«Зимний фестиваль знаний 2025»

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,

реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,

реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО


Сведения о разработчике

Фамилия, имя, отчество (полностью):

Маринина Татьяна Степановна

Район

Вадский

Место работы

МАОУ «Вадская СОШ»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

Предмет

Литература

Класс

7 А

Тема урока

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Тип урока

Урок новых знаний

Цель

повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве; познакомить с «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:

Задачи

  • образовательные

развить умение формулировать определение понятий; расширение знаний учащихся о творчестве М. Ю .Лермонтова;

углубить представление об особенностях жанра;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать технику чтения.


  • развивающие

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся

  • воспитательные

воспитание интереса и уважения к литературе;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в группах: развитие уважения друг к другу

Планируемые результаты

  • личностные

Воспитание уважения к истории России; принятие ценностей семьи; развитие компетентности в решении проблем морали; формирование нравственности

  • предметные

Осознание литературы как средства гармонизации отношений человека и общества; умение воспринимать, анализировать, интерпретировать прочитанное.

  • метапредметные


    • регулятивные УУД

постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка

    • познавательные УУД

наблюдения и выводы, работа с учебником, работа с интернет-ресурсами

    • коммуникативные УУД

участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи других, сбор информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

Фонды оценочных средств

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Устный опрос, индивидуальные,  групповые, фронтальные формы контроля, составление плана, выразительное чтение наизусть

Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)


Очно-заочная

Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.)

«Перевернутое обучение»

Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение)

Синхронное обучение

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Используемая образовательная платформа

Российская электронная школа

Необходимое оборудование

Компьютер или ноутбук

Программное обеспечение

Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 3-е издание, М.: Просвещение,2016. Учебник: Коровина В.Я., Литература ч.1,2.- М.: Просвещение, 2019

Дидактическое обеспечение

Дидактические материалы по литературе. 7 класс - Коровина В.Я , М.: Просвещение, 2019;

Литература. Методические материалы и поурочные разработки. 7 классуч. пособие для общеобразовательных организаций/Н. В. Беляева, -4 издание, перераб. -М.:Просвещение, 2017_

Дополнительная литература

Н.С.Шер "Михаил Юрьевич Лермонтов"
Рассказы о русских писателях; Государственное Издательство Детской Литературы, Министерство Просвещения РСФСР, Москва, 1960 г.

Интернет-ресурсы

https://vk.com/video;https://kupidonia.ru/;https://resh.edu.ru/; http://stih.su/http://lermontov-lit.ru/;http://feb-web.ru/feb/lermenc/Lre-abc/Lre/lre-3631.htm, https://audioskazki-online.ru/ https://knigavuhe.org/

ЭОРы




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ


Название, содержание  этапа урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Актуализация знаний о М. Ю. Лермонтове ( с повторением ранее изученного)

1.Расширить знания о М. Ю. Лермонтове

Постановка учебных задач

1.Знакомство учащихся с биографией М. Ю. Лермонтова:

учебник.

Ссылка на сайт: просмотр видеоролика https://vk.com/video

Беседа по увиденному и прочитанному материалу.

А). Примерные вопросы к беседе:

Какие факты биографии вам известны? Какие произведения М .Ю. Лермонтова вы знаете? Какие произведения были написаны на историческую тему? И др…

Б). Решите кроссворд, который составлен по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова. Ссылка на кроссворд: https://kupidonia.ru/

В) Чтение учениками стихотворений М .Ю. Лермонтова «Бородино», «Два великана» и др. Для повторения стихи можно взять по адресу:http://stih.su/

Г) Выполнить тренировочные задания по творчеству М.Ю. Лермонтова: https://resh.edu.ru/

Д) Проверка домашнего задания. Задание выполняли отдельные группы. Групповая работа

- работают с источниками  информации, с современными средствами . Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Ученики читают биографию М .Ю. Лермонтова.




















Занимаются исследовательской работой по биографии М. Ю. Лермонтова






Работа с выразительным чтением.









Выполняют тренировочные задания






Сообщения учащихся о портретах М. Ю .Лермонтова . Работа в группах. Материалы взяты http://lermontov-lit.ru/;

http://feb-web.ru/feb/lermenc/Lre-abc/Lre/lre-3631.htm

Читают материалы. Смотрят видеоматериалы.













Отвечают на вопросы




































Слушают выступления одноклассников.





















Воспринимают ответы обучающихся



































Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции

Метапредметные: вырабатываются умения вести смысловое чтение; развиваются ИКТ-компетентность; умение делать выводы и др.

Предметные: учатся воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное; учатся составлять план; учатся выполнять тренировочные задания

Личностные: формирование нравственных качеств личности, воспитание уважения к истории Отечества.







Оценка и самооценка.

2. Работа по учебнику. Обсуждение статьи

2.Организовать работу учащихся по учебнику. Обсуждение статьи учебника «М .Ю. Лермонтов»

Организовывает письменный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Изучают отрывки из литературоведческих работ о М .Ю. Лермонтове и отвечают на вопросы

Составляют план статьи. Работают по специально подготовленным вопросам.


Отвечают на вопросы. Составляю план биографии о поэте. Находят в тексте незнакомые слова и определяют из значение.

Участвуют в коллективном диалоге.


3. Знакомство с поэмой М .Ю .Лермонтова

3. Чтение поэмы М .Ю .Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Знакомство с поэмой М .Ю .Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Знакомство с поэмой в интерпретации разных артистов https://audioskazki-online.ru/, https://knigavuhe.org/

Слушают поэму М .Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Слушание и понимание речи других. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении


4. Рефлексия.


4. Организация работы с фразами


Продолжите фразу:

На уроке я узнал…

Осталось непонятным…

Было интересно…

Хотел бы узнать…


Продолжают фразу



5. Домашняя работа

5. Подготовьте биографию М .Ю. Лермонтова. Чтение поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее