«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Туристско - краеведческий маршрут

Туристско-краеведческий маршрут "с.Лежанка - д.Михайловка"

Краеведческая работа в школе включает музейные уроки, экскурсии, походы выходного дня,туристические маршруты.Туристско-краеведческий маршрут разработан и его проходят учащиеся школы в целях знакомства и изучения истории своей Малой Родины. Первая станция маршрута в школьном краеведческом музее, где экскурсоводы рассказывают об истории становления нашего села. Продвигаясь по маршруту,ребята покидают здание школы и проходят путь от места Старой деревни до мест исчезнувших деревень, о которых слышали в ходе экскурсии в музее.В ходе прохождения маршрута учащиеся выполняют различные задания:собирают гербарий,описывают растительность, почвы,определяют лекарственные травы. Одна из самых интересных станций - геологический памятник "берег Драверта",где учащиеся могут увидетьв открытом пространстве все слои почв, обнажившихся после провала земли.Если повезет, можно обнаружить и фрагменты керамики саргатской культуры, которые вымываются рекой из близлежащего археологического памятника. По завершению маршрута ребята оформляют творческие работы, участвуют в конференциях и занимаются исследовательской работой в школьном НОУ.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МБОУ «Лежанская средняя общеобразовательная школа»











Туристско-краеведческий маршрут

с. Лежанка – д. Михайловка











Кокина Дарья, 7 класс

Руководитель – Сухова Татьяна Михайловна, учитель школы










2016г.



Оглавление

1.Введение………………………………………………………………. 3

2.Основные задачи……………………………………………………… 4

3.Основная часть:……………………………………………………….5-14

а) 1 станция - Лежанский школьный краеведческий музей…...5-9

б) 2 станция – Старая деревня…………………………………...10-11

в) 3 станция – Старица…………………………………………...11-12

г) 4 станция – Берег Драверта…………………………………...12-13

д) 5 станция – Исчезнувшие деревни «Вахта памяти»………...13-14

4. Заключение…………………………………………………………...15

5. Список литературы…………………………………………………..16



































Введение

Я родилась и живу в замечательном селе с необычным названием Лежанка. Она находится в живописном уголке природы, на высоком берегу могучей реки Иртыш. Мое село окружают девственные березовые леса и осиновые колки, вдоль реки много оврагов, логов, и почти до середины лета радуют глаз прекрасные заливные луга. В лесах много черной смородины, малины, вдоль реки растут деревья черной черемухи, боярышника, калины, повсюду заросли ежевики и шиповника.

Ученики нашей школы любят совершать туристические походы, в которых проложили экологическую тропу, расчистили родники с питьевой водой, собирали лекарственные травы, купались, загорали, ловили рыбу, и конечно же любовались неповторимыми красотами нашего края.

Я предлагаю ребятам из других школ пройти тропами туристко-краеведческого маршрута «с. Лежанка». Маршрут рассчитан на 3дня. Общая протяженность пути – 25 км. Для прохождения маршрута необходим инвентарь для пешего туристического маршрута. Предполагаемые привалы – 3станция – «Старица», и 4 станция «Берег Драверта». Маршрут завершается у исчезнувшей деревни Михайловка, у транспортной магистрали г.Омск-с.Октябрьское.

Цель предполагаемого туристического маршрута не только активный отдых участников на природе, но и пополнение ими своего багажа знаний. Часто мы встречаемся с фактами, когда люди не знают истории своей малой Родины, ее достопримечательности, земляков, чьи имена мы должны помнить и гордиться ими.























Основные задачи:


1. Привлечь как можно больше учащихся к активному отдыху через туризм и краеведение

2. Показать красоту и неповторимость природы родного края

3.Познакомить с достопримечательностями с. Лежанки, прекраснейшим уголком моей малой Родины.































1 станция

Школьный краеведческий музей


В 2002 году в Лежанской средней школе создан музей, в 2005 паспортизирован, и получен статус ″Школьного музея″. В школе действует совет музея, в нем состоят учителя и ученики – старшеклассники.

На данное время в музее числится более 800 экспонатов основного фонда.

Представлены экспозиции: ″Никто не забыт, ничто не забыто″(об участниках ВОВ, войнах – земляках),″Из истории села Лежанка″, ″Знатные земляки″ (о тружениках, героях труда), ″От манифеста до реабилитации″(о судьбе советских немцев деревень Чучкино и Осиповка), ″Ремесла и промыслы″. «Природа родного края», «История школы», «Археология Горьковского района».

История оживает в судьбах реальных людей, становится доступнее и понятнее, воспитывается уважение к старшим, гордость за своих дедов, родных.


Задачи школьного музея:

- Сделать историко-культурное наследие достоянием как можно большего круга учащихся

- Содействовать воспитанию гражданина – патриота своего Отечества

- Содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы

- Разработка специализированных экскурсий

- Формировать интерес к истории Родного края

- Развивать музейную культуры


Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир дает мощный стимул формирования ценностного, личностного, эмоционально-окрашенного отношения к наследию


Формы работы школьного музея:


- Проведение уроков в начальной школе по курсу "Окружающий мир ".

- Проведение Уроков Мужества

- Организация встреч с ветеранами войны и труда

- Проведение внеклассных мероприятий

- Проведение экскурсий по музейным выставкам

- Выполнение творческих заданий по экспозициям

- Предоставление экспонатов музея для работы на уроках ИЗО, литературы

- Подготовка учащихся к участию в научно-практических конференциях, краеведческих чтениях.


Традиции школьного музея:

-Урок знаний 1 сентября для первоклассников и их родителей проводится в музее

- Для выпускников 11класса последний урок в учебном году – музейный урок " Прощай, школа ". Выпускники оставляют в память о себе свои визитные карточки, пишут пожелания школе, учителям.

- Все учащиеся на уроках истории выполняют творческие задания по краеведению (самая старая фотография в семейном альбоме, мой дом, моя семья, игрушки моей бабушки, о чем рассказывает старая вещь?) предоставляют в музей по 1 экспонату.

-Проводится Вахта памяти, посвященная памяти погибшим воинам в годы В.О. войны

- Проводятся трудовые десанты к местам памяти исчезнувших деревень Каргановка, Липатовка, Михайловка.

- День памяти Виталия Кондаурова, нашего земляки, погибшего в чеченской войне, выполняя солдатский долг.

Юные туристы краеведы

Активную поисковую работу по сбору материалов ведут члены краеведческого кружка, учащиеся 7 - 9 классов, кружок работает по программе ″Юные туристы - краеведы″, при поддержке Омского областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. Юные краеведы занимаются поисковой, исследовательской работой, пополняют фонды музея, знакомят учащихся с историей подвигов наших земляков через экскурсии и встречи. Члены краеведческого кружка с большим интересом изучают историю своего района.

- В 2007 году наш музей через центр немецкой культуры ЗАО ″Общество развития Новосибирск″ выиграл Гранд на проект ″Школьный музей в образовательном пространстве″. Цель проекта: расширить сферу деятельности школьного музея, совместив краеведческую работу по изучению местного геологического памятника с активным отдыхом и туризмом.

-Экспедиция проходила в июле ребята в течение 4 дней жили в палатках, занимались сбором информации о состоянии геологического памятника, собрали гербарий лекарственных трав, провели работу по расчистке и облагораживанию родников на территории геологического памятника. Были проведены туристские соревнования по ориентированию на местности. Участники экспедиции научились разбивать лагерь, устанавливать палатки, оборудовать лагерь для проживания, готовить еду на костре. Ребята учились взаимодействию в новых условиях, самостоятельности и ответственности перед коллективом.

- Активный отдых: Утренняя зарядка, купание, ловля рыбы, сбор ягод и грибов, песни у костра, делали каждый день по-своему интересным.

- Входе работы по проекту ребята посетили краеведческий музей в д. Октябрьское, прослушали лекцию по археологии, побывали на раскопе в д. Розоновка, на месте работы этнографической экспедиции Омского Государственного университета.

- В сентябре, был проведен поход выходного дня, где ребята проследили процесс изменений и разрушений геологического памятника, происшедших за 2 месяца.

-Материалы, полученные в ходе экспедиции обработаны, создана экспозиция «Природа родного края».

Ученица 11 класса Ларина Надежда стала победителем областной научно-практической конференции, где выступила с работой «Геологические памятники Горьковского района»

Исследовательская и поисковая работа по краеведению выливается в научно-исследовательские работы, ребята участвуют в районных и областных научно-практических конференциях

Ганцев Андрей. Горьковский район в годы В.О.войны

Иордан Ирина. Усиление татаро-монгольской державы

Куклина Татьяна. Русский традиционный народный костюм

Петрова Ирина. Быт и традиции русского народа

Морозова Анна. Роль женщины в русском обществе

Скрибкова Галина. Праздник Святой Троицы

Куклина Татьяна. Домашнее строительство восточных славян

Ларина Надежда. Дома и домашнее строительство немцев Сибири. Великая Отечественная война в судьбе моих односельчан

Юрковская Виктория. Столыпинская аграрная реформа и Горьковский район.

Редкозубов Дмитрий. Страницы истории села Лежанка. Связь поколений.

С 1999 года подготовлено

15 участников районных конференций

6 лауреатов районных конференций

4 лауреата областных конференций

Изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, области дает возможность лучше понять и разобраться в истории своей страны.

Любовь к своей Малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране в которой ты живешь.

Через исследовательскую работу по изучению своего края идет осознание ребенком себя частью страны.

Чтобы подобную работу ученики смогли выполнить, изучение отдельных тем проходит в музее, с опорой на местный краеведческий материал.

В школе проводятся недели краеведения, Вахты Памяти, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, конкурсы рисунков и творческих работ "Моя Малая Родина»

В честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войны в школе проводилась Вахта Памяти, был разработан план мероприятий на весь учебный год. Ребята участвовали в трудовых десантах, оказывали помощь ветеранам войны, труда, собирали информацию по теме «Дети войны», были сверены списки погибших участников Великой Отечественной войны исчезнувших деревень: Михайловка, Липатовка, Горский Лог. Оформлены и установлены мемориальные доски у исчезнувших деревень, приведены в порядок заброшенные могилы ветеранов войны и труда, проведены митинги, торжественная линейка «Мы перед вами в неоплатном долгу». По проделанной работе ребята оформили проект, спонсором которого выступает администрация сельского поселения.

Наш музей часто посещают гости, мы провели экскурсии по музею для учителей русского языка, литературы и историков района. Нас посетили учителя географии школ Омской области, которые не только познакомились с работой школьного музея, но и побывали на берегу Иртыша, посмотрели состояние геологического памятника «Берег Драверта» ./1


.-------------------------------------------------------------------------------------------1.Материалы школьного краеведческого музея

Представители областного немецкого центра культуры – частые гости в нашем музее, которые во многом нам помогают.

За время летних каникул у нас побывали: фольклорный коллектив Сибирского культурного центра, участники этнографической экспедиции Омского государственного педагогического университета, представители музея просвещения Омской области. В течение года мы проводим мероприятия для учеников, родителей, ветеранов войны и труда.

Ученики школы пробуют себя в роли экскурсоводов. В экскурсионную группу входят учащиеся 6-11 классов. Для многих из них подготовка и проведение экскурсий по экспозициям музея, помогли с выбором тем для исследовательских работ по краеведению. Эти учащиеся принимали участие в муниципальных и областных краеведческих чтениях.



2 станция

«Старая деревня»

По распоряжению царского правительства с 1740 года начинается строительство форпостов, боевых укреплений, на берегах Иртыша. Служивые люди отражали нападения разбойников, кочевых орд. Тяжелый гнет царского произвола гнал людей в это суровое время в необжитые, но вольные края. Царизм переселял крестьян из густонаселенных мест России, Украины, Белоруссии в Сибирь. Поселенцы получали от государства разрешение на переселение, крохотную ссуду и отправлялись в долгий и тяжелый путь, который длился не месяцами, а годами. За обозными телегами шли изнуренные зноем, холодом и голодом люди. Кто не выдерживал этих тяжелых испытаний, естественно, погибал в дороге.

Очень им понравилось место около двух логов – лужайка с пологим спуском к берегу Иртыша. Берег был песчаный и твердый, а наверху девственные березовые леса и осиновые колки, просторные лесостепные полосы, сенокосные угодья. В лесах было много зверья и птицы, в логах плодоносила черная смородина. И много – много боярышника, усыпанного плодами боярки. На полях березовых колков созревало много клубники и земляники. На этой лужайке и решили строиться первые поселенцы: Спиридон Лукин, Алексей Веденеев, Денис Морозов, Яков Суставов, Ермолай Редкозубов, Иван Шипунов, Григорий Шипунов. Начали строить землянки – пластянки из дерна.

Дома ставили не порядком прямой улицы, а кому как вздумается. Даже теперь на этой лужайке видны места и жилища землянок того времени. Это место теперь называется «Старой деревней».

3 станция

«Старица»


Недолго жили поселенцы в Старой деревне, пришлось им покинуть обжитые места. Иртыш резко изменил русло, взял направление на северо-запад, оставив старое русло, которое по сей день называется «Старым Иртышем». Образовался остров, который назвали Пнями.

Там действительно много пней от вековых деревьев, которые люди спилили и делали из них жернова – ручные мельницы – крупорушки. Иртыш ушел резко в сторону, не стало воды для домашнего пользования и для скота. На сходке переселенцев было решено из старого русла Иртыша пустить воду в речку Лежанку. За эту работу взялись все во главе со старостой Фомой Безродным. Но их результат не увенчался успехом, в русло вода не пошла. А в следующую весну в половодье их «канал» замыло илом и песком. С тех пор это место носит название канала «Прокоп Фомича». /3

2.Материалы школьного краеведческого музея

3.Я.В. Адам «Энциклопедия Горьковского района» р.п. Таврическое 1999 г.



Вода в жизни человека имеет первостепенное значение. Вот и поселенцы с лужайки переехали на новое место, где в настоящее время находится Лежанка. Поселились на крутом яру у Рябиновского лога. В этом логу было много рябины в то время. Иртыш здесь тогда протекал у подножья горы.

Сейчас Старица – любимое место для отдыха лежанцев, здесь всегда теплая и тихая вода, можно ставить палатки, отдыхать, ловить рыбу, собирать ягоды и любоваться красотой природы.


4 станция

«Берег Драверта» (5км вверх по течению от с.Лежанки Горьковского района)


Наиболее крупный и разноплановый геологический памятник природы. Его площадь составляет 65га. Внимание на этот интересный уголок природы впервые обратил известный исследователь Сибири Петр Людогович Драверт в тридцатые годы прошлого века. Статус геологического памятника присвоен 25.12.1980 года постановлением областного исполнительного комитета №463/20./4 Высокий берег Иртыша представляет картину стратиграфических обнажений. В слоях встречаются отпечатки растений, из слоев глины и песка вымываются различные минералы, которые могут многое рассказать о геологических процессах, происходящих в толщинах материнской природы в течение десятков миллионов лет. На прибрежной линии часто встречаются окаменелости животных, существовавших здесь задолго до ледникового периода. Тут можно обнаружить древнюю керамику. По-видимому здесь когда-то существовало поселение, относящееся ко времени саргатской культуры.


4.Я.В. Адам «Энциклопедия Горьковского района» р.п. Таврическое 1999 г.

Река, словно старательный археолог, постоянно размывает и просеивает слои, оставляя на прибрежной полосе добытое богатство.

На берегу внимательного человека могут ожидать удивительные находки.

Помимо археологической ценности, на берегу произрастают редкие растения, занесенные в Красную книгу. Безусловно «Берег Драверта» достоин стать комплексной охраняемой территорией.



5 станция

«Вахта памяти» (Исчезнувшие деревни)

Горский Лог (Каргановка) образована в 1830 году переселенцами из Центральной России. Это было красивое село, мужики там жили справно. Занимались хлебопашеством, рыбной ловлей, торговлей. В 1930 году был организован колхоз «Сознание». Покидать деревню крестьяне начали в начале 70-х гг., когда она по генеральному плану была объявлена неперспективной. Исчезла в начале 1979 года./6

С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 20 мужчин деревни Горский Лог, в память о погибших, силами учеников и учителей Лежанской школы, на территории бывшей деревни установлена мемориальная доска./5

Липатовка - деревня была не большая, в одну улицу, образована в 1920 году. Ее население не превышало 220 человек. Во время коллективизации был образован колхоз имени Карла Маркса. Население занималось землепашеством, была животноводческая ферма.

С началом процесса укрупнения колхозов, люди стали уезжать.


5.Книга памяти т.6 Омск 2001г.

6.Я.В. Адам «Энциклопедия Горьковского района» р.п. Таврическое 1999 г.



Деревня исчезла в 1966 году. Из деревни Липатовка не вернулись с фронта 14 человек. На месте бывшей деревни, у проезжей части дороги установлена мемориальная доска, в память о погибших земляках./7

Михайловка - выселок, образован в 1921 году. В деревне было две улицы, много зелени, плодовых деревьев и кустарников. Население не более 300 человек. Колхоз назывался «Трудовик». Основные занятия – землепашество, животноводство. Деревня была объявлена неперспективной, исчезла в 1973 году.

26 мужчин из деревни Михайловка не вернулись в родное село, их могилы разбросаны по дорогам Великой Отечественной войны.

Но память о героях живет в сердцах земляков, на родной земле, в память о погибших героях установлена мемориальная доска./8

Ученики Лежанской школы каждый год, 9 мая проводят Вахту памяти в селе Лежанка и у исчезнувших деревень, отдавая дань памяти тем, кто отстоял свободу нашей Родины, ценой собственных жизней.















7.Книга памяти т.6 Омск 2001г.

8.Я.В.Адам «Энциклопедия Горьковского района» р.п. Таврическое 1999 г.

Заключение

Прохождение маршрута с Лежанка дает уникальную возможность ее участникам познакомиться с достопримечательностями Омского Прииртышья, а именно историей с. Лежанка, памятниками геологии, археологии, историей прилегающих деревень, исчезнувших с карты района.

Маршрут носит образовательный характер и касается таких областей знаний, как краеведение, естествознание, искусство, физическая культура, оздоровительно-познавательный туризм, социальная практика, психологическая культура.

В ходе прохождения маршрута, его участники приобретают знания по краеведению, по организации туристского быта в полевых условиях, ориентирования на местности, формируются физкультурно - туристические знания, умения и навыки.

Участники маршрута, под руководством педагога, имеют возможность для укрепления здоровья, закаливания, развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости, координационных способностей).

Последняя станция маршрута – Вахта памяти, где участники, пройдя весь маршрут, отдают дань памяти погибшим солдатам Великой Отечественной.

Деревень из которых они уходили на фронт, уже нет, и только памятные места и мемориальные доски напоминают нам о том далеком, военном времени. Низко склонив голову и возложив к мемориалам цветы, мы преклоняемся перед мужеством и героизмом наших земляков, которые ценой собственных жизней завоевали для нас мирную жизнь.







Список литературы и источников

Я.В.Адам «Энциклопедия Горьковского района » р.п Таврическое 1999г

Я.В.Адам «В краю белоберезовом» р.п. Таврическое 1990г.

Книга Памяти т.6 Омск 2001г.

Материалы школьного краеведческого музея












16



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее