Требования к анализу факторов, влияющих на результативность занятия в детских объединениях Дворца пионеров и школьников города Курска
Требования к занятию детского объединения можно распределить на пять основных групп: организация занятия; дидактическая деятельность педагога; воспитывающая деятельность педагога; профессионально-личностные качества педагога; характеристика учебной группы и деятельности детей.
1 группа требований:
состояние документации детского объединения;
соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы;
детского объединения на учебный год;
соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям;
учет уровня работоспособности детей;
выполнение правил техники безопасности и охраны труда;
рациональность использования времени на занятии;
оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;
организация ведения документации учащихся.
2 группа требований:
опора на основные принципы дидактики;
оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;
эффективность контроля педагога за занятиями учащихся
объективность оценок деятельности детей;
степень технической оснащенности занятия; • уровень методического обеспечения занятия;
оптимальность использования технических средств и методических материалов;
смена видов деятельности;
наличие обратной связи на занятии;
достижение поставленной дидактической цели занятия.
3 группа требований:
наличие идейной составляющей занятия, воспитывающая направленность;
содержания занятия;
опора на основные принципы воспитания;
решение задач нравственного воспитания;
эффективность формирования у детей трудовых навыков
использование педагогом возможности профессиональной ориентации и экономического воспитания детей формирование у детей интеллектуальной культуры и познавательных потребностей;
реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;
связь занятия с жизнью страны и учащихся степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.
4 группа требований:
знание предмета педагогом, свободное владение учебным материалом;
речь педагога;
педагогическая культура и такт;
внешний вид педагога на занятии (в соответствии с профилем деятельности);
позиция педагога по отношению к учащимся;
стиль педагогического руководства;
степень воздействия на учащихся личности педагога.
5 группа требований:
степень активности и работоспособности детей на занятии;
заинтересованность детей темой и содержанием занятия;
сформированность у детей навыков самостоятельной работы:
выполнение учащимися поставленных учебных задач;
коммуникативная активность детей;
интеллектуальное развитие учащихся;
сформированность у детей навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;
организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;
стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;
внешний вид детей.
Представленная схема анализа учебного занятия детского объединения может быть использована в качестве плана беседы с педагогом или его самоанализа
№ п/п | Факторы, влияющие на результативность занятия | Содержание факторов |
1. | Личностные качества педагога, влияющие на атмосферу занятия | ярко выражены, не проявлены, не достаточно выражены; - доброжелательность, заинтересованность в успехе каждого обучающегося; - открытость (отсутствие маски); - гибкость (умение легко преодолеть конфликты); - дифференцированный подход. |
2. | Характер взаимоотношений педагога и обучающихся | - умение/неумение наладить позитивные отношения с обучающимися |
3. | Характер взаимоотношений между обучающимися | - сотрудничество – соперничество; - дружелюбие – враждебность; - заинтересованность – безразличие; - активность – пассивность и т.д. |
4. | Стиль общения педагога и обучающихся | - общение – дистанция; - общение – устрашение; - общение – заигрывание; - общение на основе дружного расположения; - общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью |
5. | Эмфатическое речевое воздействие педагога на обучающихся | - ярко выражено; - не проявилось; - не достаточно выражено |
6. | Психологический микроклимат на занятии | - оптимальный; - не совсем оптимальный; - далеко не оптимальный |
7. | Учебно-методическое обеспечение занятия и оформление кабинета | - оптимальное; - не оптимальное; - комфортное; - достаточное |
8. | Мотивация познавательной деятельности обучающихся:
| а). Степень проявления познавательного интереса обучающихся, б). Оптимальность способа развития обучающихся. |
9. | Индивидуализация и дифференциация обучения | - рациональная, не рациональная; - не существующая совсем; - изучение и учет реальных возможностей обучения; - изучение индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся; - оптимальность способов дифференциации |
10. | Оптимальная реализация воспитательного потенциала на занятии | - высокий; - достаточно необходимый; - низкий уровень реализации; - дидактически оправданная, с точки зрения целей и содержания раздела, темы занятия, деятельность, направленная на физическое и духовное развитие обучающихся; - воспитание культуры досуговой деятельности; - культуры умственного труда, - культуры общения; - потребности к творчеству и умение его осуществлять
|
Список литературы
Буйлова Л.Н., Кочнева, С.В. Организация методической службы в учреждении дополнительного образования. - М., ВЛАДОС, 2001
Кулькевич С. В. Дополнительное образование детей: методическая
служба [Текст]: практич. пособие для руководителей ОУ ДОД, методистов
и специалистов по дополнительному образованию студентов педагогических учебных заведений. Слушателей ИПК / С. В. Кулькевич. В. Н. Иванченко. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.324 с.
Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в
школе./М.: Центр «Педагогический поиск», 2003-160с.
Никишина И.В. Технология управления методической работой в
образовательном учреждении. - Волгоград: Учитель, 2007.-127с.