«Зимний фестиваль знаний 2025»

Тригонометрические функции

Урок - практикум в 10 классе с использованием ИКТ

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Учитель: Руцынская Наталья Викторовна

Предмет: алгебра и начала математического анализа

Класс: 10

Учебник: «Алгебра, 10-11» авторы: А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов и др., 2003г.

Тема урока: «Преобразование графиков тригонометрических функций»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: урок-практикум с использованием ИКТ.

Цель: формирование практических умений и навыков при построении и преобразовании графиков функций на основе ранее изученных функций y=sinx и y=cosx; обеспечить максимальную наглядность изучения данной темы использования компьютерных технологий на уроках математики.

Задачи:

Образовательные: использовать имеющийся потенциал знаний о свойствах функций в конкретных ситуациях, изучить виды изменений графиков функций при преобразованиях (в зависимости от коэффициентов); применение математического моделирования как способа активизации аналитического мышления; показать внедрение компьютерных технологий в обучение математике, интеграцию двух предметов: алгебры и информатики; расширение и углубление знаний учащихся по данной теме; формировать навыки создание условий для самостоятельной и творческой работы учащихся.

Развивающие: продолжать развивать логическое мышление и пространственное воображение, умение применять полученные знания на практике, при решении задач, навыки творческого подхода к решению задач; применять осознанное установление связей между аналитической и геометрической моделями тригонометрических функций; развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к изучаемой теме, обеспечить устойчивую мотивационную среду; прививать культуру поведения на уроке, способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к учению; продолжать воспитывать у учащихся коммуникативные навыки, внимание, аккуратность (при оформлении заданий) и эстетичность (при работе со слайдами).

Методическая: показать технологию проведения урока - практикума с использованием ИКТ.

Технологии:

  • технология интерактивного обучения;

  • проблемно-исследовательская;

  • информационно - коммуникационная.

Методы и приёмы обучения:

  • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (пр. беседа);

  • методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдение, демонстрация);

  • метод передачи информации с помощью практической деятельности;

  • частично - поисковые и исследовательские методы (практическая деятельность в парах);

  • метод стимулирования и мотивации (приёмы: сообщение дополнительных сведений, исторических фактов, создание ситуации взаимопомощи);

  • методы контроля и самоконтроля (приёмы: фронтальный опрос, практическая и самостоятельная работа).


Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Урок выполняет следующие функции:

  • расширение кругозора учащихся, сообщение новых сведений по данной теме;

  • использование межпредметных связей.

Оборудование: компьютерный класс, локальная сеть, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в приложении Microsoft Office PowerPoint 2007, компьютерная программа для построения графиков функций Trigon, рабочие листы двух видов: с теоритической частью (правила построения и преобразования графиков функций) и с практической частью (дифференцированная практическая работа).

Место урока в теме, разделе: тема «Преобразование графиков тригонометрических функций» включена в главу «Тригонометрические функции». На изучение темы отводится 10 ч., данный урок 5-й.

План урока:

  1. Организационный момент. Целеполагание и мотивация.

  2. Актуализация имеющихся знаний и умений.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Практическая исследовательская работа на компьютерах в программе для построения графиков тригонометрических функций Trigon .

  5. Итог урока.



Ход урока

Пристальное, глубокое изучение

природы есть источник самых

плодотворных открытий математики.

Жан Батист Жозеф Фурье

(сл.2 )


1. Организационный момент. Целеполагание и мотивация.

2. Актуализация имеющихся знаний и умений.

Мы изучили тему «Графики тригонометрических функций y=cosx, y=sinx.

Слово «синус» произошло от латинского sinus («перегиб»), которое, в свою очередь, происходит от арабского слова «джива» («тетива лука»). Слово «косинус» – сокращение словосочетания complementi sinus («синус дополнения»), объясняющего тот факт, что cosα равен синусу угла, дополняющего угол α до , т.е. cosα = sin(). Латинское слово tangens переводится как «касательная» («касательная к окружности»).

(сл.3 )

Давайте вспомним основные свойства данных функций y=cosx, y=sinx.

(ФО. На слайде изображены графики функций y=cosx, y=sinx. Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем).

(сл.4,5,6 )


  1. Объяснение нового материала.

Постановка проблемного вопроса.

Сгруппируйте функции на группы по какому-нибудь признаку:

y = cos(x + 2);

y = cos2x;

y = sin2x;

y = sinx + 2;

y = 1/3sinx;

y = 4 – cosx;

y = sin(x – 5);

y = 2cos(4x-8);

y = cos1/3x;

y = cosx + 0,5;

y = – 3cosx;

y = 2sinx;

Группы можно сформировать следующим образом:

  • по изменению аргумента: y = cos(x + 2); y = cos2x; y = sin2x; y = sin(x – 5); y = cos1/3x;

  • по изменению функции: y = sinx + 2; y = 1/3sinx; y = 4 – cosx; y = cosx + 0,5;

y = – 3cosx; y = 2sinx;

  • по изменению и аргумента и функции: y = 2cos(4x-8).

(Для исследовательской работы класс разделен на пары. Каждой паре выдается две карточки с заданиями.

1 задание исследовательской работы

«Виды преобразований графиков функций»

У всех на столах находятся карточки с таблицей (Прил. 1), которую вы должны заполнить: вписать виды преобразований графиков функций, вписать формулы задающие каждое преобразование, указать в системе координат направления движения при преобразовании.

(Учитель объясняет тему урока, а учащиеся заполняют карточки)

(сл.7-23 )

4. Практическая, исследовательская работа на компьютерах с элементами самопроверки.

2 задание: Постройте с помощью программы Trigon графики функций, исследуйте данные функции и укажите их свойства.

(Задания в Прил. 2 для 1 и 2 вариантов)

5. Итог урока

На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций y = cosx и y = sinx на координатной плоскости в зависимости от изменения значения аргумента и значения функции.


 

3


Содержимое разработки

Ф.И. учащегося ______________________________________

Класс ____________

Преобразования графиков функций

Вид преобразования

Формула, задающая преобразование

Направления движения

1

Параллельный перенос вдоль оси Oy



2

Параллельный перенос вдоль оси Ox



3

Растяжение (сжатие) вдоль оси Oy



4

Растяжение (сжатие) вдоль оси Ox





Ф.И. учащегося ______________________________________

Класс ____________

Преобразования графиков функций

Вид преобразования

Формула, задающая преобразование

Направления движения

1

Параллельный перенос вдоль оси Oy



2

Параллельный перенос вдоль оси Ox



3

Растяжение (сжатие) вдоль оси Oy



4

Растяжение (сжатие) вдоль оси Ox





Содержимое разработки

Ф.И. учащихся _____________________________________

_____________________________________

Класс ____________

I вариант

Построить график функции в программе и найти D(f), E(f) и T.

Функция

↑↓

D(f)

E(f)

T

1

y=sin(x+4)





2

y=3cosx





3

y=cos2x





4

y=2sin(x-1)





5*

При каких значениях х на функция y=3+cosx принимает наибольшее и наименьшее значения и чему они равны.






Ф.И. учащихся _____________________________________

_____________________________________

Класс ____________

II вариант

Построить график функции в программе и найти D(f), E(f) и T.

Функция

↑↓

D(f)

E(f)

T

1

y=sin(x-2)





2

y=2cosx





3

y=cos4x





4

y=3cos(x+1)





5*

При каких значениях х на функция y=sinx-2 принимает наибольшее и наименьшее значения и чему они равны.






Содержимое разработки

ПРОЕКТ УРОКА

МВСОШ при ФГУ ИК -3

Учитель математики Руцынская Наталья Викторовна

Параметры урока

Содержание параметра

1

Предмет, уровень

Математика базовый

2

Тема урока

«Преобразование графиков тригонометрических функций»

3

Класс

10В

4

Характеристика класса

Уровень обученности класса - средний (качество знаний по предмету - 94%, качество знаний в целом по классу -37,3% ). В классе все учащиеся и работоспособные, но с разным уровнем мотивации. Класс достаточно резко делится на учащихся, вдумчиво относящихся к учебной деятельности, и учащихся, для которых учеба занимает не первое место среди других интересов и приоритетов.

Уровень коммуникативных компетентностей - средний. Учащиеся не всегда могут договориться, уступить, выслушать.

5

Программа, учебник, их особенности

Программа составлена на основе федерального компо­нента Государственного стандарта среднего (полного) образования по математике (базовый уровень) и БУП.

Учебник: Колмогоров А.Н.. «Алгебра и начала анализа, 10-11». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2006.

Отличительные особенности учебника: доступное для школьников изложение материала, наличие большого числа примеров с подробными решениями. В каждом параграфе представлена разнообразная система упражнений, включающая четыре уровня - по степени нарастания трудности. Построение всего курса осуществляется на основе приоритетности функционально-графической линии.

6

Место урока в системе уроков

Тема «Преобразование графиков тригонометрических функций» включена в главу «Тригонометрические функции». На изучение темы отводится 10 ч., данный урок 5-й.

7

Методическая цель

Показать технологию проведения урока - практикума с использованием ИКТ.

8

Образовательная цель и задачи

Цель: формирование практических умений и навыков при построении и преобразовании графиков функций на основе ранее изученных функций y=sinx и y=cosx; обеспечить максимальную наглядность изучения данной темы использования компьютерных технологий на уроках математики.

Задачи:

Образовательные: использовать имеющийся потенциал знаний о свойствах функций в конкретных ситуациях, изучить виды изменений графиков функций при преобразованиях (в зависимости от коэффициентов); применение математического моделирования как способа активизации аналитического мышления; показать внедрение компьютерных технологий в обучение математике, интеграцию двух предметов: алгебры и информатики; расширение и углубление знаний учащихся по данной теме; формировать навыки создание условий для самостоятельной и творческой работы учащихся.

Развивающие: продолжать развивать логическое мышление и пространственное воображение, умение применять полученные знания на практике, при решении задач, навыки творческого подхода к решению задач; применять осознанное установление связей между аналитической и геометрической моделями тригонометрических функций; развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к изучаемой теме, обеспечить устойчивую мотивационную среду; прививать культуру поведения на уроке, способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к учению; продолжать воспитывать у учащихся коммуникативные навыки, внимание, аккуратность (при оформлении заданий) и эстетичность (при работе со слайдами).

9

Ресурсы урока

Компьютерный класс, локальная сеть, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в приложении Microsoft Office PowerPoint 2007, программа для построения графиков функций Trigon, рабочие листы.

10

Форма и тип урока

Форма урока:урок-практикум с использованием ИКТ.

Тип урока: урок формирования новых знаний

11

Используемые технологии, методики, методы, приемы

Технологии: технология интерактивного обучения; проблемно-исследовательская;

информационно - коммуникационная.

Методы и приёмы обучения:

  • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (пр. беседа);

  • методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдение, демонстрация);

  • метод передачи информации с помощью практической деятельности;

  • частично - поисковые и исследовательские методы (практическая деятельность в парах);

  • метод стимулирования и мотивации (приёмы: сообщение дополнительных сведений, исторических фактов, создание ситуации взаимопомощи);

  • методы контроля и самоконтроля (приёмы: фронтальный опрос, практическая и самостоятельная работа).

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

12

Структура урока

  1. Организационный момент. Целеполагание и мотивация.

  2. Актуализация имеющихся знаний и умений.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Практическая исследовательская работа на компьютерах в программе для построения графиков тригонометрических функций Trigon .

  5. Итог урока.

13

Предварительная подготовка учащихся

Умение и навыки работы на ПК



Содержимое разработки

Преобразования графиков тригонометрических функций  y=sinx  и y=cosx Подготовила учитель математики I категории  Н.В. Руцынская

Преобразования графиков тригонометрических функций y=sinx и y=cosx

Подготовила учитель математики

I категории

Н.В. Руцынская

Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики.  Жан Батист  Жозеф Фурье

Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики. Жан Батист Жозеф Фурье

«Синус» (от латинского sinus - «перегиб», которое, в свою очередь, происходит от арабского слова «джива» - «тетива лука» ) «Косинус» (сокращение словосочетания complementi sinus - «синус дополнения») «Тангенс» (от латинского tangens - «касательная», «касательная к окружности»)

«Синус»

(от латинского sinus - «перегиб», которое, в свою очередь, происходит от арабского слова «джива» - «тетива лука» )

«Косинус»

(сокращение словосочетания complementi sinus - «синус дополнения»)

«Тангенс»

(от латинского tangens - «касательная», «касательная к окружности»)

Назовите функции, графики которых изображены на рисунке p y = = cosx y = sinx y =  sin(x+ ) 2 p   3,14 y  1 p - p  5p - 3p  3p - 5p -2π  -π  2π  π 2 2 0 2 2 2 2 x  -1 4

Назовите функции, графики которых изображены на рисунке

p

y = = cosx

y = sinx

y = sin(x+ )

2

p 3,14

y

1

p

- p

5p

- 3p

3p

- 5p

-2π

π

2

2

0

2

2

2

2

x

-1

4

Свойства функции y= sin(x) y 1 x -1 4

Свойства функции y= sin(x)

y

1

x

-1

4

Свойства функции y=cos(x) y 1 x -1 4

Свойства функции y=cos(x)

y

1

x

-1

4

Виды преобразований  графиков функций y = sinx и y = cosx:   Параллельный перенос вдоль оси Oy; Параллельный перенос вдоль оси Ox; Растяжение (сжатие) в k раз вдоль оси Oy; Растяжение (сжатие) в k раз вдоль оси Ox; Пример построения графика сложной функции. Параллельный перенос вдоль оси Oy; Параллельный перенос вдоль оси Ox; Растяжение (сжатие) в k раз вдоль оси Oy; Растяжение (сжатие) в k раз вдоль оси Ox; Пример построения графика сложной функции.      4 Логуновой Л.В. - учитель математики МОУ

Виды преобразований графиков функций y = sinx и y = cosx:

  • Параллельный перенос вдоль оси Oy; Параллельный перенос вдоль оси Ox; Растяжение (сжатие) в k раз вдоль оси Oy; Растяжение (сжатие) в k раз вдоль оси Ox; Пример построения графика сложной функции.
  • Параллельный перенос вдоль оси Oy;
  • Параллельный перенос вдоль оси Ox;
  • Растяжение (сжатие) в k раз вдоль оси Oy;
  • Растяжение (сжатие) в k раз вдоль оси Ox;
  • Пример построения графика сложной функции.

4

Логуновой Л.В. - учитель математики МОУ "Курлекская СОШ"

4

1. Параллельный перенос  вдоль оси Oy    Для построения графика функции y=f(x)+b, где b - const надо:  если b  0, то перенести график функции y=f(x) параллельно на b отрезков вверх вдоль оси Oy ;  если b  0, то перенести график функции y=f(x) параллельно на b отрезков вниз вдоль оси Oy . 4

1. Параллельный перенос вдоль оси Oy

Для построения графика функции y=f(x)+b, где b - const надо:

  • если b 0, то перенести график функции y=f(x) параллельно на b отрезков вверх вдоль оси Oy ;
  • если b 0, то перенести график функции y=f(x) параллельно на b отрезков вниз вдоль оси Oy .

4

0 y=f(x) 0 x b 4 4" width="640"

y

y=f(x)+b

b0

y=f(x)

0

x

b

4

4

Построить график функций: y y=cosx  1 p - p  5p - 3p  3p - 5p  1 1,5 -2π  -π  2π  π 2 2 0 2 2 2 2 x 2  -1 y=f(x)+b 10

Построить график функций:

y

y=cosx

1

p

- p

5p

- 3p

3p

- 5p

1

1,5

-2π

π

2

2

0

2

2

2

2

x

2

-1

y=f(x)+b

10

2. Параллельный перенос  вдоль оси Ox    Для построения графика функции y=f(x-a) надо:  если a  0, то перенести график функции y=f(x) вправо на а отрезков вдоль оси Ox ;  если a  0, то перенести график функции y=f(x) влево на а отрезков вдоль оси Ox . 10

2. Параллельный перенос вдоль оси Ox

Для построения графика функции y=f(x-a) надо:

  • если a 0, то перенести график функции y=f(x) вправо на а отрезков вдоль оси Ox ;
  • если a 0, то перенести график функции y=f(x) влево на а отрезков вдоль оси Ox .

10

y y=f(x - а) а  0 y=f(x) 0 x а  0 10

y

y=f(x - а)

а 0

y=f(x)

0

x

а 0

10

Построить график функции: y=f(x-a)  3) 2) p  - три клетки 1) y  1  1  p p - p  5p - 3p  3p - 5p -2π  -π  2π  π 2 x 2 2 0 2 2 2 2  -1 13

Построить график функции:

y=f(x-a)

3)

2)

p - три клетки

1)

y

1

1

p

p

- p

5p

- 3p

3p

- 5p

-2π

π

2

x

2

2

0

2

2

2

2

-1

13

Построить графики функций: p  - три клетки y = cos y x  1 p - p  5p - 3p  3p - 5p -2π  -π  2π  π 2 2 0 2 2 2 2 x  p 5 p 3 6  -1 14

Построить графики функций:

p - три клетки

y

=

cos

y

x

1

p

- p

5p

- 3p

3p

- 5p

-2π

π

2

2

0

2

2

2

2

x

p

5 p

3

6

-1

14

Назовите функции, графики которых изображены на рисунке: y  4 = y sin x  3 p + y = x sin( ) 4  2  1 p - p  5p - 3p  3p - 5p -2π  -π  2π  π x 2 0 2 2 2 2 2  -1  -2  -3  -4 15

Назовите функции, графики которых изображены на рисунке:

y

4

=

y

sin

x

3

p

+

y

=

x

sin(

)

4

2

1

p

- p

5p

- 3p

3p

- 5p

-2π

π

x

2

0

2

2

2

2

2

-1

-2

-3

-4

15

3. Растяжение (сжатие)  в k раз вдоль оси Oy  Для построения графика функции y=k  f(x) надо:  если k  0, то растянуть график функции y=f(x) в k раз вдоль оси Oy ;  если 0  k  1, то сжать график функции y=f(x) в k раз вдоль оси Oy . 15

3. Растяжение (сжатие) в k раз вдоль оси Oy

Для построения графика функции y=k f(x) надо:

  • если k 0, то растянуть график функции y=f(x) в k раз вдоль оси Oy ;
  • если 0  k  1, то сжать график функции y=f(x) в k раз вдоль оси Oy .

15

= y 1,5 cos  x y 1 O     I I  I I I I I x -1 17 17

=

y

1,5 cos x

y

1

O

I I I I I I I

x

-1

17

17

y 1 = cos y x 2 1 O     I I  I I I I I x -1 Как быстро сделать цветные формулы описано в ресурсе «Меню команд. Диалоговые панели». 18 18

y

1

=

cos

y

x

2

1

O

I I I I I I I

x

-1

Как быстро сделать цветные формулы описано в ресурсе «Меню команд. Диалоговые панели».

18

18

y x -1 1     I I  I I I I I O = 3,5 cos  x y = y 2 cos  x y= cos  x 19 19

y

x

-1

1

I I I I I I I

O

=

3,5 cos x

y

=

y

2 cos x

y= cos x

19

19

y = y 2 cos  x 1 O     I I  I I I I I x -1 = 0,5 cos  x y 20 20

y

=

y

2 cos x

1

O

I I I I I I I

x

-1

=

0,5 cos x

y

20

20

4. Растяжение (сжатие)  в k раз вдоль оси Ox  Для построения графика функции y=f(x/k) надо подвергнуть график функции f растяжению с коэффициентом k вдоль оси Ox. 20

4. Растяжение (сжатие) в k раз вдоль оси Ox

Для построения графика функции y=f(x/k) надо подвергнуть график функции f растяжению с коэффициентом k вдоль оси Ox.

20

= y cos 2 x y 1 O     I I  I I I I I x -1 Как быстро сделать цветные формулы описано в ресурсе «Меню команд. Диалоговые панели». 22 22

=

y

cos 2 x

y

1

O

I I I I I I I

x

-1

Как быстро сделать цветные формулы описано в ресурсе «Меню команд. Диалоговые панели».

22

22

y = y cos 4 x 1 O     I I  I I I I I x -1 23 23

y

=

y

cos 4 x

1

O

I I I I I I I

x

-1

23

23

Найдите наименьшее и наибольшее значения функции y = cosx : а) на отрезке p  - шесть клеток y наиб. y  1 p - p  3p  2π  π 2 2 0 2 x p 6 y наим.  -1 Ответ. 24

Найдите наименьшее и наибольшее значения функции y = cosx :

а) на отрезке

p - шесть клеток

y наиб.

y

1

p

- p

3p

π

2

2

0

2

x

p

6

y наим.

-1

Ответ.

24

Назовите функции, графики которых изображены на рисунке: y  4 y=cosx+2  3 y= cos  x  2 +2   1 p - p  5p - 3p  3p - 5p -2π  -π  2π  π x 2 0 2 2 2 2 2  -1  -2  -3  -4 25

Назовите функции, графики которых

изображены на рисунке:

y

4

y=cosx+2

3

y= cos x

2

+2

1

p

- p

5p

- 3p

3p

- 5p

-2π

π

x

2

0

2

2

2

2

2

-1

-2

-3

-4

25

Назовите функции, графики которых изображены на рисунке: y  4  3  2 2p y cos( x + = )+3 3  1 p - p  5p - 3p  3p - 5p -2π  -π  2π  π x 2 0 2 2 2 2 2  -1 x y cos =  -2  -3  -4 26

Назовите функции, графики которых изображены на рисунке:

y

4

3

2

2p

y

cos(

x

+

=

)+3

3

1

p

- p

5p

- 3p

3p

- 5p

-2π

π

x

2

0

2

2

2

2

2

-1

x

y

cos

=

-2

-3

-4

26

Найдите наименьшее и наибольшее значения функции y = cosx: а) на отрезке в) на луче p  - шесть клеток y наиб. y  1 - p p  3p  2π  π 2 2 0 2 x y наим.  p 3 p 2 p 2 p p p 3 3 6 6 3 3  -1 Ответ. 27

Найдите наименьшее и наибольшее значения функции y = cosx:

а) на отрезке

в) на луче

p - шесть клеток

y наиб.

y

1

- p

p

3p

π

2

2

0

2

x

y наим.

p

3 p

2 p

2 p

p

p

3

3

6

6

3

3

-1

Ответ.

27

Практическая работа Задания выполняются в программе Trigon ; Максимальная оценка 5 баллов.  27

Практическая работа

  • Задания выполняются в программе Trigon ;
  • Максимальная оценка 5 баллов.

27

Постройте график функции и определите D(f), E(f) и T: 1 вариант 2 вариант 1. у = - 4cos x 1. у =7cos х 1) [-1; 1] 2) [ -4; 0]  1) (-∞; ∞) 2) [ 0; 7]  3) [-1; 1] 4) [-7; 7] 3) [-4; 4] 4) (-∞; ∞)  2. у =cos 2x 1) [-1/2; 1/2] 2) [ 0; 2]  3) [-2; 2] 4) [-1; 1]  2. y = 9sin х 1) [-1; 1] 2) [ 8;10]  3) [-9; 9] 4) [0; 9]  3. y = 7sin2 x  1) [-7; 7] 2) (-∞; ∞)   3) [-3,5; 3,5] 4) [- 2/7; 2/7]  3. y = sin x – 2 1) [ -3; -1] 2) (-∞; ∞) 3) [-1; 1] 4) [-3; 0] 4. y = - 1/5sin 2x 1) [-1; 1] 2) [ -2/5; 2/5]  3) [-1/5; 1/5] 4) (-1; 1) 4.  y = 3sin x/2 – 4 1) [-1,5; 1,5] 2) [ -3; 3]  3) (-3; 3) 4) [-1; 1]  5. y = 3sin x +2 5. у = cos x + 3 1) [ -3; 5] 2) [2; 5]  1) [ 0; 4] 2) [-1; 1]  3) [ -1; 5] 4) [-3; 3] 3) [ 2; 4] 4) [0; 3] 27

Постройте график функции и определите D(f), E(f) и T:

1 вариант

2 вариант

1. у = - 4cos x

1. у =7cos х

1) [-1; 1] 2) [ -4; 0]

1) (-∞; ∞) 2) [ 0; 7]

3) [-1; 1] 4) [-7; 7]

3) [-4; 4] 4) (-∞; ∞)

2. у =cos 2x

1) [-1/2; 1/2] 2) [ 0; 2]

3) [-2; 2] 4) [-1; 1]

2. y = 9sin х

1) [-1; 1] 2) [ 8;10]

3) [-9; 9] 4) [0; 9]

3. y = 7sin2 x

1) [-7; 7] 2) (-∞; ∞)

3) [-3,5; 3,5] 4) [- 2/7; 2/7]

3. y = sin x – 2

1) [ -3; -1] 2) (-∞; ∞)

3) [-1; 1] 4) [-3; 0]

4. y = - 1/5sin 2x

1) [-1; 1] 2) [ -2/5; 2/5]

3) [-1/5; 1/5] 4) (-1; 1)

4. y = 3sin x/2 – 4

1) [-1,5; 1,5] 2) [ -3; 3]

3) (-3; 3) 4) [-1; 1]

5. y = 3sin x +2

5. у = cos x + 3

1) [ -3; 5] 2) [2; 5]

1) [ 0; 4] 2) [-1; 1]

