«Осенний фестиваль знаний 2024»

Тип Кольчатые черви.

цель урока: изучить особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных; расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека; продолжить формирование практических и исследовательских умений при выполнении лабораторных работ, приобщить к воспитанию бережного отношения к природе

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Разработала и провела учитель МКОУ «Тимская СОШ»

Козменкина Юлия Александровна


Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

    • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;

    • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

  2. Развивающие:

    • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

    • формирование критического мышления;

  3. Воспитательная:

    • воспитывать бережное отношение к природе;

    • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма проведения: урок - практикум.


Образовательные технологии, реализуемые на уроке:

- информационно-коммуникационные;

- развивающие;

-исследовательские; - личностно-ориентированные.



Методы обучения: словесные (беседа, объяснение),

наглядные (демонстрация презентации, таблиц),

практические (работа с натуральными живыми объектами),

проблемный (постановка проблемных вопросов),

рефлексивные методы (самооценка и взаимопроверка)

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Метапредметные связи: информатика и ИКТ, экология .

Оборудование: 1)рисунки изученных животных из типов Простейшие, Кишечнополостные, Плоские и Круглые черви;

2) таблица «Кольчатые черви»;

3) лабораторное оборудование для работы: живые дождевые черви, лупы, иголки, вода, бумага, почва, лук, пинцет, салфетки, лист плотной бумаги.

4) видео фильм «Приключение дождевого червячка»;

6) презентация к уроку;

7) компьютерное обеспечение.

Ход урока

I.Организационный этап урока

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний. Введение в тему.

Вступительное слово учителя, мотивация к изучению темы:

Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов принадлежащих к Типу Кольчатых червей. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы. (слайд2)

Каких животных вы видите на экране?

Кто из вас видел их в природе?

Где они обитают?

Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

(Ответы учеников.)

Учитель:

Давайте сформулируем тему урока!

  • озвучивает тему урока (демонстрация слайд № 3)

  • главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф и портрет Ч.Дарвина)

  • подводит к цели урока (ребята предположительно формулируют цели урока), постановка целей урока (слайд 4)

Каких животных вы видите на рисунках, на доске. Назовите их (по рисункам на доске). К каким Типам животных они относятся?

Еще недавно почти все представленные животные вам были неизвестны, кроме одного - дождевого червя, в толковом словаре Ожегова дождевой червь получил следующее описание: «Бескостное ползающее животное с вытянутым телом». Дождевой червь - обычное животное нашей местности. Так стоит ли его изучать? (проблемный вопрос)

Итак, мы отправляемся в гости к дождевому червю (слайд 5)

Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить во время урока?

III Изучение нового материала.

1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки (слайд №6)

Систематика дождевого червя (слайд №7)

Тип Кольчатые черви - Annelida

Подтип Поясковые - Clitellata

Класс Малощетинковые – Oligochaeta

Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

Семейство Люмбрициды - Lumbricidae

Вид Дождевой червь – Lumbricus terrestris

Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №8)

2. Происхождение малощетинковых.

От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.

Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.

3. Образ жизни

Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?

Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).

Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

4. Внешнее строение.

Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа. Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу группами.

Лабораторная работа№2: «Внешнее строение дождевого червя: передвижение, раздражимость» (работа по рабочим тетрадям(задание 1) стр.59 и учебнику стр.89)(слайд 9)

Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают с рабочими тетрадями и учебниками.

Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве

Изучив внешнее строение червя можем ли мы ответить на вопрос: . Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)

Давайте выясним его внутреннее строение.

5.Внутреннее строение

А) Пищеварительная система (слайд 10)органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.

В пищевод впадают протоки известковых желез, секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки

Б) Выделительная: (слайд 11) вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.

В) Кровеносная: (слайд 12) у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – "сердца", расположенные в 7-13 сегментах).

В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.

Г) Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.

Д) Нервная система: (слайд 13)

Е) Половая система: (слайд 14)

В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

Роль дождевых червей в природе и для человека.

Оплодотворение: у малощетинковых червей перекрестное.

Учитель. Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)

Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).

Выяснить признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией поможет нам выполнение лабораторной работы: «Внутреннее строение дождевого червя».

(по учебнику, используя рабочие тетради на стр. 60)

IV Закрепление знаний

Демонстрация видео фильма «Путешествие дождевого червячка»

Что нового и полезного вы узнали о дождевом черве?

Какую роль выполняют дождевые черви в природе и жизни человека?

V. Первичная проверка усвоения знаний

Проверочная работа в форме графического диктанта (выполняется в инструктивных картах, проверяется по экрану) (слайд15(да-нет) (взаимопроверкой))

  1. тело сегментировано;

  2. дыхательная система отсутствует;

  3. питаются плодородной почвой;

  4. обладают раздражимостью;

  5. тело густо покрыто щетинками;

  6. самка откладывает яйца в почву;

  7. имеются ротовое и анальное отверстие; характерна регенерация;

  8. нервная система хорошо развита;

  9. оказывают большое влияние на урожайность растений.





VI. Рефлексивно-оценочный этап.

Закончите предложение: «:Я не знал- теперь я знаю…», «тепнрь я могу….»; «у меня получилось..».

Выставление оценок.





VII. Домашнее задание.(слайд 16)

Параграф 19, стр87-90

Рабочие тетради задание1 и 3 стр59-60, материал о пиявках подготовить самостоятельно.

Сегодня на уроке вы проделали большую работу. Вы молодцы! На примере дождевого червя изучили образ жизни и строение Кольчатых червей, поработали с различными источниками информации, показали навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы, работы в группах, а также умения адекватно оценивать себя.
















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее