Раздел 10. Многогранники
Тема. Многогранники и их поверхности.
Учебная цель: Знать формулы вычисления площади боковой и полной поверхности призмы, пирамиды, параллелепипеда и уметь применять их к решению задач.
Учебные задачи:
обучающие:
- обобщить знания о многогранниках и их элементах;
- повторить формулы для вычисления площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды;
- закрепить практические навыки вычисления площадей поверхностей многогранников;
- расширить знания в области математики, показать её прикладной характер;
развивающие:
- развитие познавательного интереса, логического мышления, пространственного воображения и исследовательских способностей;
- развитие вычислительных навыков, ключевых компетенций, умений сравнивать, анализировать, аргументировать сделанный выбор;
воспитательные:
- воспитание ответственности, умения работать в коллективе, принимать самостоятельные решения;
- показать значимость знаний, возможность их применения на практике.
Обеспеченность занятия:
1.Учебно-методическая литература:
-
Л.С. Атанасян и др., Геометрия. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014.
2.Рабочая тетрадь: в клетку
3.Раздаточные материалы (карточки-задания, по количеству обучающихся).
4.Калькулятор: простой.
5.Ручка.
6.Карандаш простой.
7.компьютер,
8.мультимедийный проектор,
9.экран.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
Теоретический материал
Площадью поверхности многогранника по определению считается сумма площадей, входящих в эту поверхность многоугольников.
Основные формулы
№п/п | Наименование многогранника | Изображение | Площадь боковой и полной поверхности
|
1 | Куб |
|
|
2 | Прямоугольный параллелепипед |
|
|
3 | Призма |
|
|
4 | Пирамида |
|
|
Задания для практического занятия:
Задание 1
подготовка к работе на заняти:
- настрой на работу, организация внимания;
- проверка домашнего задания
- актуализация опорных знаний.
Задание 2
Расcматриваются объекты, имеющие форму перечисленных многогранников, комбинации этих многогранников. Основное внимание уделяется объектам, встречающимся обучающимся в предметах окружающей их действительности.
Задание 3
Преподаватель проводит беседу о вычислении площадей многогранников в такой последовательности:
а) понятие о многогранной поверхности;
б) какие элементы фигур надо знать для вычисления площади поверхности призмы, пирамиды?
в) формулы для вычисления площади боковой поверхности призмы, прямой призмы, правильной пирамиды, правильной усеченной пирамиды;
г) с помощью делаются краткие выводы формул площадей боковых поверхностей этих фигур, записываются формулы для нахождения площадей полных поверхностей этих фигур себе в тетради.
Задание 4
Глава 3, §1, Стр. 60, Л.С. Атанасян и др., Геометрия. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014.
(Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а)Прочитать материал стр. 60-65. Записать основные определения себе в тетрадь.
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Теорему стр. 65 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
Задание 5
Самостоятельно выполнить задания (с проверкой у доски – несколько человек)
№№ 219; 220
Задание 6
Глава 3, §2, Стр. 69, Л.С. Атанасян и др., Геометрия. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014.
(Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а)Прочитать материал стр. 69-71. Записать основные определения себе в тетрадь.
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Теорему стр. 70 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
в) Теорему стр. 71 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
Задание 7
Глава 3, §3, Стр. 75, Л.С. Атанасян и др., Геометрия. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014.
(Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а)Прочитать материал стр.75-80. Записать основные определения себе в тетрадь.
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
Задание 8
Самостоятельно выполнить задания (с проверкой у доски – несколько человек)
№№ 276-278
Задание 9
Сделать самостоятельно
№№ 313
Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: №314
Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 10
Подвести итог работы на занятии.
Записать домашнее задание.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
-
Что называют многогранной поверхностью?
-
какие элементы фигур надо знать для вычисления площади поверхности призмы, пирамиды?
-
Какое наименьшее число ребер может иметь многогранник?
-
Какая призма называется прямой?
-
Что называют ребрами многогранника?
-
Какая фигура называется призмой?
-
Какая фигура называется пирамидой?
-
Какая фигура называется усеченной пирамидой?
-
Что называют гранями многогранника?
-
Какие многогранники называют правильными?
-
Какие правильные многогранники вы знаете?