«Зимний фестиваль знаний 2025»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ 1.1. Понятие экспрессивности. Эмоционально-экспрессивная окраска слов 1.2. Классификация экспрессивной лексики

Теоретические предпосылки изучения экспрессивной лексики. Понятие экспрессивности.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ

1.1. Понятие экспрессивности. Эмоционально-экспрессивная окраска слов

Экспрессивность является одной из базовых лингвистических категорий, поскольку среди функций языка,безусловно, выделяется экспрессивная функция, заключающаяся в выражении чувств говорящего. Экспрессивными могут быть единицы разных уровней языковой системы – от фонетических (например, звуковой облик слова или ударение) до синтаксических (структура предложения или порядок слов). В общем смысле экспрессивность понимают как выразительность, способность тех или иных языковых элементов в речи носителя языка передавать его чувства, отношение к предмету речи или к адресату.

Однако понятие экспрессивности не оценивается лингвистами однозначно, это объясняется тем, что «экспрессивность имеет двойственную природу: языковую и речевую», то есть действует через механизмы языка, а эффект её проявляется в речи [Аванесова, 2010, с. 6]. В изучении данной категории наметились два подхода: лингвостилистический, при котором экспрессию рассматривают как средствосоздания особой выразительностив речи, и семасиологический, в котором изучаются единицы языка, способные придать эмоциональность речи.

Как полагает А.П. Сковородников, расхождения в определении категории экспрессивности касаются прежде всего составляющих её содержательных компонентов – эмоциональности, оценочности, образности, интенсивности. Ученый отмечает, что все эти компоненты могут быть присущи как единицам языка, так и единицам речи, и предлагает толкование экспрессивности, объединяющее различные подходы к её изучению: «Считаем целесообразным понимать эту категорию как такую совокупность признаков языковой (речевой) единицы, а также целого текста или его фрагмента, благодаря которым говорящий (пишущий) выражает свое субъективное отношение к содержанию или адресату речи» [Энциклопедический словарь-справочник…, 2011, с. 362].

Среди других средств языка (речи) особой выразительностью отличаются лексические. На лексическом уровне экспрессивность реализуется через наслоение на номинативное значение слова особых стилистических оттенков, особой экспрессии [Голуб, 2010, с. 61]. Поэтому носитель языка в своей индивидуальной речи пользуется разным словарём в разных обстоятельствах. Б.В. Томашевский указывает на то, что «в разной обстановке возникают разные слова, и они всегда окрашены в те ассоциации, которые связываются с жизнью человека, с характером его разговоров» [Томашевский, 1983, с. 61].

Многие слова не только называют предметы или явления, но и отражают эмоциональное отношение говорящего к этим реалиям(например, брюзга, разгильдяй, вдохновить, гениально и др.), вследствие этого эмоциональную лексику называют также оценочной, оценочно-эмоциональной, однако, как справедливо отмечает И.Б. Голуб, понятия эмоциональности и оценочности не тождественны, хотя и тесно связаны составляет само лексическое значение (причем не эмоциональная, а интеллектуальная), но отнести эти слова к оценочной лексике нельзя (например, радость, гнев, плохой, хороший и др.).

Значение большей части экспрессивных слов складывается из двух компонентов: первый обозначает определенное понятие об объекте речи, а второй содержит субъективную характеристику этого объекта [Матвеева, 2013, с. 11]. Именно второй компонент значения создает экспрессию [Голуб, 2010, с. 59]. Многие лексемы не содержат в своем значении оценочного компонента (дом, ребенок, воздух), в других же оценка слова.Т.А. Воронцова определяет этот элемент значения как экспрессивный: «Под экспрессивным компонентом значения понимается усиление признаков, входящих в денотативный компонент значения. Экспрессивный компонент – это своего рода параметрический компонент или компонент интенсивности» [Воронцова, 2008, с. 30].

То есть эмоционально-экспрессивная окраска слова представляет собой элемент семантики слова, придающий ему выразительность, отражающий субъективное восприятие говорящим предмета или явления. Эмоциональная окраска дополняет лексическое значение слова, но не сводится к нему, функция чисто номинативная осложняется оценочностью, отношением говорящего к обозначаемому явлению [Голуб, 2010, с. 59].

Среди эмоционально-экспрессивных окрасок выделяют обычно положительную и отрицательную. К положительным окраскам можно отнести, например, одобрительную (прекрасный, благородный и др.), ласкательную (солнышко, заинька и др.), торжественную и возвышенную (воздвигнуть, нерушимый и др.) и в некоторых случаях шутливую (чепуховинка); к отрицательным – неодобрительную (брюзга, непутевый), презрительную (зубрила, балбес), бранную(безмозглый, дура) и др.

Однако не все слова обладают экспрессивной окраской, нейтральное слово может выступать ярким экспрессивным средством благодаря употреблению его в определенном стилистической контексте: «В контексте всего произведения нейтральное слово может приобретать дополнительные смысловые оттенки, трансформироваться в экспрессивное» [Бондарко, 1976, с. 13]. Контекст способен повлиять и на имеющуюся у слова экспрессивную окраску: бранное слово может приобрести ласкательный оттенок, а шутливое – неодобрительный или презрительный. Появление у слова в зависимости от контекста дополнительных экспрессивных оттенков, – отмечает И.Б. Голуб, – «значительно расширяет изобразительные возможности лексики» [Голуб, 2010, с. 62].

Н.М. Шанский указывает на то, что в подавляющем большинстве случаев эмоциональная характеристика слова и его экспрессивные особенности определяются сферой употребления [Шанский, 1987, с. 47]. На этом основании выделяются следующие группы лексики: лексика, не закрепленная в функционально-стилевом отношении (нейтральная), и лексика, закрепленная за той или иной сферой употребления (разговорно-бытовая, просторечная и книжная). Разговорно-бытовая и просторечная лексика характеризуется экспрессивно-стилистической окраской фамильярности, иронии, бранности, шутки, ласки, презрения и т.д. Книжная лексика обладает иными экспрессивными чертами, для неё свойственны окраски книжности, возвышенности, взволнованности, поэтичности, торжественности и др. [там же, с. 49-52].

Итак, экспрессивность понимается как способность языковых единиц выражать в речи различные чувства носителя языка. Эмоционально-экспрессивная окраска составляет часть семантики одних слов, другие слова коннотативный компонент значения могут приобрести при употреблении в том или ином контексте.

1.2. Классификация экспрессивной лексики

Попытки классификации экспрессивной лексики в современной отечественной лингвистике вызывают споры и разногласия, это объясняется трудностями в разграничении экспрессивности и таких свойств слова, как эмоциональность, оценочность, образность и т.п.Во многих лингвистических трудах были предприняты попытки вычленить из многообразия лексических единиц экспрессивную лексику.

Так, Д.Н. Шмелев выделил:1) слова, которые обозначают определенные эмоции и переживания, имеют эмоционально-оценочное значение (грусть, тоска, радость и т.п.); 2) слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (сыночек, домище и т.п.); 3) слова, в собственно лексическом значении которых заключена определенная оценка обозначаемых ими явлений (педант, ханжа, лицемер и проч.). Причем ученый замечает, что понятие эмоционально окрашенной лексики применимо лишь к двум последним группам, поскольку первая разновидность слов может вычленяться только в связи с предметно-тематической классификацией лексики: эти слова обозначают эмоции, но не окрашены ими, а непосредственно отображают своими значениями [Шмелев, 1977, с. 164].

И.Б. Голуб группирует эмоциональную лексику следующим образом: 1) слова с ярким оценочным значением, как правило, однозначные; к ним принадлежат слова-характеристики (предтеча, брюзга и подобные), а также слова, содержащие оценку факта, явления, признака, действия (делячество, дивный, низвергнуть и т.п.); 2) многозначные слова, обычно нейтральные в основном значении, но получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении (осел, тряпка, золотой и проч.); 3) слова с аффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувства: заключающие положительные эмоции (бабуля, цветочек) и отрицательные (казенщина, детина). В последней группе классификации экспрессивная окраска обусловлена не номинативными свойствами слова, а словообразовательными средствами [Голуб, 2010, с. 59-60].

В.М. Андрейчук обращает внимание на то, что для большинства подобных классификаций характерно стремление выявить формальные признаки проявления эмоциональности в слове, в то время как содержание коннотативного элемента лексического значения слова не поддается однозначному описанию, поскольку оно изменчиво, подвижно и зачастую взаимосвязано с денотативным элементом, поэтому с точки зрения эмоциональных характеристик слова попытки формализовать значение в виде совокупности статичных компонентов могут быть применены не для всех слов [Андрейчук. – URL: uch_2010_vi_00023.pdf(дата обращения 29. 10.2018)].

Т.В. Матвеева в монографии «Экспрессивность русского слова» отдает предпочтение классификации экспрессивной лексики по признаку тематической отнесенности с учетом грамматического частеречного содержания экспрессивов. Лингвист предлагает определять темы групп экспрессивных слов на основе денотативного значения и вычленяет две неравных группы. 1) Слова общей оценки, приложимые к различным типам обозначаемых явлений (слова с неопределенным денотативным значением); в эту группу включаются эмоционально-оценочные существительные (блеск, восторг, дрянь, барахло и т.п.), параметрически-оценочные существительные (капля, горсть, букет, вереница и др.) и параметрически-оценочные глаголы (наяривать, пластаться, шпарить и т.п.). 2) Тематически определенные слова, содержащие оценку явлений одного типа (слова с определенным денотативным значением); к этой группе относятся слова трех тематических групп: «человек» (подлец, солнышко, вырядиться, канителиться и проч.), «предметно-вещный мир, созданный человеком» (берлога, драндулет, кормежка и др.), «предметы и явления, существующие объективно и не представляющие собой результата человеческих действий» (сосенка, травка, грянуть, заполыхать и т.п.). В пределах каждой тематической группы имена существительные и глаголы рассматриваются по отдельности, «так как их категориально-грамматическое различие также существенно при определении тематической отнесенности экспрессивного слова» [Матвеева, 2013, с. 57 - 73].

Данная тематическая классификация нам видится более полной и точной по сравнению с другими группировками лексики на основе анализа коннотативного компонента значения экспрессивного слова, в ней учитывается не только номинативное содержание лексической единицы, но и экспрессивная окраска.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее