«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Требования к анализу факторов, влияющих на результативность занятия в детских объединениях Дворца пионеров и школьников города Курска"

Методические рекомендации по требованиям к анализу факторов, влияющих на результативность занятия в детских объединениях Дворца пионеров и школьников города Курска распределены на пять основных групп: организация занятия, дидактическая деятельность педагога, воспитывающая деятельность педагога, профессионально-личностные качества педагога, характеристика учебной группы и деятельности детей.

Представленная схема анализа учебного занятия детского объединения может быть использована в качестве плана беседы с педагогом или его самоанализа. Среди факторов, влияющих на результативность занятия выделяются следующие: личностные качества педагога, влияющие на атмосферу занятия, характер взаимоотношений педагога и обучающихся,

характер взаимоотношений между обучающимися, стиль общения педагога и обучающихся, эмфатическое речевое воздействие педагога на обучающихся,

психологический микроклимат на занятии, учебно-методическое обеспечение занятия и оформление кабинета, мотивация познавательной деятельности обучающихся, индивидуализация и дифференциация обучения, оптимальная реализация воспитательного потенциала на занятии.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Требования к анализу факторов, влияющих на результативность занятия в детских объединениях Дворца пионеров и школьников города Курска


Требования к занятию детского объединения можно распределить на пять основных групп: организация занятия; дидактическая деятельность педагога; воспитывающая деятельность педагога; профессионально-личностные качества педагога; характеристика учебной группы и деятельности детей.

1 группа требований:

  • состояние документации детского объединения;

  • соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы;

  • детского объединения на учебный год;

  • соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям;

  • учет уровня работоспособности детей;

  • выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

  • рациональность использования времени на занятии;

  • оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;

  • организация ведения документации учащихся.

2 группа требований:

  • опора на основные принципы дидактики;

  • оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

  • эффективность контроля педагога за занятиями учащихся

  • объективность оценок деятельности детей;

  • степень технической оснащенности занятия; • уровень методического обеспечения занятия;

  • оптимальность использования технических средств и методических материалов;

  • смена видов деятельности;

  • наличие обратной связи на занятии;

  • достижение поставленной дидактической цели занятия.

3 группа требований:

  • наличие идейной составляющей занятия, воспитывающая направленность;

  • содержания занятия;

  • опора на основные принципы воспитания;

  • решение задач нравственного воспитания;

  • эффективность формирования у детей трудовых навыков

  • использование педагогом возможности профессиональной ориентации и экономического воспитания детей формирование у детей интеллектуальной культуры и познавательных потребностей;

  • реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

  • связь занятия с жизнью страны и учащихся степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

4 группа требований:

  • знание предмета педагогом, свободное владение учебным материалом;

  • речь педагога;

  • педагогическая культура и такт;

  • внешний вид педагога на занятии (в соответствии с профилем деятельности);

  • позиция педагога по отношению к учащимся;

  • стиль педагогического руководства;

  • степень воздействия на учащихся личности педагога.

5 группа требований:

  • степень активности и работоспособности детей на занятии;

  • заинтересованность детей темой и содержанием занятия;

  • сформированность у детей навыков самостоятельной работы:

  • выполнение учащимися поставленных учебных задач;

  • коммуникативная активность детей;

  • интеллектуальное развитие учащихся;

  • сформированность у детей навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;

  • организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;

  • стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

  • внешний вид детей.

Представленная схема анализа учебного занятия детского объединения может быть использована в качестве плана беседы с педагогом или его самоанализа


п/п

Факторы, влияющие на результативность занятия

Содержание факторов

1.

Личностные качества педагога, влияющие на атмосферу занятия

ярко выражены, не проявлены, не достаточно выражены;

- доброжелательность, заинтересованность в успехе каждого обучающегося;

- открытость (отсутствие маски);

- гибкость (умение легко преодолеть конфликты);

- дифференцированный подход.

2.

Характер взаимоотношений педагога и обучающихся

- умение/неумение наладить позитивные отношения с обучающимися

3.

Характер взаимоотношений между обучающимися

- сотрудничество – соперничество;

- дружелюбие – враждебность;

- заинтересованность – безразличие;

- активность – пассивность и т.д.

4.

Стиль общения педагога и обучающихся

- общение – дистанция;

- общение – устрашение;

- общение – заигрывание;

- общение на основе дружного расположения;

- общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

5.

Эмфатическое речевое воздействие педагога на обучающихся

- ярко выражено;

- не проявилось;

- не достаточно выражено

6.

Психологический микроклимат на занятии

- оптимальный;

- не совсем оптимальный;

- далеко не оптимальный

7.

Учебно-методическое обеспечение занятия и оформление кабинета

- оптимальное;

- не оптимальное;

- комфортное;

- достаточное

8.

Мотивация познавательной деятельности обучающихся:


а). Степень проявления познавательного интереса обучающихся,

б). Оптимальность способа развития обучающихся.

9.

Индивидуализация и дифференциация обучения

- рациональная, не рациональная;

- не существующая совсем;

- изучение и учет реальных возможностей обучения;

- изучение индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся;

- оптимальность способов дифференциации

10.

Оптимальная реализация воспитательного потенциала на занятии

- высокий;

- достаточно необходимый;

- низкий уровень реализации;

- дидактически оправданная, с точки зрения целей и содержания раздела, темы занятия, деятельность, направленная на физическое и духовное развитие обучающихся;

- воспитание культуры досуговой деятельности;

- культуры умственного труда,

- культуры общения;

- потребности к творчеству и умение его осуществлять



Список литературы


  1. Буйлова Л.Н., Кочнева, С.В. Организация методической службы в учреждении дополнительного образования. - М., ВЛАДОС, 2001

  2. Кулькевич С. В. Дополнительное образование детей: методическая

служба [Текст]: практич. пособие для руководителей ОУ ДОД, методистов

и специалистов по дополнительному образованию студентов педагогических учебных заведений. Слушателей ИПК / С. В. Кулькевич. В. Н. Иванченко. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.324 с.

  1. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в

школе./М.: Центр «Педагогический поиск», 2003-160с.

  1. Никишина И.В. Технология управления методической работой в

образовательном учреждении. - Волгоград: Учитель, 2007.-127с.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее