9 кл. I вариант
Тренировочные задания по теме «Простое предложение. Грамматическая основа»
Упражнение 1. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания.
1. Я хотел бы пройти сто дорог, а прошёл пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. 3. Люблю грозу в начале мая. 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже!
Упражнение 2. Спишите. Определите количество грамматических основ в предложении, подчеркните их.
Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд.
Когда мать была жива, Васёк после школы торопился домой, теперь опустевший дом пугал мальчика.
Разведчики спустились к реке, в прибрежные заросли, где их уже ожидали саперы с тремя рыбачьими лодками, было одиннадцать часов ночи.
Я помню, как осенью, когда ездила к родителям в деревню, собирала в лесу грибы.
Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.
1. В лесах было холодно.
2. Ему коня подводят.
3. Снег и чайки.
4. Век живи, век учись.
5. Только давай выйдем как можно пораньше!
Упражнение 4. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите вид односоставного предложения.
1) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим.
2) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую
столовую.
Упражнение 5. Записать текст, подчеркнуть грамматическую основу, определите типы односоставных предложений.
1.Вечереет. Пишу в Переделкине за садовым столом, застеленным белой скатертью. Белые рамы, дома как бы отдаляются, растворяясь в сумерках… Уже совсем темно. Не видно ни места, ни пера, ни руки… (по А.Вознесенскому)