Тренинг для родителей «Эффективные методы развития речи детей».
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах организации
развивающих занятий с ребёнком старшего дошкольного возраста.
ЛОГОПЕД: Добрый, вечер! Сегодня я с вами проведу тренинг«Эффективные методы развития речи дошкольников». Поговорим о связной речи (понятии), о видах связной речи, о приёмах, которые подводят ребёнка к построению монолога. Для развития связной речи, как средства общения, необходимо умение беседовать и строить собственные высказывания. С этой основной целью в нашем ЦРР и решаются задачи по развитию фонетических, лексико -грамматических умений, обучению грамоте.Образно развитие связной речи ребёнка можно представить в виде чемодана, который заполняется лексико-грамматическими, фонетико-фонематическими умениями.
Игра «Снежный ком»
Задача: развивать у участников внимание, сосредоточенность, память, углубление в проблему развития связной речи.
Оборудование: мяч среднего размера.
Родители стоят в кругу. Логопед предлагает одним словом-признаком ответить, каким должен быть рассказ ребёнка, и передать мяч соседу справа. Мяч движется по кругу, как «снежный ком», пополняемый словами. Последний участник называет все желаемые признаки рассказа:
Полный, последовательный, интересный, образный, выразительный, грамотный, точный, эмоциональный, логичный.
ЛОГОПЕД: Связная речь – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека. Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения и сочинения и многое другое. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала.
Развитие связной речи у детей очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т.п. При этом надо помнить вот о чем. Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен прежде всего иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь. Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владения им связной речью. Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т.е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий. Даже если ребенок в состоянии правильно построить хотя бы несколько предложений, он должен суметь связать их между собой в определенной логической последовательности. Случайное же нагромождение предложений не достигнет нужной цели - «рассказ» ребенка не будет понятен слушателям. Связный рассказ предполагает, что все предметы будут поставлены в какое - то определенное соотношение друг с другом. Прежде чем соединять предложения в рассказ, ребенок должен мысленно наметить себе общий план рассказа (сначала об этом, затем о том и т.п.), т.е. обладать навыками речевого программирования.
Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая.
Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек,
постановка вопросов и ответов на них) побуждает к неполным, односложным
ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика – основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь элементарная по сравнению с другими видами речи. Монологическая речь – развёрнутый вид речи одного лица, требующий полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение направлены на умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Приём комментирования своих предметных действий, продуктивных видов деятельности, таких как: рисование, лепка, приводит ребёнка к составлению рассказа. Наблюдение ребёнка за демонстрируемыми действиями взрослого (мама на кухне, папа за работой по хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без наблюдаемого действия. Очень важно – образец рассказа должен дать взрослый.
Вопросы родителям.
1.Как вы считаете, каким видом речи прежде овладевает ребёнок? Почему?
2.Какие речевые упражнения и приёмы подводят ребёнка к построению
монолога из 5-7 предложений?
Упражнение «Если бы...» Задачи: познакомить родителей на практике с разными видами рассказов, составляемых для дошкольников; упражнять в составлении рассказов на уровне понимания окружающего мира дошкольниками.
Оборудование: лимон (шарф); сюжетные картинки; серии сюжетных картинок; памятки по составлению рассказов. Работа проводится в минигруппах по 2-3 человека. Каждая группа получает предмет (лимон, шарф) или картинку, серию картинок и памятку (Приложение 1) по составлению соответствующего рассказа.
ЛОГОПЕД: Для развития связной речи детей используют пересказ, составление рассказов - описаний, повествований.
По ведущему виду познавательной деятельности в работе по составлению
рассказов различают тексты трёх видов: по восприятию, представлению,
воображению. Рассказы по восприятию могут быть:
- описательными – по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;
- повествовательными – по сюжетной картине, серии сюжетных картинок.
Рассказы по представлению – рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, личностного общения.
Рассказы по воображению – творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету).
Заключительное упражнение «Расшифруй слова»
Оборудование: листы бумаги, ручки. Работа проводится в минигруппах. Вниманию родителей предлагается на каждую букву понятия «связная речь» подобрать имя существительное для характеристики этого понятия. Далее обсудить с зачитыванием вариантов расшифровок:
С - связность, самооценка, систематичность.
В- восприятие, важность, возможность, взаимодействие.
Я - ясность.
З - знание, занимательность, заинтересованность, звукопроизношение.
Н - навык, наглядность, необходимость.
А - активность, актуальность.
Я - яркость.
Р - результат, родитель, работа, регулярность.
Е - ежедневность, единение, естественность.
Ч - чёткость, чистота, честность.
Ь.
Образ современного старшего дошкольника выражен следующими чертами:
физически здоров, владеет основами культурно – гигиеническими навыками;
любознательный, активный;
эмоционально отзывчивый;
овладел средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
способен управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные
общепринятые нормы и правила поведения;
способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту;
имеет первичные представления о себе, о семье, обществе, государстве,
мире и природе;
овладел универсальными предпосылками учебной деятельности;
овладел необходимыми специальными умениями и навыками (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимыми для
осуществления различных видов детской деятельности.
Такими качествами характеризуется развитие ребёнка - выпускника детского сада, освоившего программу развивающего образования в соответствии с Федеральным и государственными требованиями.
Логика построения: завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
Речевые шаблоны начала: «Однажды зимой...»,«Как-то раз в лесу...», «Был дождливый осенний день...». Речевые шаблоны кульминационного момента:
«Вдруг...», «Неожиданно...», «Что делать?». Речевые шаблоны окончания: «Всё окончилось тем, что...», «Наконец...», «Настроение было...», «Рады (огорчены) тем, что...».
Приложение 1
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Памятка по составлению описания животных, птиц, рыб.
1.Название, обобщающее понятие (к кому относится).
2.Величина.
3.Покрытие тела.
4.Цвет.
5.Особенности частей тела.
6.Место обитания (лес, водоём, дом, хлев).
7.Название жилища (нора, берлога, логово, гнездо, дупло).
8.Чем питается.
9.Название детёнышей.
10.Польза (для домашних животных и птиц).
Памятка по составлению описания предмета.
1. Название.
2. Величина.
3. Вес.
4. Качество.
5. Форма
6. Цвет.
7. Запах.
8.Вкус (для съедобных).
9. Принадлежность (обобщающее понятие).
10. Как используется.
Памятка по составлению описательного рассказа по картинке.
1. Какое время года изображено?
2. Какая погода?
3. Какую местность видим?
4. Какие видим неживые объекты?
5. Действия живых объектов.
6. Какое настроение передаёт картинка?
Памятка по составлению рассказа из личного опыта.
(о событии, факте, собственном впечатлении)
1. Время действия (время года, часть суток).
2. Погода.
3. Место действия.
4. Действующие лица, их имена.
5. Описание происшедшего.
6. Настроение.
Памятка по составлению повествовательного рассказа по картинке
и серии картинок.
1. Время действия (время года, часть суток).
2. Погода.
3. Место действия.
4. Действующие лица, их имена.
5. Происшествие (случай, событие).
6. Исход происшествия (случая, события).
7. Настроение персонажей.
Приложение 2
Развитие речи старшего дошкольника
Через год ваш ребёнок пойдёт в школу. У вас появятся новые заботы, радости, возможно, огорчения, которых будет значительно меньше, если малыш подготовлен к учебной деятельности. От вас, родители, во многом зависит степень подготовленности ребёнка к обучению. Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Связная речь ребёнка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.
Овладеть грамотой и письмом в полной мере ребёнок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. В противном случае при письме он будет пропускать, переставлять буквы. Словарный запас ребёнка, а также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни, воспитания, а также от усилий, которые прилагают взрослые в этом направлении. К этому времени ребёнок приобретает достаточный словарный запас. На вопросы отвечает развёрнутыми фразами, пользуется сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребёнок может фантазировать, сочинять сказки. Но, несмотря на то, что шестилетний ребёнок имеет достаточный лексический запас, он ещё не всегда может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), и неправильно употребляют их. К шести годам также почти полностью формируется произносительная сторона речи. Почти все дети чётко и правильно произносят все звуки, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, соноров (л, р). В этот период жизни ребёнок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи: говорить громко, тихо, шёпотом; быстро, медленно; умеет использовать интонационные средства выразительности. Задача родителей на данном возрастном этапе – совершенствовать связную речь ребёнка. Работа эта должна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса; развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений; формирование грамматически правильной речи; дальнейшее совершенствование звуковой культуры. Предлагаемые задания вызовут у ребёнка интерес к слову. Попросите ребёнка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Н-р, погода пасмурная, а по-другому её можно назвать дождливая, облачная. Ребята с интересом подбирают к названным словам слова (антонимы). Н-р, Один мальчик бегает быстро, а другой ...(медленно).