3) [ -1; 5] 4) [-3; 3]

3) [ 2; 4] 4) [0; 3]

27

Проверьте результат: 2 вариант 1 вариант 1. у = - 4cos x 1. у =7cos х 1) (-∞; ∞) 2) [ 0; 7]  1) [-1; 1] 2) [ -4; 0]  3) [-1; 1] 4) [-7; 7] 3) [-4; 4] 4) (-∞; ∞)  2. у = cos 2x 1) [-1/2; 1/2] 2) [ 0; 2]  3) [-2; 2] 4) [-1; 1]  2. y = 9sin х 1) [-1; 1] 2) [ 8;10]  3) [-9; 9] 4) [0; 9]  3. y = 7sin2 x  1) [-7; 7] 2) (-∞; ∞)   3) [-3,5; 3,5] 4) [- 2/7; 2/7]  3. y = sin x – 2 1) [ -3; -1] 2) (-∞; ∞) 3) [-1; 1] 4) [-3; 0] 4. y = - 1/5sin 2x 1) [-1; 1] 2) [ -2/5; 2/5]  3) [-1/5; 1/5] 4) (-1; 1) 4.  y = 3sin x/2 – 4 1) [-1,5; 1,5] 2) [ -3; 3]  3) (-3; 3) 4) [-7; -1]  5. y = 3sin x +2 5. у = cos x + 3 1) [ -3; 5] 2) [2; 5]  1) [ 0; 4] 2) [-1; 1]  3) [ -1; 5] 4) [-3; 3] 3) [ 2; 4] 4) [0; 3] 27

Проверьте результат:

2 вариант

1 вариант

1. у = - 4cos x

1. у =7cos х

1) (-∞; ∞) 2) [ 0; 7]

1) [-1; 1] 2) [ -4; 0]

3) [-1; 1] 4) [-7; 7]

3) [-4; 4] 4) (-∞; ∞)

2. у = cos 2x

1) [-1/2; 1/2] 2) [ 0; 2]

3) [-2; 2] 4) [-1; 1]

2. y = 9sin х

1) [-1; 1] 2) [ 8;10]

3) [-9; 9] 4) [0; 9]

3. y = 7sin2 x

1) [-7; 7] 2) (-∞; ∞)

3) [-3,5; 3,5] 4) [- 2/7; 2/7]

3. y = sin x – 2

1) [ -3; -1] 2) (-∞; ∞)

3) [-1; 1] 4) [-3; 0]

4. y = - 1/5sin 2x

1) [-1; 1] 2) [ -2/5; 2/5]

3) [-1/5; 1/5] 4) (-1; 1)

4. y = 3sin x/2 – 4

1) [-1,5; 1,5] 2) [ -3; 3]

3) (-3; 3) 4) [-7; -1]

5. y = 3sin x +2

5. у = cos x + 3

1) [ -3; 5] 2) [2; 5]

1) [ 0; 4] 2) [-1; 1]

3) [ -1; 5] 4) [-3; 3]

3) [ 2; 4] 4) [0; 3]

27

Содержимое разработки

МВСОШ при ФГУ ИК – 3 УФСИН России по Амурской области Урок математики (алгебры и начал математического анализа)  по теме «Преобразования графиков тригонометрических функций  y=sinx  и y=cosx» 10 класс Подготовила учитель математики I категории  Н.В. Руцынская с. Среднебелая 2010 год

МВСОШ при ФГУ ИК – 3 УФСИН России

по Амурской области

Урок математики

(алгебры и начал математического анализа)

по теме

«Преобразования графиков тригонометрических функций y=sinx и y=cosx»

10 класс

Подготовила учитель математики

I категории

Н.В. Руцынская

с. Среднебелая

2010 год

Содержимое разработки

МВСОШ при ФГУ ИК – 3 УФСИН России по Амурской области Урок алгебры и начал математического анализа по теме «Преобразования графиков тригонометрических функций  y=sinx  и y=cosx» 10 класс Подготовила учитель математики I категории  Н.В. Руцынская с. Среднебелая

МВСОШ при ФГУ ИК – 3 УФСИН России

по Амурской области

Урок алгебры и начал математического анализа по теме

«Преобразования графиков тригонометрических функций y=sinx и y=cosx»

10 класс

Подготовила учитель математики

I категории

Н.В. Руцынская

с. Среднебелая

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее