Тема урока: Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
Разработала и провела учитель МКОУ «Тимская СОШ»
Козменкина Юлия Александровна
Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
Развивающие:
продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
формирование критического мышления;
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к природе;
ответственное отношение к выполнению порученных заданий.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма проведения: урок - практикум.
Образовательные технологии, реализуемые на уроке:
- информационно-коммуникационные;
- развивающие;
-исследовательские; - личностно-ориентированные.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение),
наглядные (демонстрация презентации, таблиц),
практические (работа с натуральными живыми объектами),
проблемный (постановка проблемных вопросов),
рефлексивные методы (самооценка и взаимопроверка)
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Метапредметные связи: информатика и ИКТ, экология .
Оборудование: 1)рисунки изученных животных из типов Простейшие, Кишечнополостные, Плоские и Круглые черви;
2) таблица «Кольчатые черви»;
3) лабораторное оборудование для работы: живые дождевые черви, лупы, иголки, вода, бумага, почва, лук, пинцет, салфетки, лист плотной бумаги.
4) видео фильм «Приключение дождевого червячка»;
6) презентация к уроку;
7) компьютерное обеспечение.
Ход урока
I.Организационный этап урока
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний. Введение в тему.
Вступительное слово учителя, мотивация к изучению темы:
Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов принадлежащих к Типу Кольчатых червей. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы. (слайд2)
Каких животных вы видите на экране?
Кто из вас видел их в природе?
Где они обитают?
Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?
(Ответы учеников.)
Учитель:
Давайте сформулируем тему урока!
озвучивает тему урока (демонстрация слайд № 3)
главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф и портрет Ч.Дарвина)
подводит к цели урока (ребята предположительно формулируют цели урока), постановка целей урока (слайд 4)
Каких животных вы видите на рисунках, на доске. Назовите их (по рисункам на доске). К каким Типам животных они относятся?
Еще недавно почти все представленные животные вам были неизвестны, кроме одного - дождевого червя, в толковом словаре Ожегова дождевой червь получил следующее описание: «Бескостное ползающее животное с вытянутым телом». Дождевой червь - обычное животное нашей местности. Так стоит ли его изучать? (проблемный вопрос)
Итак, мы отправляемся в гости к дождевому червю (слайд 5)
Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить во время урока?
III Изучение нового материала.
1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.
К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки (слайд №6)
Систематика дождевого червя (слайд №7)
Тип Кольчатые черви - Annelida
Подтип Поясковые - Clitellata
Класс Малощетинковые – Oligochaeta
Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha
Семейство Люмбрициды - Lumbricidae
Вид Дождевой червь – Lumbricus terrestris
Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №8)
2. Происхождение малощетинковых.
От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.
Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.
3. Образ жизни
Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?
Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).
Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.
4. Внешнее строение.
Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа. Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу группами.
Лабораторная работа№2: «Внешнее строение дождевого червя: передвижение, раздражимость» (работа по рабочим тетрадям(задание 1) стр.59 и учебнику стр.89)(слайд 9)
Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают с рабочими тетрадями и учебниками.
Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве
Изучив внешнее строение червя можем ли мы ответить на вопрос: . Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)
Давайте выясним его внутреннее строение.
5.Внутреннее строение
А) Пищеварительная система (слайд 10)органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.
В пищевод впадают протоки известковых желез, секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки
Б) Выделительная: (слайд 11) вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.
В) Кровеносная: (слайд 12) у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – "сердца", расположенные в 7-13 сегментах).
В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.
Г) Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.
Д) Нервная система: (слайд 13)
Е) Половая система: (слайд 14)
В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.
Роль дождевых червей в природе и для человека.
Оплодотворение: у малощетинковых червей перекрестное.
Учитель. Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)
Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).
Выяснить признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией поможет нам выполнение лабораторной работы: «Внутреннее строение дождевого червя».
(по учебнику, используя рабочие тетради на стр. 60)
IV Закрепление знаний
Демонстрация видео фильма «Путешествие дождевого червячка»
Что нового и полезного вы узнали о дождевом черве?
Какую роль выполняют дождевые черви в природе и жизни человека?
V. Первичная проверка усвоения знаний
Проверочная работа в форме графического диктанта (выполняется в инструктивных картах, проверяется по экрану) (слайд15(да-нет) (взаимопроверкой))
тело сегментировано;
дыхательная система отсутствует;
питаются плодородной почвой;
обладают раздражимостью;
тело густо покрыто щетинками;
самка откладывает яйца в почву;
имеются ротовое и анальное отверстие; характерна регенерация;
нервная система хорошо развита;
оказывают большое влияние на урожайность растений.
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
Закончите предложение: «:Я не знал- теперь я знаю…», «тепнрь я могу….»; «у меня получилось..».
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.(слайд 16)
Параграф 19, стр87-90
Рабочие тетради задание1 и 3 стр59-60, материал о пиявках подготовить самостоятельно.
Сегодня на уроке вы проделали большую работу. Вы молодцы! На примере дождевого червя изучили образ жизни и строение Кольчатых червей, поработали с различными источниками информации, показали навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы, работы в группах, а также умения адекватно оценивать себя.