Тренинговое занятие "Волшебные мандалы"

Трениг (арт-терапия)

Цель:

  • Коррекциия эмоционального состояния, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
  • Диагностика актуального настроения (раскрашивание белого круга);
  • Изучение групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);
  • Диагностика и коррекция конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).
  • Психокоррекция накопившегося раздражения и агрессии.
  • Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).
  • Психокоррекция страхов и тревог.
  • Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества.
  • Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей).
Олимпиады: Дошкольникам "Тайны волшебного леса"

Содержимое разработки


ГБОУ ЛНР «Ровеньковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»













Тренинговое занятие

«Волшебные мандалы»



















Практический психолог Кулаковская Д.Н.





«Волшебные мандалы»

Душа предлагает нам особый исцеляющий элемент, мандалу, когда мы в ней больше всего нуждаемся, и мы должны быть достаточно мудры, чтобы осознать ее своевременность. Никогда раньше мы не нуждались в ней с такой силой.

Роберт А. Джонсон

Цель:

  • Коррекциия эмоционального состояния, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

  • Диагностика актуального настроения (раскрашивание белого круга);

  • Изучение групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);

  • Диагностика и коррекция конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).

  • Психокоррекция накопившегося раздражения и агрессии.

  • Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).

  • Психокоррекция страхов и тревог.

  • Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества.

  • Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей).

Время работы с мандалой: 20 – 60 минут.

Аудитория: 9-12 класс



В условиях современной жизни, молодежь ориентируется на модные трендовые и клиповые элементы, постепенно отходя от процесса внутреннего самопознания. На уроках учащиеся изучают новую информацию, а учитывая новые требования к содержанию образования, можно говорить о доминанте когнитивной и праксиологической составляющей. Аспекты духовного воспитания очень редко затрагиваются в учебном процессе, даже классные часы превращая в передачу сведений об успеваемости или подаче материала, «спущенного сверху» или продиктованного планом ОУ. Классный руководитель помимо всех функций, выполняет и коррекционные задачи, направленные на создание благоприятного психологического климата в коллективе и создании условий для воспитания творческой свободной личности. Одним из современных арт-терапевтических направлений в психокоррекции является терапия мандалой.

Мандала представляет собой тайный рисунок или диаграмму, которая, как правило, симметрична и напоминает скорее геометрический чертеж. Это один из способов вибрационного исцеления, где сочетание цветовых вибраций позволяет гармонизировать внутренний мир или ситуацию. Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей на пути к целостности и умиротворению.

Мандала ориентирована по сторонам света. Ее не только можно рисовать, но и вышивать, вырезать из дерева, составлять композиции из песка, ткани, листьев и цветов. Карл Гюстав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства. Мандалу можно использовать в качестве средства достижения полноты понимания собственного «Я». Безусловно, в далее описываемой воспитательной методики отражается и здоровьесберегающий аспект. Изучению мандал посвятили свою жизнь такие известные ученые и психологи, как: Карл Гюстав Юнг (психоаналитик), Джоанна Келлог (американский психолог, арт-терапевт), Александр Цайри (немецкий арт-терапевт, автор альбома готовых мандал), Эрика Осипук (психолог-педагог, Беларусь), А.И.Копытин. Юнг писал, что основной мотив мандалы является предчувствием центра личности, родом центральной точки в душе, с которой все связано, к которой все организовано, и которая сама по себе является источником энергии. Энергия центра проявляется в непреодолимом принуждении и желании стать тем, кем каждый является. «Каждое утро я набрасывал в записной книжке маленький рисунок круга, мандалу, который отражал мою внутреннюю ситуацию в этот момент… лишь постепенно я обнаружил, что мандала на самом деле это: … Самость, целостность личности, которая обнаруживается, если все происходит гармонично».

Мандала выступает средством концентрации внимания, сосредоточения, успокоения. Система мандал – это сильная система преображения личности. Раскрашивание мандал помогает установить контакт с функциями правого полушария головного мозга (отвечающее за образное мышление) , а также с бессознательным. Рисование мандал способствует развитию целостной перцепции, дедукции, фиксации эмоций и чувств, снятию стресса, а также развитию креативного мышления. Каждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека.

Работа с мандалами осуществляется в кризисных состояниях; в работе с зависимыми; с учащимися с эндогенными расстройствами; в целях укрепления адекватного формирования границ Я для преодоления конфликтов.

Одной из самых простых форм работы с мандалой является метод раскрашивания.

Правила раскрашивания мандалы:

  1. добровольность, отсутствие принуждения со стороны педагога;

  2. отсутствие установок на обязательность раскрашивания определенными цветами;

  3. расслабленная обстановка (тишина, спокойствие);

  4. невмешательство классного руководителя, отсутствие комментариев;

  5. выбор разнообразных художественных средств и материалов;

  6. музыкальное сопровождение.

Примеры мандал, предложенных для раскрашивания:









После того, как ученик раскрасит мандалу, можно предложить ему придумать название, а также назвать, где можно ее использовать и на что она похожа. Также раскрашенную мандалу можно вырезать и использовать в качестве подарка.

Существует мандала-терапия как эффективное средство решения психологических проблем. Способность пробуждать чувственный опыт вне разума без стереотипов и увеличивать работу самосознания – вот цель психотерапии мандалой. Смотря на мандалу, подросток становится более гармоничнее и счастливее, что объясняется воздействием цвета на сознание. Мандала выступает своеобразной матрицей и источником энергии личности, языком и образом Души, носителем Света и Свободы, духовным смыслом символического отражения мира.

Психолог может предложить трансперсональный метод работы с мандалой: концентрация фокуса внимания в центре мандалы; не обращать внимания на визуальные эффекты; постепенно у рисунка появится объем. Каждый человек раскрывает сам для себя с помощью своего Внутреннего Ребенка, с помощью созерцания, карандашей, красок и свободного времени. Раскрашивание мандал применяется для нормализации поведения личности ученика. Раскрашивание белого круга применяется с целью диагностики актуального настроения. Создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции применяется с целью диагностики групповых взаимоотношений. Конкретные проблемы у ученика диагностируются благодаря раскрашиванию круга, который будет символизировать семью, учебное заведение (где он учится), любовь и др.

Нельзя говорить о цветных, красивых, хороших или плохих мандалах. Мандала, полная визуальных эффектов и художественных форм, будет так же хороша и насыщена смыслом, как и та, которая содержит лишь квадрат в круге. Мандала выступает способом объединения того, что было разобщено в единое целое.

Технология создания собственной мандалы

  1. нарисовать круг диаметром 15-18см;

  2. с помощью транспортира отметить все точки, состоящие друг от друга на 30 градусов, а потом поделить круг на 12 равных частей (можно и меньше, но не менее 7);

  3. закрасить каждый сектор;

  4. зафиксировать собственное состояние во время рисования (отношение к цвету);

  5. рисование зубчатого колеса;

  6. вписывание в мандалу своих ощущений, образов.

Рисунок мандалы нужно создавать свободно, по направлению внутрь. Прежде чем приступить к изображению мандалы, ориентируем ученика на ответ «Для чего создаю мандалу?». Когда ученик нарисовал собственную мандалу, классный руководитель определяет по цветам мироощущение своего воспитанника. Чем ярче представлен цвет в мандале, тем с большей степенью включены эмоциональные связи с бессознательным.

Расположение цветов в мандале

  1. глядя на мандалу, необходимо отметить, какой цвет располагается в центре. Он будет символизировать самое важное для ученика в данный момент.

  2. если какой-либо цвет доминирует, то этот цвет является главным, полностью занимая внимание. Если наблюдается равное распределение цветов, то это означает, что энергия ровно распределена между какими-либо объектами жизни.

  3. цвет, которым обрисован первоначальный круг мандалы, является ключом взаимодействия с окружающим миром. Это круг, граница Эго.

  4. цвета, расположенные в верхней части мандалы, относятся к осознаваемым процессам, а цвета в нижней части – к бессознательным.

  5. те области, где цвет используется интенсивно, является выражением сильных эмоций, связанных с этим цветом.

Мандалы, таким образом, является сигналом для действий по усилению физического и эмоционального здоровья ученика.

В мандале первичные цвета (красный, желтый, синий) отражают базовые эмоции. Красный в сочетании с зеленым символизирует битву, конфликт энергии и контроля, желтый в сочетании с фиолетовым символизирует связь с родителями, синий в сочетании с оранжевым символизирует конфликт амбиций, красный в сочетании с черным символизирует о гневе и депрессии; синий в сочетании с красным говорит о конфликте, черный в сочетании с розовым говорит о негативных чувствах по отношению к самому себе, желтый в сочетании с черным свидетельствует о ранимости натуры, а также о низкой самооценке), красный в сочетании с зеленым может говорить о конфликте между желаемым и получаемым.







Интерпретация цветовых сочетаний в мандале

Серый цвет

Это нейтральный цвет в природе, ассоциируется с камнем, туманом, пеплом. Пеплом могут быть символизированы депрессия, безразличие. Серый - это как бы отсутствие цвета, предполагает отсутствие или недостаток эмоций, чувств. Это является симптомом депрессии. Это способ приглушить чувство вины, связан с безнадежностью и депрессией.

Бирюзовый цвет

Он берет свое название от бирюзы, зеленовато-голубого неба. Бирюзовый цвет появляется в мандале часто тогда, когда человеку необходимо исцеление, надо дистанцироваться от событий, приносящих боль, унять боль потери, которая может угрожать способности Эго функционировать, справляться со всем, заканчивать с прошлое, не страдать от призраков прошлого. Также это может означать, что психика, душа управляет потоком болезненных воспоминаний.

Коричневый цвет

Коричневый цвет ассоциируется с отречением, печалью, покаянием. Коричневый может выражать чувство, когда человек застрял между импульсом делать что-то и подавлением этого желания. Люшер рассматривал коричневый цвет, как указатель на потребность эмоциональной защищенности, безопасности, переживаемой в физическом теле как ощущения дискомфорта. Предпочтение коричневого цвета предполагает потребность в освобождении чувства безопасности от ситуации, несущей чувства дискомфорта (от болезней, атмосферы конфликта, от проблем), с которой личность не может справиться. Коричневый в центре мандалы означает, что у человека очень низкая самооценка.

Яркий фиолетово-красный цвет

Это новый цвет, который выражает жизненность, неприкаянность, отсутствие покоя. В мандале этот цвет говорит о нашей готовности предпринять какое-то исследование, начать творческий проект или начать выражать свое творческое суждение. Позитивное значение фуксина: оживленность, живость, способность к концентрации (фокус) и мотивация (которая лежит в основе наших действий).

Негативное значение:1. потеря связей, чувства взаимоотношения, соотнесенности одних вещей с другими, что может привести к инфляции, раздуванию Эго, которое приписывает себе то, что ему не принадлежит.
2. нетерпение, эгоизм (зацикленность на себя) или потеря концентрации, фокуса в избыточной эмоциональности.

Персиковый цвет выражает чувственность, отзывчивость, ответственность. Это отражение, высвобождение творческого потенциала внутри души.

Розовый цвет

Это здоровье, чистота. Ассоциируется с наибольшей чувствительностью на эмоциональные стрессы. Розовый с черным предупреждает о опасности физического заболевания. Большое количество розового указывает на появление ранимости, страх быть оставленным, необходимость в защите. Розовый цвет предпочитают люди, переживающие физические симптомы, которые могут даже не замечаться.

Лавандовый, бледно лиловый цвет

Он ассоциируется с добродетелью, трудолюбием, усердием, признательностью, а так же предосторожностью и суеверием. Символизирует энергию в утонченном, рафинированном состоянии духовности. Зависимость от фантазий, бегство от действительности, бегство от воплощенности в теле.

Лилово-фиолетовый цвет

Это цвет королевской власти, царственности. Это желание достичь логической связи. Человек хочет не только быть очарован сам, но и чаровать и радовать других.Голубой весенний - символ духовности, жертвенности. Доминирование фиолетового указывает на опасность шизотипического расстройства, «отлета» от жизни и тела.Развитие более подлинной, более личной духовности, возрождение нуждается в эмоциональной поддержке. Живое воображение, которое может быть полезно для творческих устремлений, люди, любящие лиловый, фиолетовый цвет обладают способностью возбуждать, притягивать внимание. Это может способствовать завоеванию какого-то особого места в обществе.

Оранжевый цвет

Это впечатление тепла, радости, приятности, которое либо отражает оттенок сияния Луны, либо мягкое сияние заходящего Солнца. В мандалах оранжевый цвет выражает трудности с отцом, самоутверждение, гордость, амбицию, честолюбие, обеспокоенность своей силой или отсутствием её, энергичное стремление к чему-то. Идентичность и здоровье самоутверждение, упрямство и упорство. Своевольное использование силы, враждебное отношение к властям, отсутствие самодисциплины. Амбивалентное (двойственное) чувство в отношении к мужеству и эгоцентризм.
Цвет мышления, формирования социальной идентичности, и в то же время отгораживания своего истинного Я, от мира.

Зеленый


Способность заботиться о себе и предлагать другим поддержку ассоциируется с зеленым. Большое количество зеленого цвета в мандале означает, что слишком избыточно, сильно контролируют ценности ваших родителей - цена подлинной автономии. В крайних случаях доминирования зеленого может предупреждать, что вы слишком заботитесь о других в ущерб себе.
Ярко-зеленый цвет означает сияние, гармонию активных и пассивных воспринимающих сил. Это рост, плодородие, плодовитость, изобилие.

Желтый цвет

Это цвет солнца, символ способности видеть, т.е. понимать, богоподобная способность создания, качество сознания, которое помогает подняться над инстинктами, начать планировать и воображать невидимое. Это важный индикатор развития сознания, индивидуальности.Доминирование желтого цвета означает стремление личности вперед, в поисках нового, ещё не приобретшего какую-либо форму. Если желтый забивает другие цвета, доминирует или слишком ярок - это признак эго-инфляции. Желтый означает быстрое изменение настроений от отчаяния до радости. Любознательный, цепкий, внимательный, ясный ум. Чисто желтый цвет указывает на хорошие взаимоотношения с отцом.Этот цвет означает, что вы готовы к назначению чего-то нового, готовы отправляться в мир полным энергии и задора, чтобы исполнить какой-то новый проект.Это ключ к тому, что вы ищете перемен ради самих перемен. Вы нуждаетесь в равновесии, которое может принести холодное размышление. Вам необходимо освежиться, передохнуть в кругу близких друзей.

Голубой цвет

Голубое - отражение женского начала и женских качеств: сострадание, преданность, преклонение, лояльность, верная любовь. Оттенок голубого указывает места, где нас полностью поддерживают, где нет никаких требований, зерно идей. Голубой цвет предшествует, возвещает о психологическом возрождении, об открытии способности видеть по ту сторону цикла возрождения.

Красный

красный цвет имеет положительный эффект для стимуляции, электрическая активность мозга повышается. Красный цвет в мандалах означает подъем целительных способностей и говорит об активизации жизнедающего потенциала. Красный цвет обозначает энергию, необходимую для выживания, здоровья и трансформации себя к большей внутренней мудрости. Красный цвет в мандале -индикатор воли к преуспеванию, продвижению, процветанию. Отсутствие или малое наличие красного цвета в мандале указывает на пассивность и полное отсутствие самоутверждения.

Белый цвет

Белый цвет обычно отражает двойственность чувства в духовных переживаниях, прорыв в неведомые измерения психики, а так же сопровождающие его чувства трепета и удивления по поводу силы, находящейся вне нас.
В мандалах белый цвет может быть представлен как белая краска и как не закрашенное пространство. Это бегство от сильных чувств, потока либидо или нежелание принять инстинктивную природу. Но если не закрашенная область в мандале оставлена в центре, это говорит о нашей готовности к большим неотложным изменениям.
Перламутровый оттенок (когда белый накладывается на другие цвета) говорит о громадной ценности, скрытой в темноте, неведении. Жемчуг отражает процесс трансформации инородных качеств в предмет красоты.

Черный
Черный цвет говорит о первоначальном изобильном источнике жизни. Появление в мандалах акцента на черный и белый цвета, говорит о дуалистичной установки сознания.Черный цвет - может означать нисхождение духа в материю и время.
Черный цвет является наиболее подходящим цветом для выражения бессознательного, как то, что находится вне света осознания. Человек говорит о потере сознания (затемнении). Поэтому Черный цвет символизирует вечный вызов бессознательного нашему Эго (которое вышло из этого бессознательного).
Черное ассоциируется с самоотречением, уничтожением эгоцентризма через самобичевание и различные обеты. Однако иногда доминирование черного цвета может указывать на переживание депрессии, печали, траура, горя. Это психологическая смерть, которая предшествует благодати и новому пониманию.

Мандала служит содержимым для рационального диалога между светом и тьмой внутри нас. Позволяет увидеть сначала грубые рисунки, затем цвета изменяются, их гармония, или меняются наши суждения о них. Изменение цвета и гармонии говорит о внутреннем говорит о внутреннем изменении в нас.

Описанная выше современное направление в психокоррекционной арт-терапевтической работе классного руководителя, свидетельствует о необходимости акцентирования внимания на проблему личностного развития и совершенствования ученика, снятию информационных и эмоциональных стрессов, которые испытывают наши воспитанники, адаптируясь к современным условиям. Как говорил Карл Юнг, «люди делают все возможное, как бы абсурдно это ни было, чтобы избежать встречи со своей собственной душой…они не имеют ни малейшей веры в то, что что-либо полезное может возникнуть в их собственных душах».



Примечания

1. О мандалах//smart-paradox.metdioz.ru/pub//32-1-0-299

Интернет-ресурсы

  1. Мандала// wikipedia.ru

  2. О мандалах//smart-paradox.metdioz.ru/pub//32-1-0-299

  3. Описание цветов в мандале//http://www.marguleta.ru/content/view/90/38/

Литература

  1. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007.

  2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.

  3. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19.

  4. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.

  5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31.

  6. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004.

  7. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).

  8. Шевченко М. Мандалы своими руками. – СПб: Питер, 2011. – 128с.

  9. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.

  10. Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С. 211-283.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее