствие или уменьшение количества детей, поставленных на внутриклассный и Внутришкольный контроль, на учёт в КДН; высокая активность обучающихся в организации и проведении мероприятий, способствующих повышению правовой компетентности. |
4 блок. | создание приоритетного родительского воспитания; организация педагогического просвещения родителей; построение демократической системы отношений детей и взрослых; отсутствие или уменьшение социально-неблагополучных семей; высокая активность участия родителей в профилактических мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом. |
8. Система организации и контроля.
Классно-обобщающий и тематический контроль.
Изучение документации Совета Профилактики.
Изучение результатов диагностирования «Уровень воспитанности обучающихся».
Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся «группы риска».
Анализ проведённых акций, мероприятий.
Протоколы классных и общешкольных родительских собраний.
Акты обследования неблагополучных семей, семей обучающихся, состоящих на внутри школьном контроле и учёте в КДН.
Количество разработанных и реализованных социально - ориентированных проектов, добровольческих акций.
Приложение
План работы Совета профилактики
МБОУ Ефремовская СОШ
на 2018/2019 учебный год
Цель:
закрепить созданные условия педагогического воздействия на учащихся «группы риска» и вовлечения их в учебную и внеурочную деятельность.
изучить, контролировать и корректировать поведение, учебу и взаимоотношения с родителями и сверстниками детей девиантного поведения.
Задачи:
Создание условий по развитию гуманистических отношений учителя и ученика, педагога и родителя, родителя и ребенка.
Регулярное выявление детей социального риска и групп асоциального поведения.
Рассмотрение проблем во взаимоотношениях отдельных учеников в коллективе и вне его.
№ заседания | Повестка дня | Сроки | Ответственные |
1 | Социально-педагогическая деятельность 1. Коррекция плана работы Совета профилактики. 2. Профилактическая работа с неблагополучными семьями, обучающимися и воспитанниками по докладным классных руководителей, воспитателей. 3. О снятии/ постановке обучающихся, воспитанников/ семей на учет ВШК. 4. «О повышении родительской ответственности за воспитание детей» | сентябрь | Члены Совета профилактики Социальный педагог Председатель Совета профилактики |
2 | 1. Профилактическая работа с обучающимися, воспитанниками по докладным классных руководителей, воспитателей. 2. Проблемы во взаимоотношениях участников образовательного процесса. 3. Результаты анкетирования подростков | октябрь | Члены Совета профилактики Социальный педагог. педагог- психолог |
3
| 1. Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей обучающихся 2. Соблюдение прав детей, находящихся на опеке. 3. Соблюдение правил поведения обучающимися, воспитанниками, состоящими на различных видах профилактического учета. 4. О снятии/ постановке обучающихся, воспитанников/ семей на учет ВШК. 5. Заседание совета №1 | ноябрь | Члены Совета профилактики Председатель Совета профилактики Социальный педагог Классные руководители |
4 | 1. Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и учете инспекции, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении. 2. Родительский лекторий «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек»», «Проблемы семейного воспитания»». 3. Заседание Совета профилактики. 4. Посещение уроков с целью – «Работа с трудными учащимися на уроке». 5. Подготовка к проведению добровольного анонимного информированного тестирования. 6. Анкетирование учащихся 8-9 классов с целью выяснения их занятости во внеурочное время.
| декабрь | Классные руководители Педагог - психолог |
5 | 1. Взаимодействие школы с другими субъектами профилактики. 2. Занятость подростков группы риска в летний период 3. Профилактическая работа с обучающимися, воспитанниками по докладным классных руководителей, воспитателей. 4. О снятии/ постановке обучающихся, воспитанников/семей на учет ВШК | январь | Члены Совета профилактики Председатель Совета профилактики Социальный педагог Классные руководители |
6. | 1. Рейды в семьи. 2. Классные родительские собрания. 3. Индивидуальные семейные консультации (с родителями учащихся, находящихся в социально-опасном положении). 4. Планирование работы с учащимися на зимних каникулах. 5. Заседание Совета профилактики. № 2 6. Распространение буклетов «Детский закон». 7. Беседа инспектора ОДН «Петарды омраченный праздник» 8. Беседа инспектора ГИБДД «Чем опасны зимние дороги» | февраль | Члены Совета профилактики Председатель Совета профилактики Социальный педагог Классные руководители |
7. | 1. Педсовет-практикум «Педагогические ситуации». Как избежать беды (суицид). 2. Посещение уроков с целью «Работа с трудными учащимися на уроке». 3. Классные родительские собрания. Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»
| Март
| Члены Совета профилактики Председатель Совета профилактики Социальный педагог Классные руководители |
8. | 1. Беседа инспектора ОДН «Закон на защите детства». 2.Участие в ярмарке рабочих и учебных мест. 3. Организация трудоустройства подростков. 5. Заседание Совета профилактики №3
| Апрель
| Члены Совета профилактики Председатель Совета профилактики Социальный педагог Классные руководители |
9. | 1. Проведение итогов работы Совета профилактики (анализ). 2. Заседание совета профилактики. Отчеты классных руководителей по индивидуальной работе с «трудными» учащимися. 3. Составление плана работы Совета на следующий год. 4. Организация трудоустройства подростков. 5. Итоговые родительские собрания во всех классах. 6. Беседа инспектора ГИБДД «Профилактика ДТП». 7. Беседа инспектора ОДН «Безопасное лето».
| май
| Члены Совета профилактики Председатель Совета профилактики Социальный педагог Классные руководители |
ПЛАН
профилактической работы по профилактики правонарушений и
безнадзорности учащихся, МБОУ Ефремовская СОШ
на 2018-2019 уч. год
Организационная работа.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ. Формирование банка данных на этих учащихся. | Сентябрь | Социальный педагог |
2. | Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет | В течение года | Социальный педагог |
3. | Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания (группа риска) | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог. |
4. | Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета | Перед каникулами (в течение года) | Социальный педагог, зам. директора по ВР |
5. | Рейды по неблагополучным семьям, семья учащихся группы риска. Обследование условий жизни опекаемых детей | В течение года | Зам. директора по ВР, инспектор ПДН, участковый, социальный педагог, педагоги, классные руководители |
6. | Заседания совета по профилактики | По мере необходимости | Члены Совета профилактики |
7. | Организация работы по правовому просвещению обучающихся | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
8. | Контроль за посещением занятий | Ежедневно | Социальный педагог, педагог-психолог |
9. | Организация диагностической и коррекционной работы | В течение года | Социальный педагог. |
10. | Участие в формировании банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
Индивидуальная профилактическая работа с учащимися,
состоящими на разных формах учета.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Изучение личности и составление дневников педагогического наблюдения учащихся, состоящих на различных видах контроля | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог. |
2. | Индивидуальные профилактические беседы с подростками | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, педагоги психологи |
3. | Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики | В течение года | Зам. директора по ВР, инспектор ПДН, социальный педагог |
4. | Работа по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин: - неадекватного поведения, - дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости. Изучение семейных взаимоотношений; социального окружения учащихся | В течение года | Социальный педагог, педагоги психологи. |
5. | Контроль над посещением и подготовкой к урокам | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
6. | Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учета, в кружки, факультативы | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
7. | Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий | В течение года | Классные руководители, зам. директора по ВР,
|
8. | Индивидуальные консультации социального педагога, педагога психолога инспектора ПДН, зам. директора по ВР | В течение года | Социальный педагог, инспектор ИДН |
9. | Рассмотрение персональных дел на заседаниях Совета профилактики правонарушений | В течение года | Члены Совета профилактики |
1.3. Профилактическая работа с родителями.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Посещение учащихся на дому целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком, оказания помощи семье | В течение года | Социальный педагог, педагог психолог, классные руководители. |
2. | Проведение цикла профилактических бесед, лекториев об ответственности родителей за воспитание детей. | Во время рейдов, родительских собраний | Социальный педагог, зам. директора по ВР |
3. | Выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям. | В течение года | Социальный педагог |
4. | Привлечение родителей к проведению общественно - значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок учащихся | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
Работа с педагогическими кадрами
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Индивидуальное консультирование педагогов | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог психолог |
2. | Учебно-просветительская работа | В течение учебного года | Зам. директора по ВР |
Аналитическая справка
МБОУ Ефремовская СОШ за 2018 - 2019 учебный год
Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а также государство в целом. Учитывая особенности современных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психологическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей, были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы в школе на 2018-19 уч.год:
Общие мероприятия
Создана электронная база данных по следующим категориям обучающихся в соответствии с откорректированными списками:
подростков, находящихся в социально опасном положении;
состоящих на внутришкольном учете;
состоящих на учете в КДН;
состоящих на учете в ОДН;
проживающих в неполных, семьях;
учащихся из многодетных семей;
детей – инвалидов;
детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
учащихся, занимающихся в творческих объединениях, кружках, спортивных секциях.
В сентябре совместно с классными руководителями была проведена аналитико-педагогическая работа по определению социального состава школы. По результатам данной работы были собраны социальные паспорта учащихся и составлены социальные паспорта каждого класса. На основании социальных паспортов класса был составлен социальный паспорт школы.
Социально-правовая защита детей
Социальным педагогом совместно с классными руководителями была оказана педагогическая и психологическая помощь через индивидуальные консультации с родителями.
Обсуждаемые вопросы:
- проблемы в воспитании и обучении детей (низкая успеваемость, поведение, внеурочная занятость, соблюдение режима дня школьника).
Особое внимание уделялось учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социально-педагогическая защита прав ребенка выражалась в следующих формах работы: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных и малообеспеченных семей). Постоянно осуществлялось посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами. Ежегодно проходит акция «Помоги собраться в школу», «Подари учебник». Ежегодно в нашей школе проводится месяц дисциплины и порядка. В этом году в январе месяце, этот месячник прошел под девизом «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». В рамках этого месяца прошли самые различные мероприятия, в первую очередь это тематические классные часы, беседы о профилактике ПАВ, приняли участие с 1 по 11 классы.
21 ноября 2018 года, в рамках проведения Всероссийского Дня правовой помощи детям в МБОУ Ефремовская СОШ прошёл ряд мероприятий, посвященный заявленной тематике. Во всех классах были проведены классные часы на тему: «Правовые знания - школьникам». В 1- 4 классах была организована игра «Свои права хочу я знать». Старшеклассникам напомнили об их правах и обязанностях, о том, что они должны отвечать за поступки, которые совершают по-новому, как взрослые люди, гости ответили на интересующие вопросы учащихся. В рамках Дня правовой помощи детям, учащимся 8 - 9 классов, которым исполнилось 14 лет, торжественно вручили паспорта.
Работа с неблагополучными семьями
На внутришкольном учете в 2018/2019 учебном году состоят 2 неблагополучных семьи . На протяжении учебного года осуществлялся контроль за ситуацией в семьях: проводились рейды по посещению этих семей, родителям давались рекомендации, консультации, приглашались на Совет профилактики, на КДН, при необходимости к работе подключали инспектора ОДН.
Работа с учащимися
Профилактическая работа с детьми:
С целью профилактики правонарушений среди обучающихся составлены планы: по профилактике правонарушений несовершеннолетних совместно с ОМВД, Совета профилактики, план работы с детьми «группы риска», план работы «Совета профилактики», план работы по «Профилактике суицида».
Для предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения обучающихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб ведомств системы профилактики в работе по этому направлению была проведена следующая система мероприятий:
Индивидуальные профилактические беседы инспектора ОМВД с детьми, состоящими на внутришкольном контроле, а также их родителями.
День здоровья – сентябрь, апрель;
В течение 2018-2019 учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников с отметкой в журнале учета, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями.
В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель посещали обучающихся по месту их жительства с составлением акта обследования условий жизни и воспитания. На внутришкольном учете в 2018/2019 учебном году состоят 3 несовершеннолетних. В течение года с ними проведены профилактические беседы с учащимися и родителями учащихся нарушающих дисциплину на уроках и на переменах, не выполняющих домашнего задания. Родители взяли под контроль посещаемость и успеваемость своих детей.
Проведены заседания Совета профилактики , на которых рассматривались вопросы о низкой успеваемости учащихся, нарушениях дисциплины.
Социальным педагогом и классными руководителями постоянно осуществляется контроль над ними, ведется воспитательная работа с данной категорией учащихся.
Все учащиеся, находящиеся на ВШУ заняты в кружках и секциях.
В школе планируется и проводится работа по ранней профилактике наркомании, токсикомании и употребления ПАВ. С целью формирования негативного отношения к наркотикам и наркомании, пропаганды здорового образа жизни социальным педагогом проведён информационно-правовой практикум в 9 классе «Это страшное слово – наркомания!».
В ходе мероприятия, учащиеся говорили о вредном воздействии наркотиков на детский организм, познакомились с законодательством в данной области, поучаствовали в диспуте (что помогает противостоять наркотикам и можно ли дружить с наркоманом). В заключение дети получили памятки «Как не стать жертвой наркомании». Также педагогом - психологом было проведено внеклассное мероприятие в 9 классе по формированию здорового образа жизни «Алкоголь, наркотики и здоровье». В ходе мероприятия ребята говорили о вреде никотина, алкоголя и наркотиков. Учащиеся познакомились с приёмами отказа от предлагаемых сигарет, алкоголя, наркотиков, сформулировали правила здоровьесбережения. Кроме того, ребята познакомились с результатами анонимного анкетирования об отношении к сигаретам, алкоголю и наркотикам, которое проводилось в их классе. Мероприятие заставило детей задуматься об отношении к собственному здоровью. В течение учебного года были проведены следующие мероприятия: по пропаганде ЗОЖ (классные часы «Мы за ЗОЖ», дайджест «Я выбираю жизнь», спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису, по прыжкам через скакалку, конкурсы стенгазет, агитбригад в рамках спортивного марафона «Говорим здоровью «Да!». 4. Работа с родителями. Достижение положительных результатов в работе возможно только в том случае, когда в работе задействованы все субъекты образования и воспитания: учащиеся, педагоги и родители. Всеобучу родителей наших учеников отведено отдельное место в плане по воспитанию и обучению. Школа уделяет большое внимание по работе с родителями. Ежегодно проводятся родительские лектории на различные темы. В рамках месяца семьи и семейных ценностей « Семья моя – отчизна светлая! В тебе одной все мысли и мечты» в нашей школе были проведены родительские лектории на тему «Повышение педагогической культуры родителей». В лектории приняли родители учащихся с 1 по 11 классы. В рамках оказания помощи семье в обучении детей школа: обеспечивает внутришкольный контроль посещаемости детьми уроков, доводит результаты до сведения родителей и совместно с ними принимает меры по недопущению прогулов занятий данными детьми; проводит разъяснительную работу с родителями по поводу повышения родительской ответственности за посещение детьми школы, а также за их успеваемость; создает необходимые условия для получения детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, образования, с учетом количества пропущенных ими уроков (отставания по программе от других учащихся) путем проведения дополнительных занятий с такими детьми в рамках группы продленного дня, факультативов, кружков, секций и т. д.; организует родительский контроль за успеваемостью детей; при наличии возможностей бесплатно обеспечивает детей из семей, находящихся в социально опасном положении, учебной литературой и иными принадлежностями, необходимыми в образовательном процессе, если такие семьи в силу тяжелого материального положения не могут приобрести их самостоятельно;
|
Родительский лекторий для родителей 7 классов
Тема: «Роль семейного общения в профилактике девиантного
поведения и негативных привычек»
Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу профилактике девиантного поведения в семье.
Методы: лекция, анкетирование.
Каждый родитель с пеленок пытается привить своему ребенку общественные нормы поведения. Поэтому любой малыш в возрасте от трех лет знает, что дядя, подпирающий забор возле дома — пьяница. И что на фотографии, наклеенной на двери подъезда, изображен плохой дядя. Мы проходим мимо «нехороших людей», гордо подняв голову, и только выдавливаем сквозь зубы: «Откуда, мол, такие берутся?» Ответ прост: вы не поверите, «берутся» они, как позволяем мы себе выражаться, из обычных российских семей, только вот атмосфера в них не всегда привычная. Было бы заблуждением считать, что у преступников: воров, убийц, насильников — родители непременно должны быть наркоманами, алкоголиками или тунеядцами. Разрешите вас разочаровать, делинквентные (преступные, криминальные) личности часто родом из благополучных семей. Конечно, среди ведущих социальных факторов, влияющих на развитие девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, следует выделить алкоголизм родителей, низкий уровень материального обеспечения, высокий уровень внутрисемейного насилия, дисгармоничное отношение в семье, разводы.
Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.
Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.
Принято выделять две категории причин асоциального поведения подростков: объективные и субъективные. Среди субъективных причин выделяют особенности темперамента, аномалии характера и его гармоничность, биологические реакции пубертатного (подросткового) возраста, психофизиологическое нездоровье. Бытует мнение, что особенно во внимании нуждаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Конечно, это бесспорный факт, но не следует снимать со счетов и период перехода от детства к зрелости. Примерно с 11 до 15 лет подросток переживает «гормональную бурю», наступает время физиологической и психологической зрелости. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Тогда еще не взрослый, но и уже не ребенок, заявляет миру о своем существовании. И, как театр начинается с вешалки, так самоутверждение подростка начинается с семьи. Теперь многое зависит от поведения родителей. Если подавлять личную свободу человека, пусть даже из самых гуманных побуждений, то он непременно захочет поскорее освободиться от давления.
К важнейшим объективным факторам асоциального поведения подростков, прежде всего, относятся те влияния, которые оказывает на них семья, — первичная микросреда, в которой закладываются основные черты личности. В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми. Важно научиться чувствовать ребенка, понимать его внутренний мир. Зачастую проявление агрессии — это выражение детского гнева и мести за несправедливость, психологическое насилие, отсутствие полноценных отношений с родителями, недоласканность.
В пубертатном возрасте такие дети вынуждены искать компенсацию эмоциональной неудовлетворенности вне стен дома. Подростки собираются в так называемые группы по интересам, стремясь к общению, дружбе, тогда и возникает опасность подпасть под влияние «дурной компании». Ну а к чему это приводит — мы читаем каждый день в сводке криминальных новостей. Всего этого можно избежать, если вовремя согреть душу ребенка родительской заботой, лаской, вниманием. Задумайтесь, что детский требовательный крик со временем может перерасти в агрессивное разрушительное поведение. Например, для подростков 11–13 лет развлекательным время провождением считается совершение актов вандализма.
Взрослые с утра до вечера пропадают на работе, а общение с ребенком ограничивается скупым вечерним допросом: «Ты обедал?» или «Какие отметки в школе?». К сожалению, на этом воспитательный процесс заканчивается. Вспомните, когда в последний раз вы вместе гуляли, ходили в кино, на концерт или просто говорили по душам? Затрудняетесь ответить, а вот именно так, совершенно незаметно рвется тоненькая нить доверия детско-родительских отношений. Подросткам свойственно создавать себе кумиров и имитировать их поведение. Подарите своему взрослеющему ребенку чуть больше нежности и любви. И тогда именно вы станете для него образцом для подражания, а не герои из боевиков и триллеров. И это не вымысел, а достоверный факт проверенный ни одним поколением неравнодушных родителей
Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.
Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.
Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.
Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.
Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.
Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.
Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.
Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:
В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.
В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:
Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
Несоответствие требований и ожиданий родителей.
Негибкость родителей.
Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
Непоследовательность в обращении с детьми.
Несогласованность отношений между родителями.
Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
Тревожность.
Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
Недоверие к возможностям детей.
Нечуткость.
Противоречивость.
Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.
Обработка результатов: Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ самому себе. Чем больше баллов вы набрали, тем больше взаимопонимания у вас с ребенком. Скорее всего, он видит в вас друга, нежели контролера.
Максимальное количество баллов в тесте для школьников и подростков — семь.
Желаю вам в жизни набрать гораздо больше баллов, чем в этом тесте!
Рекомендации родителям:
Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
Литература
Аграшенков А. «Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты»
Алмазов Б.Н. «Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних».
«Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-методич. Пособие» под редакцией М.И. Рожкова.
Захаров А.И. «Отклонения в поведении ребенка».
Классный час: «Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение»
для обучающихся старшей школы.
ЦЕЛЬ: формирование отрицательного отношения к наркотикам и психоактивным веществам, обучение учащихся пониманию и осознанию влияния наркотиков на будущее человека.
ЗАДАЧА:
Разъяснить понятия «наркотики» и «психоактивные вещества», объяснить их общие свойства и разницу между ними.
Разобрать традиции и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ.
Форма проведения: обмен мнениями.
Материалы для занятия: слайд – проектор, листы ватмана, фломастеры.
Предварительная подготовительная работа:
Учащимся класса предлагаются различные задания, которые они выполняют в зависимости от собственного интереса и желания.
Задание для всех учащихся – анкета, анализ которой станет основой подготовки классного часа. Результаты ответов учащихся на вопросы должны быть оформлены в виде плаката.
Вопросы анкеты:
а) существует мнение, что наркотики – это…
б) есть мнение, что наркотики положительно влияют на…
в) есть мнение, что наркотики отрицательно влияют на…
г) существует мнение, что ты не станешь наркоманом, если…
д) существует мнение, что с наркотиками надо бороться…
е) существует мнение, что с наркотиками нельзя бороться
Учащимся предлагается составить список причин, в результате которых человек становится наркоманом.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Приветствие ведущего и игра – активатор «Построиться по »
В.- Здравствуйте! Очень приятно всех вас снова видеть. Тема сегодняшнего занятия – «Наркотики» - это свобода или зависимость, полет или падение? Прежде чем приступить к теме мы сыграем с вами в игру.
Ведущий дает команду, и ученики на свободном от стульев и столов месте стараются как можно быстрее построиться в порядке возрастания по ряду сменяющихся признаков:
по росту; 2) по дням рождения (с 1 янв. до 31декабря)
по длине волос; 4) в алфавитном порядке по именам.
Вед. – Хорошо, все вдоволь повеселились. Эта игра наглядно показывает, что один и тот же человек может занимать разное место в зависимости от того, по какому признаку производится расстановка. А вот по каким признакам считать вещество наркотиком?
II Дискуссия: «Что такое наркотики и психоактивные вещества».
В.- «Сейчас мы устроим дискуссию по вопросу «Что такое наркотики?». Как вы ответили на этот вопрос в своем домашнем задании?
__________________________________________________________________
Пояснение для ведущего.
Следует сосредоточить внимание учащегося не на перечислении наркотиков, а на описании их общих свойств: способности изменять настроение, способности вызывать зависимость и т.д. Ответы учащихся записываются на доске, чтобы они были хорошо видны всем.
__________________________________________________________________
В. – Молодцы, вы прекрасно поработали, теперь совершенно ясно, что наркотики обладают различными свойствами.
III Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества»
В. – Специальные международные организации составляют официальные перечни наркотиков. На международном уровне перечни наркотиков содержатся в специальных конвенциях ООН, в России все наркотические средства и психотропные вещества включены в перечень, утвержденный постановлением правительства России.
Так вот, наркотик – это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в РФ.
Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень наркотиков. А вот алкоголь и табак не внесены. Чем же они тогда являются? Их называют «психоактивные вещества». Это такие вещества, после приема, которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир и самого себя.
Кроме алкоголя и табака существует еще и специальные медицинские лекарства: успокаивающие, обезболивающие, повышающие настроение (антидепрессанты) и др. Наконец, некоторые подростки вдыхают пары клея «Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и производятся вовсе не для этих целей). Клей «момент», бензин и растворители также относятся к психотропным веществам.
IV. Дискуссия: «Правила и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ».
В. – Немало психоактивных веществ и наркотических средств являются лекарствами, которые применяются для лечения болезней. Некоторые используются для развлечения, чтобы улучшить настроение.
Как вы думаете, существуют ли правила и законы, ограничивающие употребление и использование наркотиков и психоактивных веществ?
Уголовный кодекс Российской Федерации, который запрещает изготавливать, приобретать, хранить, переносить передавать другим, продавать наркотики и предлагать употреблять, кому бы то ни было.
Кодекс об административных правонарушениях, в котором установлена ответственность за употребление наркотиков без назначения врача, а также за их незаконное приобретение и хранение в небольших размерах.
Правила и рекомендации для врачей, которые назначают наркотики больным (психоактивные вещества и наркотики не разрешается назначать тем, у кого нет определенных заболеваний, например, никто не выпишет снотворное больному гриппом).
Правила для торговли, запрещающие продавать сигареты детям и алкоголь несовершеннолетним.
Правила дорожного движения, запрещающие пить и принимать наркотики за рулем.
Профессиональные правила, запрещающие на работе пить и принимать наркотики капитанам судов, машинистам, летчиком, всем тем, от кого зависит жизнь других людей: миллионерам, военным, врачам…
В.- Слово «наркотики» прочно существует в словаре XXI века, как одно из самых употребляемых слов. Готовясь к сегодняшнему разговору, было интересно узнать, как реагируют люди на это слово чисто «внешнее». Улыбаются, морщатся, машут руками», крестятся и т.д.
Опрос на улицах дал следующую статистику: из опрошенных людей люди пожилого возраста – ? человек, люди среднего возраста - ? ч,. молодежь и школьники – ? ч.
Реакция пожилых людей:
Испуг - ч.
недоумение, непонимание – ч.
Безразличие - ч.
озлобленность и агрессия – ч.
Реакция людей среднего возраста:
чел. – страдание,
чел.- испуг
чел.- агрессия
Молодежь:
интерес к теме разговора – ч.
испуг – ч.
неравнодушие – ч.
- О чем говорит эта небольшая статистика? О том, что проблема наркотиков на слуху у всех членов общества. Все о ней знают или слышали, все пытаются существовать с этой проблемой параллельно. А такую статистику внутри класса по данной проблеме мы получили?
V. Учащиеся знакомят всех присутствующих со статистикой и анализируют результат.
VI. Выступление специалистов по анализу результатов мнений учащихся.
VII. Анализ плаката «Наиболее частые причины наркотической зависимости человека».
VIII. Дискуссия «Вред наркотиков для здоровья»
В.- Как вы думаете, что может произойти с человеком, который употребляет
наркотики, выпивает или курит? Как изменяются его личность, функции организма?
IX. Обмен мнением: Наркотики: свобода или зависимость, полет или падение?
X. Подведение итогов классного часа.
Тренинговое занятие: «Профилактика асоциального поведения».
Занятие направлено на достижение следующих целей:
- повышение ответственности за свое собственное поведение;
- развитие самосознания;
- саморегуляции;
- способности планирования поступков.
Занятие направлено на выполнение следующих задач:
1. Развитие личностных качеств, способствующих самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;
2. Обучение приемам и методам урегулирования конфликтных ситуаций;
3. Обучение приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.
Упражнение «Путаница».
Ведущий просит ребят встать в круг, взяться за руки, и не отпуская рук запутаться в клубок. А, затем по команде, распутаться, так же не размыкая рук.
УПРАЖНЕНИЕ «АВТОБУС»
Цель: Моделирование ситуации возникновения конфликта.
Содержание: Стулья расставляются, имитируя сиденья в автобусе. Часть подростков занимают сиденья, а часть «едут» стоя. «Автобус» делает повороты, подпрыгивает на неровностях, а «пассажиры» толкают друг друга, падают на сидящих, высказывают свое недовольство.
Расталкивая пассажиров, по салону автобуса пробирается кондуктор и требует плату за проезд. Участникам группы необходимо воссоздать реальную поездку и конфликты, возникающие среди пассажиров.
По окончании следует обсудить с подростками: как они себя чувствовали, когда их вовлекали в ссору? Хотелось ли им участвовать в ней или нет?
Заметки для ведущего Необходимо предупредить ребят, что это игра и потому обижаться по-настоящему не стоит. Подчеркивается, что нельзя делать больно специально.
Цель: Знакомство со способами разрешения конфликтов.
Содержание: Ведущий объясняет подросткам, что в предыдущей игре они участвовали в конфликтах. Конфликт — это состояние противоборства двух или нескольких сторон. В противоборство могут вступать два человека группы государства. В конфликтных ситуациях присутствуют оппоненты (участники) и предмет конфликта (то, из-за чего стороны пришли к разногласию). Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. В конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия, в деструктивных — разрушаются отношения.
Конфликтные ситуации вызывают у людей определенные негативные чувства. Подросткам предлагается вспомнить конфликты, участниками которых они были, и возникающие при этом у них чувства. Какие поступки последовали за чувствами? Какими оказались последствия этих поступков? Важно прийти в результате обсуждения к такому выводу: для того чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь разрешать.
Далее объясняются методы разрешения конфликта, а подростки приводят примеры из своей жизни.
Уход, избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия; обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.
Приспособление: изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.
Конкуренция (силовое решение, борьба): соперничество, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений. Обычно человек проявляет агрессию, озлобленность, недовольство собой и оппонентом, чувство мести и другие негативные эмоции.
Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки, поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну. Люди при таком разрешении ситуации могут чувствовать некоторое разочарование, ведь они достигли того, чего хотели, не в полной мере.
Сотрудничество (поиск нового решения): в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замены предмета спора на равнозначные или на более ценные.
Когда люди обсуждают конфликт, его уже
нет, о нем только говорят.
Заметки для ведущего: Следует объяснить ребятам, что, когда люди выясняют причины возникшего конфликта, ищут пути его разрешения, они готовы на то, чтобы осознать и понять то, что они хотят получить из создавшейся ситуации, и принять сторону «соперника». А когда они отворачиваются друг от друга, таят обиду, конфликт не только не разрешается, а еще и усугубляется, что может привести к полному разрыву отношений.
РОЛЕВАЯ ИГРА «КОНФЛИКТ»
Цель: Обучение способам разрешения конфликтов, возникающих в подростковой среде.
Содержание: Подросткам предлагается разыграть конфликтную ситуацию в среде сверстников: сначала с негативным исходом, а затем — выбрав другой, более эффективный путь разрешения конфликта.
Заметки для ведущего Необходимо, чтобы в поиски путей разрешения ситуации была вовлечена вся группа. Можно спросить каждого участника, как бы он разрешил конфликт.
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСХОД КОФЛИКТА»
Цель: Актуализация знаний о характере правовой ответственности за конфликты, разрешенные силовыми методами
Содержание: Подросткам предлагается вспомнить ситуации из своего опыта, когда конфликты разрешались насильственными методами. Каков был исход? Привлекались ли участники к ответственности?
Заметки для ведущего Подростки не всегда могут говорить о том, что им пришлось пережить. В этом случае можно предложить им вспомнить то, что они наблюдали со стороны. Очень хорошо в этом случае поговорить о чувствах, которые они испытывали, наблюдая сцены насилия. Ведущему нужно очень осторожно подходить к раскрытию этих чувств, ребята могут рассказывать о том, что происходило с ними самими, говоря о том, что они это видели или слышали. Очень важно это понимать и рефлексировать чувства подростка, т. е. объяснять, что каждый человек имеет право на любые чувства, только поступки, связанные с этими чувствами, не должны нарушать права других людей. А чтобы не нарушить права других людей, очень важно уметь управлять собой, своими реакциями на действия окружающих. Нужно подчеркнуть, что в некоторых случаях лучше отойти в сторону и не принимать на себя агрессивные выпады, чтобы не иметь проблем, понимая, что это личная сила воли и уход - сильная сторона личности, а не слабость, как многие ошибочно думают.
«Подарки»
Цели: Сплочение группы, завершение групповой работы, создание позитивного настроя.
Материалы: Набор листков по количеству участников, карандаши.
Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем тренер собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок.
Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.
Карточка отзыва
Я узнал, что…
Новым для меня стало то, что…
Я убедился, что…
Меня не смогли убедить в том, что …
Я категорически против того, чтобы…
Меня порадовало, что…