Методическая разработка контрольной работы по русскому языку,9 класс
( II полугодие)
Составила: учитель русского языка и литературы I категории
Федосова С.И., МБОУ Усть-Тасуркайская ООШ.
Часть I
Задание № 1 Используя фонетическую транскрипцию, ответьте на вопросы:
Какое слово состоит из трех звуков? Почему? Дополните своим примером. (2 б)
её 2) ещё 3) себя 4) быть
2 Какое слово состоит из шести звуков? Почему? Дополните своим примером. (2б)
подъезд 2) воробьи 3) обжечься 4)съешьте
3 Какое слово состоит из семи звуков? Почему? Дополните своим примером. (2б)
1)маячить 2) разрежьте 3) бурьян 4) съехать
Задание №2 Определите, в каком слове количество звуков и букв совпадает. Почему? Дополните своим примером.
яблочный 2)поэзия 3)ёлочка 4)прелестное (3 б)
Задание № 3 Определите, в каком слове все согласные являются твердыми. Дополните своим примером.
Нормативы 2) заживо 3)образцовый 4) допущенный (3б)
Задание №4 Какой звук произносится на конце слова порог? (3б)
[г]-согласный, звонкий, твердый
[к]-согласный, глухой, твердый
[г']-согласный, звонкий, мягкий
[к']-согласный, глухой, мягкий
Задание №5 В данных словах поставьте правильно ударение. Дополните задание другими словами, расставив в них ударение. (6б)
Запломбировать, жалюзи, закупорить, договор, одновременно, заняло, баловать, торты, хвоя.
Задание № 5 Используя прием поморфемного письма, выделите морфемы данных слов. (4б)
Бородатенький, безрадостный, аптекарский, валеночки.
Задание № 6 Найдите неверную поморфемную запись. (5б)
Брод-яг-а, брит-венн-ый,верблюж-онок,в-крат-ц-е
Задание № 7 Выполните морфемно-словообразовательный разбор омонимов на основе смыслового сопоставления слов. (5б)
Бумажник –бумажник ; заставлять-заставлять; носик-носик; полка-полка.
Задание №8 В каком слове выделяется приставка –над ? (3б)
Надоедать
Надомница
Надсечка
Надежность
Задание №9 В каком слове нет суффикса –чик ? (3б)
Узорчик
Диванчик
Вагончик
Ключик
Задание №10 Какой способ образования слова –по-моему? (5б)
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный
Задание №11 Сделайте лексический разбор слов (10 б)
Абсурд, витраж, безалаберный, демагог, икебана, канделябр, рейтинг.
Задание № 12 Найдите ошибочное употребление слов-паронимов. (12б)
Гончарный –относящийся к изготовлению изделий из глины.
Горделивый - обладающий чувством собственного достоинства.
Дипломат- должностное лицо ведомства иностранных дел.
Дождевой- связанный с дождем, вызванный дождем.
Задание № 13 Какое из данных слов является синонимом фразеологизма кот наплакал ? ( 6б)
Грустно
Вредно
Мало
Глупо
Задание №14 В каком примере неправильно дана пара синонимов? ( 4б)
Дистанция-расстояние
Фиаско-победа
Приоритет-первенство
Функционировать-работать
Задание №15 Сколько имен существительных в данном предложении? (5б)
Добавление поваренной соли в воду для полоскания приведет к тому, что вывешенное зимой белье не замерзнет, цветные вещи не полиняют, махровые полотенца и халаты останутся пушистыми, очень грязные занавески легко отстираются.
7 2) 8 3) 9 4) 10
Задание № 16 В каком примере употреблено наречие? (5б)
Обращать внимание (на)чистоту в квартире
Наказать (за)частую измену
Снег падает (на)лицо
Он (от)части прав
Задание №17 Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? ( 6б)
Я давно понял, что схожусь с людьми очень ТРУДНО.
1)союз 2)наречие 3)прилагательное 4)причастие
Задание № 18 В каком ряду все словосочетания со связью согласование? (6б)
Старинная запись, кто-то из вас
Прекрасные мысли, развешанные на стенах
У твоего дома, вымытый пол
Небольшие затруднения, придуманный мною
Задание №19 В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа? (7б)
Ее глаза были заплаканы.
Все мысли их были сосредоточены в это время на самих себя.
Особенно красивы поздней осенью ярко-желтые хризантемы
Посредине поляны стояли красавицы-березки, небольшие еще, в рост человека.
Задание №20 Какая синтаксическая характеристика является неверной? (10б)
Похолодало.(2) Потянулись по селу обозы с хлебом.(3) Хорошо смотреть на темное осеннее небо да молиться за чью-нибудь непутевую душу.(4) А кругом царит тишина.(5) Только слышно шуршание сухих листьев.(6)Вечер. (7) Голоса по дороге про темную ноченьку поют. (8) Люблю такие осенние вечера. (9) А душа грустит да тихо радуется.
1и3 предложения- безличные
2,4,5,7,9 предложения- двусоставные
6 предложение – назывное
8 предложение- неопределенно-личное
Задание № 21 Сколько придаточных частей в сложном предложении? (Знаки препинания не расставлены.) (7б)
Очень жаль что в нашу бурную эпоху именований и переименований городов площадей и улиц чего-то недостает чтобы увековечить и имена всемирно известных отечественных филологов могилы многих из них забыты а молодым следопытам пока никто не подсказал пойти и по тем тропинкам по которым ходили когда-то изучая родной язык ученые-лингвисты.
1 2) 2 3) 3 4) 4
Часть II
Задание № 1 После первого прослушивания текста сформулируйте и запишите тему и основную мысль, затем озаглавьте его. При вторичном прослушивании текста выпишите ключевые слова и составьте план. ( Текст на диске) ( 15б)
Задание № 2
После первого прочтения (прослушивания) текста о детском приключении двух будущих писателей: Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969) и Бориса Степановича Житкова (1882-1938) –выполните задания.
Как-то перед вечером ,когда мы с Борисом Житковым возвращались на лодке домой ,вдруг сорвался сильный ветер и погнал нас прямиком на волнорез. Разгулявшиеся буйные волны словно задались специальною целью шваркнуть нас со всего размаха о гранит волнореза и разнести наше суденышко в щепки. Мы гребли из последних сил и все свое спасение видели в том, чтобы добраться до гавани, прежде чем нас ударит о камень.
Это оказалось невозможным , и вот нас подняло так высоко, что мы на мгновение увидели море по ту сторону мола, потом бросило вниз, как с пятиэтажного дома, потом обдало огромным водопадом, потом с бешеной силой стало бить нашу лодку о мол то кормою, то носом, то бортом.
Я пробовал было отпихнуться от волнореза веслом, но оно тотчас сломалось. Я одеревенел от отчаяния и вдруг заметил (или ,вернее, почувствовал), что Житкова уже нет у меня за спиной. Была такая секунда, когда я был уверен, что он утонул.
Но тут я услыхал его голос. Оказалось, что в тот миг, когда нас подняло вверх, Житков с изумительным присутствием духа прыгнул с лодки на мол, на его покатую, мокрую, скользкую стену, и вскарабкался на самый гребень. Оттуда он закричал мне:
- Конец!
« Конец» по-морскому канат. Житков требовал, чтобы я закинул ему веревку, что лежала свернутой в кольцо на носу. Но в морском лексиконе я был еще нетверд, поэтому понял слово « конец» в его общем значении и завопил от предсмертной тоски.
К счастью, сторож маяка увидал катастрофу и поспешил мне на помощь. Со страшными ругательствами, которых не могло заглушить даже завывание бури, с искаженным от злобы лицом он швырнул мне конец веревки, вместе с Житковым втащил меня, дрожащего, но невыразимо обрадованного, на мокрые камни мола и тотчас же занялся нашей лодкой: зацепил ее длинным багром и велел подручному ввести ее в гавань, после чего снова накинулся на меня и Житкова, требуя, чтобы мы следовали за ним на маяк.
Я ожидал необыкновенной свирепости, но он , не переставая браниться, приказал скинуть промокшее платье и бегать нагишом по волнорезу, чтобы скорее согреться. Потом уложил нас на койку в своей конуре, прикрыл одеялом и, усевшись за опрокинутый ящик, взял перо, чтобы составить протокол о случившемся. Был поражен храбростью своего верного и надежного товарища….(По К. Чуковскому)
А Какое из данных утверждений не соотносится с содержанием
данного текста? (10б)
После спасения детей лодку переместили в гавань.
Описанные события происходили ранним утром
Сторож маяка был необыкновенно свирепым, злым и недобрым человеком.
Детей спасло мужество и сообразительность одного из них.
Б Какой заголовок отражает основную мысль текста? ( 10б)
Буря
Друг спасает друга
Морская трагедия
Сторож маяка
В В каком значении употреблено слово мол в этом тексте? (7б)
Сооружение, соединяющее два пункта на земной поверхности, разделенные водою.
Комплекс сооружений и устройств ,предназначенных для погрузки-разгрузки судов.
Водонапорное сооружение ,перегораживающее водоток и его длину для подъема уровня воды.
Гидротехническое оградительное сооружение, примыкающее одним концом к берегу, в виде вертикальной или наклонной стенки для защиты акватории порта от волнения.
Г В каком значении употреблено слово волнорез в этом тексте? (7б)
1)Гидротехническое сооружение для ограждения береговых участков, гавани, места стоянки судов…
2)Снасть, сложенная в виде круга или другой формы.
3)Небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши.
4)Прилегающая к причалам часть портовой акватории , где производят грузовые операции или посадку –высадку пассажиров.
Часть III
Напишите сочинение-рассуждение , раскрывая смысл высказывания ученого-филолога Панова Михаила Викторовича: « Орфография не только помогает быстрее читать, она позволяет сосредоточиться на содержании, позволяет читать , не замечая , как написан текст». Аргументируйте свой ответ. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Начать сочинение Вы можете словами М.В. Панова.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. (20б)
Методические рекомендации к проведению контрольной работы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Диагностическая работа по русскому языку проводится во втором полугодии с целью определения уровня подготовки обучающихся 9 -х классов к ОГЭ в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений, участвующих в переходе на ФГОС ООО.
Диагностическая работа сориентирована на содержание (состоит из 3 частей), включенное в основные учебно-методические комплекты по русскому языку, используемые в 9-х классах, и составлена на основе требований к метапредметным и предметным результатам обучения ФГОС ООО.
Задания данной диагностической работы охватывают практически все разделы курса русского языка: фонетику и орфоэпию, морфемику и словообразование, лексику и фразеологию, морфологию, синтаксис, пунктуацию, текстоведение.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам обучения диагностическая работа была сориентирована на проверку аналитических умений учащихся 9 класса работать с различными языковыми единицами и создавать письменное монологическое высказывание в соответствии с определенной коммуникативной задачей.
В таблице 1 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения Ученик научится: | Число заданий |
Соотносить звуковой и буквенный состав слова, понимать, почему в некоторых случаях они не совпадают. Применять фонетическую транскрипцию для указания звукового состава слова; соотносить фонетическую транскрипцию со звуковым составом слова; различать согласные звуки :мягкие ,твердые, звонкие, глухие. | 4 |
Проводить орфоэпический разбор слова | 1 |
Проводить морфемный разбор на основе учета грамматической характеристики, лексического значения и особенностей образования слова. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию, используя поморфемное письмо, объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слов. Проводить словообразовательный разбор слова, определяя способ его образования. | 6 |
Проводить лексический разбор слова. Пользоваться различными видами лексических словарей (фразеологическим, толковым, а также словарями синонимов, паронимов) Различать свободные сочетания слов и фразеологические обороты. | 4 |
Устанавливать принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Проводить морфологический разбор слов разных частей речи . | 3 |
Устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов. Выделять грамматическую основу предложения. Устанавливать принадлежность предложения к определенной синтаксической модели. Проводить пунктуационно -синтаксический анализ предложения. | 4 |
Понимать коммуникативную цель аудирования и чтения текста, в соответствии с ней организовывать свою работу. Владеть разными видами аудирования ( ознакомительным, детальным, выборочным), а также разными видами чтения ( просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели. Адекватно понимать основное содержание текста, воспринимаемого на слух или зрительно; определять и формулировать его основную мысль, тему. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста, используя при этом информацию, содержащуюся в тексте. | 2 |
Создавать свой текст, выделяя структуру и схему текста: тезис, выражающий основную мысль, которую требуется доказать; аргументы (факты, доказательства) Выделять такой тип речи как рассуждение, обдумывать что-либо, стараясь при этом устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, и приходить к какому-либо выводу, суждению. Обобщать свои наблюдения, знания, мысли, придерживаясь основной коммуникативной цели- убедить, объяснить. | 1 |
Итого: 25
Метапредметные умения: умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию, умение классифицировать, анализировать языковые явления, а также умение действовать согласно инструкции.
Каждое задание оценивается в соответствии со степенью сложности выполнения. Задания 1,2,3 и 5 части I составлены с элементами рефлексии .
В контрольную работу для 9 класса включено 19 заданий с выбором ответа (ВО), 5 задания с кратким ответом (КО) и 1задание с развернутым ответом (РО).
Время для выполнения работы – 2,5 часа.