Мероприятие на тему: «Права ребенка»
Пояснительная записка
В современных условиях школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по правовому воспитанию обучающихся. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.
Наша школа не исключение, так как, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей.
Правовое образование в школе направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Данное мероприятие проводится в рамках школьной и классной воспитательной системы с классным руководителем 3 г класса (Людмила Александровна) учащимися и родителями - с целью формирования ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения, создания условий для размышления детей о человеческих ценностях; формирования представления учащихся о международно-правовых актах и российских законов, основных правах и обязанностях граждан.
Цель:
Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
Задачи:
Образовательные: формировать представления учащихся о международно-правовых актах и российских законов, основных правах и обязанностях граждан (Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка»).
Развивающие: развивать коммуникативные навыки; способствовать развитию речи, памяти; создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.
Воспитательные: Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей посредством музыкальных сказок.
Ожидаемые результаты:
1 .Формирование у учащихся знаний о правах ребёнка, зафиксированных в международно-правовых актах и в российских законах;
Формирование у учащихся умений защищать и отстаивать свои права;
Мотивация у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.
Форма проведения: беседа с элементами музыкальных игр.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый, деятельностный.
Оборудование:
1 .Всеобщая декларация прав человека.
Декларация прав ребенка.
Девиз:«Знать законы, значит - защищать свои права».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Плакаты:
плакат «Знать законы, значит - защищать свои права»;
плакат «Конвенция о правах ребёнка» (печатный текст);
плакаты «Права человека», «Права ребенка», «Права ребенка на защиту»;
раздаточный материал (текст о правах ребёнка на основании «Конвенции о правах ребёнка»)
Проектор, компьютер.
Маски: заяц, лиса, собака, медведь, колобок.
Костюмы: бабка, мачеха, дед, дочь, русская избушка.
Подготовительная работа:
1 .Совместные с родителями ответы на вопрос: «Что такое право?»
Подборка сказок и переложение её на музыкальный лад.
Инсценирование музыкальных сказок с участием детей и родителей.
4.Оформление музыкального сопровождения мероприятия с привлечением родителей.
Ход мероприятия.
Классный руководитель:
Ребята, сегодня нам нужно прочесть и просмотреть очень важный журнал и ответить на вопрос:
Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
Уважаемые родители мы очень надеемся на вашу поддержку и помощь.
Ну что ж, предлагаю вам прочесть первую страничку.
На фоне мелодии «Этот мир”
Ведущий:
- Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
А есть ли какие-нибудь права у детей?
Да есть. И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Нации. Эта Декларация потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не может писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и много другое.
В 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка. Она является международным документом и закрепляет равные права детей и подростков, нормы детского здоровья, образования, утверждает право ребенка на родной язык и культуру, свободу мысли, совести и религии.
А какие права ребенка вы знаете? (Ответы детей)
Каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Он может думать совсем не так как взрослый, и все, что думает, высказать вслух, написать и даже напечатать в газете или журнале.
Давайте послушаем, что думают дети о мире, о стране, в которой они живут. (Фоном звучит лирическая мелодия "А знаешь" группы Авиатор)
Ученица читает стихотворение Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето Я б хотела, как Есенин,
Быть ее поэтом.
Я хочу чтоб президент Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил Был с народом вместе.
Чтоб жить в стране могли Весело и дружно.
Чтоб спокойно спать могли И не было б оружия.
(Вывешивается табличка /Собственное мнение/)
Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание. (Вывешивается табличка) Затем со временем он получает и другие права: иметь образование (Вывешивается табличка), свободно передвигаться, на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации.
В 18 лет возникают права на свободный брак, участие в управление страной, владение имуществом, на достойный жизненный уровень.
Звучит мелодия ”И. С. Бах Прелюдия и фуга До минор”
(Вывешивается табличка Добро пожаловать»)
Выходят родители в русских народных костюмах с караваем.
Добрый день, дорогие ребята и взрослые!
Приглашаем всех вас отправиться в гости к героям сказок.
Но для начала вы должны получить задание: попробуйте догадаться, кто и какое право нарушил в данной сказке.
Инсценировка сказки «Лиса и заяц».
Звучит сказочная мелодия
Автор: Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная. Пришла весна - красна - у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Вот лиса и попросилась переночевать да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
Собака: Тяф - тяф - тяф! Что зайчик плачешь?
Зайчик: Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
Собака: Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу.
Автор: Подошли они к избенке. Собака забрехала Собака: Тяф - тяф - тяф !Поди лиса вон!
Автор: А лиса им с печи:
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по кусочкам!
Автор: Собака испугалась и убежала.
Зайчик идет дорогой и плачет. Ему навстречу медведь:
Медведь: О чем зайчик плачешь?
Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
Медведь: Не плачь, я твоему горю помогу.
Заяц: Нет, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, и тебе не выгнать. Ведущий:
Ребята, кто и какое право нарушил в данной сказке?
Дети отвечают:
- Лиса нарушила право зайчика. Жилище неприкосновенно, никто не может выгнать человека из дома без согласия хозяина зайти в дом.
Инсценировка сказки «Морозко»
Звучит сказочная мелодия
Автор: У мачехи была падчерица да родная дочка: родная ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает- ничем не угодит, все худо: а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится- не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:
Мачеха: Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали: да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!
Старик затужил, заплакал: однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой- и то побоялся : повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти. Осталась, бедненькая , трясется и тихонько молитву творит.
Ведущий:
Ребята, кто и какое право нарушил в данной сказке?
Ответы обучающихся
Нарушено право падчерицы (право на жилище, внимательное, заботливое отношение родителей (Взрослых).
А кто же нарушил это право (Мачеха)
Инсценировка сказки «Колобок»
Звучит сказочная мелодия
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился-с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг и через порог- да в сени ,из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, на встречу ему заяц:
Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон.
Да в масле пряжон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду.
Ведущий:
Ребята, кто и какое право нарушил в данной сказке?
Ответы обучающихся:
Нарушено право колобка на жизнь. Заяц посягал на жизнь колобка.
Ведущий:
В конвенции говорится, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. Назовите, пожалуйста, свои имена. Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Там же пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его мама и папа. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!
Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.
Скажите, гражданами какой страны вы являетесь?
(Ответы)
Следовательно, о вас заботится правительство России.
Рассматриваем иллюстрацию (изображены младенцы с номерами).
Какое право детей нарушено?
(Право на имя)
А вот Буратино бежит вприпрыжку в школу, да и вы тоже , какое осуществляете, приходя в школу.
(Право на образование)
Давайте посмотрим, что думают о своих правах дети нашей школы. (Включение фильма и его просмотр.)
Эти дети, приходя в школу, тоже осуществляют свое право на образование. Чему учат детей в школе?
Дети исполняют песню «Чему учат в школе»
Ведущий
А сейчас я предлагаю поиграть и детям, и родителям.
Ролевая игра «Воображаемая страна»
Сюжет: дети и взрослые делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа - первооткрыватели новой страны, куда не ступала нога человека и где нет никаких законов и правил. Каждая группа считает себя первыми поселенцами на этой новой земле. Кто займет какое социальное положение - неизвестно. Ход игры.
•• Индивидуальная работа. Каждая группа должна самостоятельно перечислить (выбрать) три права, которые, по его мнению, должны быть гарантированы человеку в этой стране.
Групповая работа. Группа обсуждает выбранные ее участниками права и отбирает десять прав, являющихся, по общему мнению, наиболее важными.
Каждая группа придумает название своей страны и на доске напишет десять выбранных ими прав.
Составление общего списка прав. Весь класс участвует в составлении контрольного списка, куда должны войти все права, перечисленные группами. Естественно, что многие права у разных групп будут повторяться. Следует отмечать их в контрольном списке галочкой столько раз, сколько раз их называют группы.
Рефлексия. Обсуждаются получившийся список и ход работы над его составлением. Примерные вопросы для обсуждения:
«Изменились ли в ходе выполнения задания ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?»,
«Какой станет жизнь, если исключить некоторые из этих прав?»,
«Есть ли какие-либо права, которыми вы хотели бы дополнить список?»,
«С какой целью мы составили этот список?»
После всего того, о чем мы говорили, ответьте на вопрос:
Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других; Заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.
Исполнение песни «Вместе весело шагать по планете»
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Юридический словарь
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
АДВОКАТ — лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. ПРОКУРОР — должностное лицо в системе прокуратуры России, осуществляющее прокурорский надзор, предварительное следствие по некоторым категориям уголовных дел, поддержание государственного обвинения в уголовном судопроизводстве.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — вид юридической ответственности, применение к лицу, виновному в совершении преступления и способному нести уголовную ответственность, меры государственного принуждения в форме наказания.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это особый вид юридической ответственности, которой присущи следующие признаки: она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм; конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов; связана с государственным принуждением;
это ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения;
применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины.
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — устройство) — писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти.
СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕтрадиционно принято рассматривать в двух значениях:
действия суда для завершения судебного разбирательства и подведения ито
гов
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Календарь правовых дат
2001 - 2010гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня - Международный день защиты детей 4 июня - Международный день детей — жертв агрессии 20 ноября - Всемирный день прав ребёнка 10 декабря -День прав человека
12 декабря -День Конституции Российской ФедерацииАъъд&те:
(ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
Права школьника.
право на бесплатное образование
право на получение дополнительного образования
право на охрану жизни и здоровья
право свободы выражения своих убеждений
право посещать мероприятия
право на защиту
право на отдых
право пользоваться библиотекой
право избирать и быть избранным
право на обучение по индивидуальным программам
право на выбор образовательного учреждения
право вступать в общественные организации
право на уважение собственного достоинства.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
Обязанности школьника:
добросовестно учиться
беречь школьное имущество
уважать учащихся и работников школы
выполнять устав школы
выполнять правила внутреннего распорядка.
Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)
(ПРИЛОЖЕНИЕ №5)
Анкета на правовую грамотность.
1 .Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?
2.Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?
3.Знаете ли вы свои права и свободы?
4.Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.
В чем проявляется уважение прав и свобод окружающих вас людей?
Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?
7.Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?
Каковы у вас недостатки в правовой культуре?
Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?
АНКЕТА
Какие права ты имеешь, как ученик?
Что обязан делать ученик?
С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?
4.Что такое права?
5. Что такое обязанности?
6.Зачем придумали права людей и обязанности?