Способствуют расширению словаря ребёнка и классифицирование предметов по определённым признакам. Предложите ребёнку перечислить предметы, которые могут быть мягкими, сладкими или круглыми, или дать качественную характеристику какому-нибудь предмету. Научите ребёнка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления. «Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите малышу подобрать обобщающее слово. Расширять словарь дошкольника надо за счёт не только существительных, но и прилагательных. Спросите ребёнка: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая)?». Приучайте его правильно называть и употреблять наречия. Предложите ему ответить на вопросы: «Как девочка моет посуду?» (чисто, медленно, аккуратно). Дети очень любят «играть» со словами, образовывать новые. Н-р, большой дом (домище), маленький дом (домик, домишко). Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребёнка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки. Речь ребёнка зависит от речи окружающих его взрослых. Расширение словарного запаса ребёнка происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Совместные прогулки очень много дают как малышу, так и взрослому. Расскажите ему о временах года, укажите на характерные признаки весны, лета, осени, зимы. Хорошее упражнение для развития речи – рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Когда ребёнок составляет самостоятельно рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, во дворе, на улице), в какое время года, попросите описать внешность героя, его одежду, настроение. В этом возрасте дети безошибочно отличают сказку от рассказа, стихи от прозы.
Одновременно с обогащением словаря, формированием грамматически правильной речи, развитием разговорной и связной речи приучайте шести - семилетнего ребёнка правильно слышать и различать звуки, отчётливо и внятно произносить их в словах, во фразе. У ребёнка шестого – седьмого года жизни проверьте, насколько полно и точно он даёт описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребёнок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания? Умеет ли внятно и чётко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще пользуется: краткими или развёрнутыми?
Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа; самостоятельно составить рассказ, сказку? Какие допускает грамматические ошибки в речи - правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?
Приложение 1 ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Памятка по составлению описания животных, птиц, рыб.
1.Название, обобщающее понятие (к кому относится).
2.Величина.
3.Покрытие тела.
4.Цвет.
5.Особенности частей тела.
6.Место обитания (лес, водоём, дом, хлев).
7.Название жилища (нора, берлога, логово, гнездо, дупло).
8.Чем питается.
9.Название детёнышей.
10.Польза (для домашних животных и птиц).
Памятка по составлению описания предмета.
1. Название.
2. Величина.
3. Вес.
4. Качество.
5. Форма
6. Цвет.
7. Запах.
8.Вкус (для съедобных).
9. Принадлежность (обобщающее понятие).
10. Как используется.
Памятка по составлению описательного рассказа по картинке.
1. Какое время года изображено?
2. Какая погода?
3. Какую местность видим?
4. Какие видим неживые объекты?
5. Действия живых объектов.
6. Какое настроение передаёт картинка?
Памятка по составлению рассказа из личного опыта.
(о событии, факте, собственном впечатлении)
1. Время действия (время года, часть суток).
2. Погода.
3. Место действия.
4. Действующие лица, их имена.
5. Описание происшедшего.
6. Настроение.
Памятка по составлению рассказа по картинке и серии картинок.
1. Время действия (время года, часть суток).
2. Погода.
3. Место действия.
4. Действующие лица, их имена.
5. Происшествие (случай, событие).
6. Исход происшествия (случая, события).
7. Настроение персонажей.
С -
В-
Я -
З -
Н -
А -
Я -
Р -
Е -
Ч -
Ь.
С -
В-
Я -
З -
Н -
А -
Я -
Р -
Е -
Ч -
Ь.
Логика построения: завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
Речевые шаблоны начала: «Однажды зимой...»,«Как-то раз в лесу...», «Был дождливый осенний день...».
Речевые шаблоны кульминационного момента:
«Вдруг...», «Неожиданно...», «Что делать?».
Речевые шаблоны окончания: «Всё окончилось тем, что...», «Наконец...», «Настроение было...», «Рады (огорчены) тем, что...».
Памятка по составлению описания предмета.
1. Название.
2. Величина.
3. Вес.
4. Качество.
5. Форма
6. Цвет.
7. Запах.
8.Вкус (для съедобных).
9. Принадлежность (обобщающее понятие).
10. Как используется.
Развитие речи старшего дошкольника
Через год ваш ребёнок пойдёт в школу. У вас появятся новые заботы, радости, возможно, огорчения, которых будет значительно меньше, если малыш подготовлен к учебной деятельности. От вас, родители, во многом зависит степень подготовленности ребёнка к обучению. Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе. Связная речь ребёнка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу. Овладеть грамотой и письмом в полной мере ребёнок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. В противном случае при письме он будет пропускать, переставлять буквы. Словарный запас ребёнка, а также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни, воспитания, а также от усилий, которые прилагают взрослые в этом направлении. К этому времени ребёнок приобретает достаточный словарный запас. На вопросы отвечает развёрнутыми фразами, пользуется сложными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребёнок может фантазировать, сочинять сказки. Но, не смотря на то, что шестилетний ребёнок имеет достаточный лексический запас, он ещё не всегда может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), и неправильно употребляют их. К шести годам также почти полностью формируется произносительная сторона речи. Почти все дети чётко и правильно произносят все звуки, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, соноров (л, р). В этот период жизни ребёнок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи: говорить громко, тихо, шёпотом; быстро, медленно; умеет использовать интонационные средства выразительности. Задача родителей на данном возрастном этапе – совершенствовать связную речь ребёнка. Работа эта должна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса; развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений; формирование грамматически правильной речи; дальнейшее совершенствование звуковой культуры. Предлагаемые задания вызовут у ребёнка интерес к слову. Попросите ребёнка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Н-р, погода пасмурная, а по-другому её можно назвать дождливая, облачная. Ребята с интересом подбирают к названным словам слова (антонимы). Н-р, Один мальчик бегает быстро,а другой ...(медленно). Способствуют расширению словаря ребёнка и классифицирование предметов по определённым признакам. Предложите ребёнку перечислить предметы, которые могут быть мягкими, сладкими или круглыми, или дать качественную характеристику какому-нибудь предмету. Научите ребёнка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления. «Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите малышу подобрать обобщающее слово. Расширять словарь дошкольника надо за счёт не только существительных, но и прилагательных. Спросите ребёнка: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая)?». Приучайте его правильно называть и употреблять наречия. Предложите ему ответить на вопросы: «Как девочка моет посуду?» (чисто, медленно, аккуратно). Дети очень любят «играть» со словами, образовывать новые. Н-р, большой дом (домище), маленький дом (домик, домишко). Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребёнка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки. Речь ребёнка зависит от речи окружающих его взрослых. Расширение словарного запаса ребёнка происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Совместные прогулки очень много дают как малышу, так и взрослому. Расскажите ему о временах года, укажите на характерные признаки весны, лета, осени, зимы. Хорошее упражнение для развития речи – рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Когда ребёнок составляет самостоятельно рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, во дворе, на улице), в какое время года, попросите описать внешность героя, его одежду, настроение. В этом возрасте дети безошибочно отличают сказку от рассказа, стихи от прозы. Одновременно с обогащением словаря, фор-мированием грамматически правильной речи, развитием разговорной и связной речи приучайте шести - семилетнего ребёнка правильно слышать и различать звуки, отчётливо и внятно произносить их в словах, во фразе. У ребёнка шестого – седьмого года жизни проверьте, насколько полно и точно он даёт описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребёнок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания? Умеет ли внятно и чётко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще пользуется: краткими или развёрнутыми? Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа; самостоятельно составить рассказ, сказку? Какие допускает грамматические ошибки в речи - правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?