«Осенний фестиваль знаний 2024»

Тест по русскому языку

Контрольно-оценочный тест по русскому языку, второе полугодие,9 класс. Учебник русского языка, С.И. Львова

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Методическая разработка контрольной работы по русскому языку,9 класс

( II полугодие)

Составила: учитель русского языка и литературы I категории

Федосова С.И., МБОУ Усть-Тасуркайская ООШ.

Часть I

Задание № 1 Используя фонетическую транскрипцию, ответьте на вопросы:

  1. Какое слово состоит из трех звуков? Почему? Дополните своим примером. (2 б)

  1. её 2) ещё 3) себя 4) быть

2 Какое слово состоит из шести звуков? Почему? Дополните своим примером. (2б)

  1. подъезд 2) воробьи 3) обжечься 4)съешьте

3 Какое слово состоит из семи звуков? Почему? Дополните своим примером. (2б)

1)маячить 2) разрежьте 3) бурьян 4) съехать

Задание №2 Определите, в каком слове количество звуков и букв совпадает. Почему? Дополните своим примером.

  1. яблочный 2)поэзия 3)ёлочка 4)прелестное (3 б)

Задание № 3 Определите, в каком слове все согласные являются твердыми. Дополните своим примером.

  1. Нормативы 2) заживо 3)образцовый 4) допущенный (3б)

Задание №4 Какой звук произносится на конце слова порог? (3б)

  1. [г]-согласный, звонкий, твердый

  2. [к]-согласный, глухой, твердый

  3. [г']-согласный, звонкий, мягкий

  4. [к']-согласный, глухой, мягкий

Задание №5 В данных словах поставьте правильно ударение. Дополните задание другими словами, расставив в них ударение. (6б)

Запломбировать, жалюзи, закупорить, договор, одновременно, заняло, баловать, торты, хвоя.

Задание № 5 Используя прием поморфемного письма, выделите морфемы данных слов. (4б)

Бородатенький, безрадостный, аптекарский, валеночки.

Задание № 6 Найдите неверную поморфемную запись. (5б)

Брод-яг-а, брит-венн-ый,верблюж-онок,в-крат-ц-е

Задание № 7 Выполните морфемно-словообразовательный разбор омонимов на основе смыслового сопоставления слов. (5б)

Бумажник –бумажник ; заставлять-заставлять; носик-носик; полка-полка.

Задание №8 В каком слове выделяется приставка –над ? (3б)

  1. Надоедать

  2. Надомница

  3. Надсечка

  4. Надежность

Задание №9 В каком слове нет суффикса –чик ? (3б)

  1. Узорчик

  2. Диванчик

  3. Вагончик

  4. Ключик

Задание №10 Какой способ образования слова –по-моему? (5б)

  1. Приставочный

  2. Суффиксальный

  3. Приставочно-суффиксальный

  4. Бессуффиксный

Задание №11 Сделайте лексический разбор слов (10 б)

Абсурд, витраж, безалаберный, демагог, икебана, канделябр, рейтинг.

Задание № 12 Найдите ошибочное употребление слов-паронимов. (12б)

  1. Гончарный –относящийся к изготовлению изделий из глины.

  2. Горделивый - обладающий чувством собственного достоинства.

  3. Дипломат- должностное лицо ведомства иностранных дел.

  4. Дождевой- связанный с дождем, вызванный дождем.

Задание № 13 Какое из данных слов является синонимом фразеологизма кот наплакал ? ( 6б)

  1. Грустно

  2. Вредно

  3. Мало

  4. Глупо

Задание №14 В каком примере неправильно дана пара синонимов? ( 4б)

  1. Дистанция-расстояние

  2. Фиаско-победа

  3. Приоритет-первенство

  4. Функционировать-работать

Задание №15 Сколько имен существительных в данном предложении? (5б)

Добавление поваренной соли в воду для полоскания приведет к тому, что вывешенное зимой белье не замерзнет, цветные вещи не полиняют, махровые полотенца и халаты останутся пушистыми, очень грязные занавески легко отстираются.

  1. 7 2) 8 3) 9 4) 10

Задание № 16 В каком примере употреблено наречие? (5б)

  1. Обращать внимание (на)чистоту в квартире

  2. Наказать (за)частую измену

  3. Снег падает (на)лицо

  4. Он (от)части прав

Задание №17 Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? ( 6б)

Я давно понял, что схожусь с людьми очень ТРУДНО.

1)союз 2)наречие 3)прилагательное 4)причастие

Задание № 18 В каком ряду все словосочетания со связью согласование? (6б)

  1. Старинная запись, кто-то из вас

  2. Прекрасные мысли, развешанные на стенах

  3. У твоего дома, вымытый пол

  4. Небольшие затруднения, придуманный мною

Задание №19 В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа? (7б)

  1. Ее глаза были заплаканы.

  2. Все мысли их были сосредоточены в это время на самих себя.

  3. Особенно красивы поздней осенью ярко-желтые хризантемы

  4. Посредине поляны стояли красавицы-березки, небольшие еще, в рост человека.

Задание №20 Какая синтаксическая характеристика является неверной? (10б)

  1. Похолодало.(2) Потянулись по селу обозы с хлебом.(3) Хорошо смотреть на темное осеннее небо да молиться за чью-нибудь непутевую душу.(4) А кругом царит тишина.(5) Только слышно шуршание сухих листьев.(6)Вечер. (7) Голоса по дороге про темную ноченьку поют. (8) Люблю такие осенние вечера. (9) А душа грустит да тихо радуется.

  1. 1и3 предложения- безличные

  2. 2,4,5,7,9 предложения- двусоставные

  3. 6 предложение – назывное

  4. 8 предложение- неопределенно-личное

Задание № 21 Сколько придаточных частей в сложном предложении? (Знаки препинания не расставлены.) (7б)

Очень жаль что в нашу бурную эпоху именований и переименований городов площадей и улиц чего-то недостает чтобы увековечить и имена всемирно известных отечественных филологов могилы многих из них забыты а молодым следопытам пока никто не подсказал пойти и по тем тропинкам по которым ходили когда-то изучая родной язык ученые-лингвисты.

  1. 1 2) 2 3) 3 4) 4

Часть II

Задание № 1 После первого прослушивания текста сформулируйте и запишите тему и основную мысль, затем озаглавьте его. При вторичном прослушивании текста выпишите ключевые слова и составьте план. ( Текст на диске) ( 15б)



Задание № 2

После первого прочтения (прослушивания) текста о детском приключении двух будущих писателей: Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969) и Бориса Степановича Житкова (1882-1938) –выполните задания.

Как-то перед вечером ,когда мы с Борисом Житковым возвращались на лодке домой ,вдруг сорвался сильный ветер и погнал нас прямиком на волнорез. Разгулявшиеся буйные волны словно задались специальною целью шваркнуть нас со всего размаха о гранит волнореза и разнести наше суденышко в щепки. Мы гребли из последних сил и все свое спасение видели в том, чтобы добраться до гавани, прежде чем нас ударит о камень.

Это оказалось невозможным , и вот нас подняло так высоко, что мы на мгновение увидели море по ту сторону мола, потом бросило вниз, как с пятиэтажного дома, потом обдало огромным водопадом, потом с бешеной силой стало бить нашу лодку о мол то кормою, то носом, то бортом.

Я пробовал было отпихнуться от волнореза веслом, но оно тотчас сломалось. Я одеревенел от отчаяния и вдруг заметил (или ,вернее, почувствовал), что Житкова уже нет у меня за спиной. Была такая секунда, когда я был уверен, что он утонул.

Но тут я услыхал его голос. Оказалось, что в тот миг, когда нас подняло вверх, Житков с изумительным присутствием духа прыгнул с лодки на мол, на его покатую, мокрую, скользкую стену, и вскарабкался на самый гребень. Оттуда он закричал мне:

- Конец!

« Конец» по-морскому канат. Житков требовал, чтобы я закинул ему веревку, что лежала свернутой в кольцо на носу. Но в морском лексиконе я был еще нетверд, поэтому понял слово « конец» в его общем значении и завопил от предсмертной тоски.

К счастью, сторож маяка увидал катастрофу и поспешил мне на помощь. Со страшными ругательствами, которых не могло заглушить даже завывание бури, с искаженным от злобы лицом он швырнул мне конец веревки, вместе с Житковым втащил меня, дрожащего, но невыразимо обрадованного, на мокрые камни мола и тотчас же занялся нашей лодкой: зацепил ее длинным багром и велел подручному ввести ее в гавань, после чего снова накинулся на меня и Житкова, требуя, чтобы мы следовали за ним на маяк.

Я ожидал необыкновенной свирепости, но он , не переставая браниться, приказал скинуть промокшее платье и бегать нагишом по волнорезу, чтобы скорее согреться. Потом уложил нас на койку в своей конуре, прикрыл одеялом и, усевшись за опрокинутый ящик, взял перо, чтобы составить протокол о случившемся. Был поражен храбростью своего верного и надежного товарища….(По К. Чуковскому)

А Какое из данных утверждений не соотносится с содержанием

данного текста? (10б)

  1. После спасения детей лодку переместили в гавань.

  2. Описанные события происходили ранним утром

  3. Сторож маяка был необыкновенно свирепым, злым и недобрым человеком.

  4. Детей спасло мужество и сообразительность одного из них.

Б Какой заголовок отражает основную мысль текста? ( 10б)

  1. Буря

  2. Друг спасает друга

  3. Морская трагедия

  4. Сторож маяка

В В каком значении употреблено слово мол в этом тексте? (7б)

  1. Сооружение, соединяющее два пункта на земной поверхности, разделенные водою.

  2. Комплекс сооружений и устройств ,предназначенных для погрузки-разгрузки судов.

  3. Водонапорное сооружение ,перегораживающее водоток и его длину для подъема уровня воды.

  4. Гидротехническое оградительное сооружение, примыкающее одним концом к берегу, в виде вертикальной или наклонной стенки для защиты акватории порта от волнения.

Г В каком значении употреблено слово волнорез в этом тексте? (7б)

1)Гидротехническое сооружение для ограждения береговых участков, гавани, места стоянки судов…

2)Снасть, сложенная в виде круга или другой формы.

3)Небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши.

4)Прилегающая к причалам часть портовой акватории , где производят грузовые операции или посадку –высадку пассажиров.

Часть III

Напишите сочинение-рассуждение , раскрывая смысл высказывания ученого-филолога Панова Михаила Викторовича: « Орфография не только помогает быстрее читать, она позволяет сосредоточиться на содержании, позволяет читать , не замечая , как написан текст». Аргументируйте свой ответ. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Начать сочинение Вы можете словами М.В. Панова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. (20б)

Методические рекомендации к проведению контрольной работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Диагностическая работа по русскому языку проводится во втором полугодии с целью определения уровня подготовки обучающихся 9 -х классов к ОГЭ в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений, участвующих в переходе на ФГОС ООО.

Диагностическая работа сориентирована на содержание (состоит из 3 частей), включенное в основные учебно-методические комплекты по русскому языку, используемые в 9-х классах, и составлена на основе требований к метапредметным и предметным результатам обучения ФГОС ООО.

Задания данной диагностической работы охватывают практически все разделы курса русского языка: фонетику и орфоэпию, морфемику и словообразование, лексику и фразеологию, морфологию, синтаксис, пунктуацию, текстоведение.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам обучения диагностическая работа была сориентирована на проверку аналитических умений учащихся 9 класса работать с различными языковыми единицами и создавать письменное монологическое высказывание в соответствии с определенной коммуникативной задачей.

В таблице 1 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

Ученик научится:

Число заданий

Соотносить звуковой и буквенный состав слова, понимать, почему в некоторых случаях они не совпадают. Применять фонетическую транскрипцию для указания звукового состава слова; соотносить фонетическую транскрипцию со звуковым составом слова; различать согласные звуки :мягкие ,твердые, звонкие, глухие.

4

Проводить орфоэпический разбор слова

1

Проводить морфемный разбор на основе учета грамматической характеристики, лексического значения и особенностей образования слова. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию, используя поморфемное письмо, объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слов. Проводить словообразовательный разбор слова, определяя способ его образования.

6

Проводить лексический разбор слова. Пользоваться различными видами лексических словарей (фразеологическим, толковым, а также словарями синонимов, паронимов) Различать свободные сочетания слов и фразеологические обороты.

4

Устанавливать принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Проводить морфологический разбор слов разных частей речи .

3

Устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов. Выделять грамматическую основу предложения. Устанавливать принадлежность предложения к определенной синтаксической модели. Проводить пунктуационно -синтаксический анализ предложения.

4

Понимать коммуникативную цель аудирования и чтения текста, в соответствии с ней организовывать свою работу. Владеть разными видами аудирования ( ознакомительным, детальным, выборочным), а также разными видами чтения ( просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели. Адекватно понимать основное содержание текста, воспринимаемого на слух или зрительно; определять и формулировать его основную мысль, тему. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста, используя при этом информацию, содержащуюся в тексте.

2

Создавать свой текст, выделяя структуру и схему текста: тезис, выражающий основную мысль, которую требуется доказать; аргументы (факты, доказательства) Выделять такой тип речи как рассуждение, обдумывать что-либо, стараясь при этом устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, и приходить к какому-либо выводу, суждению. Обобщать свои наблюдения, знания, мысли, придерживаясь основной коммуникативной цели- убедить, объяснить.

1

Итого: 25



Метапредметные умения: умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию, умение классифицировать, анализировать языковые явления, а также умение действовать согласно инструкции.

Каждое задание оценивается в соответствии со степенью сложности выполнения. Задания 1,2,3 и 5 части I составлены с элементами рефлексии .
В контрольную работу для 9 класса включено 19 заданий с выбором ответа (ВО), 5 задания с кратким ответом (КО) и 1задание с развернутым ответом (РО).

Время для выполнения работы – 2,5 часа.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее