«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тесты по русскому языку

Задания направлены на проверку знаний студентов по окончании курса русского языка

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ВАРИАНТ № 1

1. Выпишите из предложений диалектные слова. Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами. Анисим взял косу, прошелся по ней бруском.… Посмотрел на кошенины – неплохо с утра помахал.

Слово

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Изморозь





Перелетные





Находка





Летные





Песок





Моряк





Синий





Водяной





Водитель





Преклонный





2. Вставь буквы в окончания существительных в предл. падеже: А) на стадион__ Б) на станции__ В) на лошад__ Г) на алле__ Д) в летопис__ Е) на репетици__ Ж) на пристан__ З) о затмени__ И) в сара__ К) на отмел__ Л) в санатори__ М) в подземель__ 3. Запиши слово в таблицу:

4. Списать, вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания. 1) Часовой который вид..л как Азамат отв..зал коня и ускакал на нём (не)почёл за нужное скрывать. 2) Тот кому случалось как мне бродить по горам пусты(н;нн)ым и долго-долго всматриват..ся в их пр..чудливые образы и жадно глотать жив..творящий воздух разлитой в ущельях тот конечно поймёт моё ж..лание передать рассказать нар..совать эти волшебные к..ртины. 3) Изво..чики с криком и бран..ю колотили лошадей которые фыркали уп..рались и (не)хотели ни(за)что в свете тронут..ся с места (не)смотря на красноречие кнутов. 4) Тут он пустился в дли(н; нн)ую ди(с; сс)ертацию о том как (не)приятно узнавать новости годом позже вероятно для того чтоб заглушить печальные восп..минания.

5. Найдите лишнее слово в синонимических рядах: а) затруднение, тяжесть, осложнение, заминка, загвоздка; б) надоедливый, назойливый, навязчивый, дотошный, неотвязный, докучный; в)неуч, невежа, профан, невежда.

6. Укажите ряд, в котором НЕ со всеми словами пишется: 1) слитно, 2) раздельно. А) (не)ряшливый, (не)у кого Б) (не)большой, а маленький; (не)правда В) вовсе (не)интересный; (не)знаешь Г) (не)многочисленный, (не)здоровится. Д) (НЕ) смотря на светлые волосы, усы у него были чёрные. Е) Ивану Ильичу (НЕ) здоровится. Ж) На этот раз (НЕ)удачно всё получилось.

7. Определите, в каком ряду количество букв и звуков совпадает:
а. старается, вьявь б. синяя, серьёзность
в. прелестный, сьёмка г. стараться, местность

8. В каких предложениях правильно обособлено приложение? а) Опытный политик, она, не стала бороться за обреченную столицу княжества. б) Половина пожарной команды, дежурные, никогда не раздевалась и спала тут же в сапогах. в) Этот плакат бросал нас, пишущих журналистов в дрожь. г) Совершенно одинокий человек Чернявский почти все вечера проводил в нашем шумном доме. д) В городе Вознесенске на Онежском озере мы, пассажиры, пересели на совсем маленький пароход. е) Вслед, Семену Валандину, бывшему директору местного шпалозавода со страхом и болью смотрела маленькая женщина. ж) Жакан, самодельная пуля из свинца, валялся около печного ведра.

9. В каких предложениях не ставится запятая перед КАК? а) Мы должны как пружина в капкане каждое мгновение быть готовы к действию. б) Раздражение полковника как рукой сняло. в) Вопросы твои летят как пчелы из улья. г) Блинов заморгал своими пушистыми ресницами как обманутый ребенок. д) От множества мелких вещей в комнате было тесно как в птичьем гнезде. е) Монеты выскользнули из его толстых пальцев как золотые и серебряные рыбки. ж) Воздух стоял неподвижный и тяжелый как вода в болоте. з) Державин оценивал Пугачевское восстание как безусловное стихийное бедствие. и) Румянец разлился по щекам больного как зарево пожара.

10. Укажите в скобках количество звуков и букв. Подчеркните те слова, в которых совпадает количество букв и звуков. Прелестный (б, зв.) серьёзный ( б., зв) звёздный ( б, зв.) придаешь ( б., зв) поющие ( б., зв) бьющаяся ( б., зв), маячить ( б., зв) разъяренный( б., зв).

11. В этих рядах во все слова необходимо вставить букву о: а) к…снуться, заг…реть, изл…жение, выр…с; б) изл…гать, р…сток, тв…рение, ур…вень; в) з…ри, прик…сновение, покл…ниться, Р…стислав, подг…реть; г) п…клон, к…саться, р…внина, подск…чить. д) Р…стов, скл…ниться, сотв…рённый, пл…вчиха; е) предпол…гать, прик…саться, оз…рённый, пл…вучий.

12. Подберите фразеологизмы со значением «обманывать». а) Бросать слова на ветер; б) водить за нос; в) валить с больной головы на здоровую; г)обводить вокруг пальца; е) смотреть сквозь пальцы.

13. Напишите цифрой количество деепричастий в предложениях. 1) Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. 2) Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклёвки. 3) Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, Державин открывал дорогу развитию реалистического языка. 4) Читая и перечитывая Лермонтова, проникаясь героическим, активным духом его поэзии, восторгаясь её неповторимым лирическим содержанием, мы думаем о нём как о живом.

14. Найдите числительное:
А) собирательное Б) порядковое В) количественное Г) дробное 1) двое 2) сто 3) сотый 4) сорок сотых 5) сто 6) сотый
7) двое 8) две пятых 9) трое 10) третий 11) три 12) три четвертых 13) два 14) двадцатый 15) две пятых 16) двести

15. В какой строке во всех словах ударение падает на один и тот же слог? А)Сосредоточение, ворожея, запломбировать; В)Сливовый, свекла, недуг; Б)Кедровый, кухонный, зубчатый; Г)Средства, красивее, облегчить.

16. Напишите правильно непроверяемую гласную в корне. Опытный адв...кат; звуки акк...рдеона; тонкое об...няние; к…мфортабельный салон; личное об...яние; заниматься проп…гандой; состоять на ижд...вении; защитить д…ссертацию; арт...ллерийская подготовка; инт…ллигентный человек; получать ст…пендию; д...з...ртировать с фронта; в...ст...бюль ун...в...рситета; вытяжная в...нт...ляция; работать на п...р...ферии; пользоваться пр...в...легиями.
17. Определите способы образования слов: заоблачный, предсказательница, холодноватый, ФСБ, подбородок, спецзадание, бег, аморальный, спецкор.

18. Гласные о – е (ё) после шипящих в именах существительных. Написать словосочетания и вставить пропущенные буквы. Услышать ш...пот; ж…сткие условия; ш...кировать своим поведением; раствор щ...лочи; ш...рох сухих листьев; лесная трущ...ба; спелый крыж...вник; принести беч...вку; мучит изж...га; подж...г траву; сж...г мусор; заж...г факел; осужден за подж...г; ож...г руку; горяч... спорить; холщ...вый меш...к.

19. Расположите слова в порядке их словообразования:
а) план, плановый, внеплановый, внеплановость
б) план, плановый, внеплановость, внеплановый
в) плановый, план, внеплановый, внеплановость
г) внеплановость, план, внеплановый, плановый
д) план, внеплановый, внеплановость, плановый

20. Найдите неопределенно-личные предложения. А) Пускай меня объявят старовером. Б) Пахнет сеном. В) Быть дождю. Г) И пусть унесут фонари. Д) Татьяна долго шла одна. Е) Мне не спится. Ж) Ведь только здесь еще и дорожат дворянством!

21. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сложные слова, объясните их написание.

С наступлением прохладных дней в (августе)сентябре улетают (мухо)ловки, (гори)хвостки, соловьи, берег_вушки, деревенские ласточ_ки и многие другие птицы. Зеркальные просторы (нежно)голубых вод_ёмов подёрнуло ледком. Пора трогат_ся в путь и (водо)плавающ_м. И они летят на зимовку: одни днём, другие ночью, (в) одиночку или стаями. И так (еж_)годно. Над (серо)жемчужной водой подн_маются отвесные берега, м_рцающие голубым и розовым светом.

22. Выполните синтаксический разбор предложений. А) Я не выучил правило и был готов сквозь землю провалиться от стыда. Б) Мы везде искали ключи, но они как в воду канули.

23. В каком предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым? а) Прекрасный человек Иван Петрович! б) Пятьсот тысяч несомненно заманчивая цифра. в) Его измеренная длина три километра. г) Твои глаза что маяки в ночи. д) Здоровый цвет лица есть признак довольства. е) Горы как пышные складки на богатой одежде земли. ж) Музыка универсальный язык человечества. з) Молчание конечно знак согласия.

24. Определите, где на месте пропусков в предложении не нужна запятая.
1) Скользя по утреннему снегу (а) друг милый (б) предадимся бегу (в) нетерпеливого коня (г) и навестим поля пустые (д) леса (е) недавно столь густые (ж) и берег (з) милый для меня.
2) Мощь и величие русского языка (а) являются неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа (б) его оригинальной и высокой национальной культуры (в) и его великой (г) и славной исторической судьбы.
3) Жизнелюбец (а) не пропустивший (б) наверное (в) ни одного случая повеселиться (г) Алексей Толстой (д) может служить образцом (е) писательского трудолюбия.
4) Варенька (а) в своём белом платке (б) на чёрных волосах (в) окружённая детьми (г) добродушно и весело занятая ими (д) и (е) очевидно (ж) взволнованная (з) была очень привлекательна.
25. Выпишите все грамматические основы из предложения: Старику было под восемьдесят, и его седая борода давно превратилась в жёлтую, но он держался крепко и не уступал молодым мужикам.

26. Найдите ошибки в определении основных разрядов прилагательного. Качественные прилагательные: а) стальные нервы б) сердечный прием в) темные аллеи г) легкая промышленность д) громкий звук.
Относительные прилагательные: а) каменный дом б) деревянная походка
в) шерстяной костюм г) зимний вечер д) местные жители.
Притяжательные прилагательные: а) волчий хвост б) куриное мясо
в) кроличья нора г) мамина сумка д) птичьи гнезда.
27. Списать, вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания. 1) Наша публика так ещ.. молода и прост..душна что (не)пон..мает басни если в конце её находит нрав..учения. 2) Наша публика похожа на пров..нциала который подслушав разговор двух диплом..атов пр..надлежащих к враждебным дворам остался бы уверен что каждый из них обманывает своё правит..льство в пользу взаимной, н..жнейшей дружбы. 3) Кругом было тихо так тихо что по жу(ж;жж)анию комара можно было сл..дить за его полётом.

28. В данных словосочетаниях вид связи – примыкание: а) долго учить; б) разговор о делах; в) быстро бежать; г) хорошая книга; д) наука побеждать.

29. Найдите ошибки в определении разрядов предлогов по структуре.
Простые предлоги:
а) cверх б) навстречу в) впредь до г) вместо д) благодаря е) спустя.
Составные предлоги:
а) в течение б) вследствие в) в отличие от г) несмотря на д) из-под
е) в продолжение ж) исходя из.

30. В каких предложениях выделенное слово — наречие?

а) Сестре нужно ЛУЧШЕ учиться. б) Курсовая работа ВАЖНЕЕ реферата.

в) В Карпатах маршрут СЛОЖНЕЕ, чем на Урале. г) Роман ИНТЕРЕСНЕЕ экранизации. д) МЕЖДУ этими песнями нет никакой разницы. е) Собаки прыгали ВОКРУГ дерева.

ж) Машина остановилась у дома НАПРОТИВ. з) Катер несся НАВСТРЕЧУ ветру.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее