ТЕЗИСЫ к докладу НПК
«V Международная научно-практическая конференция студентов и школьников «Право, его охрана и защита в условиях формирования информационного общества»
Кибербезопасность – что знает подросток
Развитие «VUCA-мира», требует от нас быть активными пользователями соцсетей, различных платформ; знания языков программирования, а также быть мобильными, коммуникабельными.
Однако, мы должны понимать, что Интернет, не так уж и безопасен. В СМИ, на уроках ОБЖ, консультациях психологической службы школы, мы всё чаще слышим о «кибербезопасности личности».
В ПМР, с началом ввода дистанционного обучения, перехода «на удалёнку», самоизоляции, все независимо от возраста, могли держать связь с внешнем миром, только через Интернет. Уроки, как и в РФ, ввелись через разные платформы, но в большей степени через Zoom. И к сожалению, на первых этапах освоения платформ, многие учителя столкнулись с неприятными ситуациями. Можно сказать, с «местными» кибератаками. В сообществе учителей, обсуждались данные моменты, когда во время онлай-конеренции, вклинивались видео порнографического характера, либо учащиеся в масках, не данной школы выкладывали видео, где подросток курит, распивает алкогольные напитки, выкрикивает нецензурные слова и пр. При чем, учитель, как организатор конференции, ничего не мог сделать. Кнопки компьютера, не позволяли удалить данный материал.
Также, психологи «Ассоциации Практических Психологов Приднестровья», стали говорить о том, что участились запросы подростков о буллинге, преследовании в соцсетях, издевательства на личной страничке пользователя; психологических провокациях (сплетнях). Были и случаи моббинга, когда подросток совместно с родителями принимали решение перейти в другую школу. Конечно просветительская работа в организациях образования ведется постоянно.
Но вот, что показала практика. На основании Приказа УНО (г.Тирасполь, Приднестровье) от 30.10. 2021г., в рамках проведения «Дня безопасного интернета», в школах проводились опросы учащихся 9-11классов. Каждая ООО, выбирала свои опросники и методики работы. Тем не менее, большинство вопросов касалось: количества времени (часов) нахождения в Интернете; поиска друзей; тем общения; казусов и неприятных случаев в сети; угроз; взлома личной странички и пр.
В среднем результаты показали:
- более трех час/день, проводят в сети интернет – 57,8% уч-ся;
- общение в сетях - 18,2%;
- только виртуальные друзья (не виделись в реали) - 48%;
- с враждебными отношениями (врагами) столкнулось - - 39%;
- считают, что есть опасность в сети интернет - 62%;
- выкладывают все данные о себе - 25% (большинство только фото, либо картинку);
- более 25% не знают, куда сообщить о негативных/опасных ситуациях; 29% вообще, затруднились ответить, хотя были предложены варианты ответов. Хотя с другой стороны, 65% считают, что им не нужна информация, о том, как защитить себя от негатива/людей в Интернете. Предполагаем, что дети, самостоятельно справляются, либо думают, что справляются с проблемами в соцсетях.
- на вопрос, кто должен «защитить детей от агрессивного контента», более 48% ответили - «провайдеры должны блокировать доступ к агрессивному контенту».
Отдельно, отметим вопрос №5 «не разрешают использовать интернет (родители)», у многих учащихся возник вопрос: «..что, значит, не разрешают?» Ребята говорили: «Я захожу, когда хочу, и сколько хочу. Меня родители не контролируют…и т.п.» [1]. Можно сделать выводы, что старшеклассников, родители вообще не контролируют, и не ограничивают в доступе к Интернету.
Выводы:
На основании изложенного и проведенного исследования, считаем, что в организациях общего образования необходимо в обязательном порядке ввести курс по «кибербезопасности личности». Задачи которого будут включать: цифровую гигиену, в контексте воспитания детей на регулярной основе; формировать элементарную цифровую грамотность по вопросам информационной безопасности, которые влияют на дальнейшую социализацию ребенка – подростка в информационном обществе; обеспечивать профилактику цифровой гигиены в семье, например видео ролики, буклеты, презентации для родителей.
Список источников и литературы:
1. Е.А. Гавриловчук по материалам Отчета педагога-психолога о проведении Опросника «Мы и безопасный Интернет» 9-11 классы // сайт УНО г.Тирасполь. - Режим доступа: http://xn--m1acke.xn----7sb3aehikj8d.xn--p1ai/ (дата обращения 18.02.2022)
2. Е. Якушина Вебинар «Формы практических занятий по курсу Инфобезопасность для школьников» // сайт Просвещение – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7ysUbRlzds4&list=RDCMUCkHvYIjNfPSWU8M4CmRsg8w&index=7 (дата обращения 21.02.2022)
2