обществознание 11класс
Урок по теме: «Занятость и безработица».
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: рынок труда, занятость, безработица, прожиточный минимум, государственная политика в области занятости.
Цели урока:
-Раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на рынке труда,
- познакомить учащихся с тем, как формируется и работает рынок труда;
- выяснить причины и виды безработицы;
- развивать у учащихся умения выражать свои мысли, работать с разными источниками информации.
Вопросы урока: стр103 (прочитать).
План урока:
1. Актуализация знаний: блиц – опрос.
2. Рынок труда, причины и виды безработицы.
3. Государственная политика в области занятости.
4. Закрепление материала.
5.Проверка знаний (тест)
6.Рефлексия
7.Домашнее задание.
1.Блиц – опрос по домашнему заданию: учащимся следует ответить «да» или «нет» применительно к каждому выдвинутому суждению.
а) Финансы – это совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств (да).
б) Банковская система – это совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций (да).
в) Выпуск денежных знаков в стране осуществляет Центральный банк и крупные коммерческие банки (нет).
г) Небольшую инфляцию (не более 5% в год) принято считать естественной (да).
д) Пассивные операции банка – это предоставление различных по срокам и размерам кредитов (нет).
Изучение нового материала.
.Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (вызов)
Притча.
На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают.
Один ответил: « Камни ношу» (труд-рабство, принудиловка)
Другой сказал: « Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить» ( труд как средство существования)
А третий воскликнул восторженно: « Мы строим собор!» (труд-радость служения великой цели)
? Как вы думаете, почему об одном и том же занятии прохожий получил столь разные ответы? Беседа с учащимися.
Сообщается тема урока,
Цель: после сегодняшнего урока, я надеюсь, вы будете знать как формируется и работает рынок труда; сумеете разобраться в причинах и видах безработицы; возможно знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам самим избежать безработицы в будущем.
.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
§ 9 п.1. стр.103
З найти в тексте ответ на вопрос (устно) 1 ряд-1 вопрос, 2 ряд-2 вопрос,
3 ряд-3 вопрос. (5 мин.)
Вопросы:
Слайд 1
А) Для чего необходим рынок труда?
Слайд 2
Б) Как действует спрос и предложение на рынке труда?
Слайд 3
В) Какие факторы влияют на размер заработной платы ?
Слайд 3
Г) Перечислите формы заработной платы?
В это время один учащийся выполняет индивидуальное задание: безработица в Левашинском районеадание:
.Проверка выполнения задания по рядам.
Слайд 4
2. Причины и виды безработицы.
Учитель: Важная функция рынка труда – распределение и перераспределение трудовых ресурсов. Мы с вами выяснили, что достичь равновесия на рынке труда очень трудно, поэтому возникает неизбежное явление рыночной экономики – безработица.
Слайд 5
3. Государственная политика в области занятости.
Учитель: государство регулирует разные рынки и рынок труда в том числе. Для решения вопросов безработицы государство создало биржи труда.
4.Закрепление. Какие профессии востребованы на рынке труда сегодня?
Каковы пути преодоления безработицы? Приведите примеры решения этого вопроса в местных условиях.
5.В заключении подводятся итоги урока, делается общий вывод, выставляются оценки.
Учащиеся выполняют тест.
Установите соответствие между безработными гражданами и видами безработицы (к каждой позиции подобрать соответствующую позицию):
Безработные граждане:
А)Выпускник университета, ищущий работу
Б)секретарь, вынужденный уволиться с работы,
т.к. не умеет работать с компьютером.
В)менеджера сократили на работе ,из-за
экономического кризиса.
Г)Участковый врач уволился из-за конфликта
c главным врачом.
Д)Учитель переехал на новое место работы.
Виды безработицы:
1)Структурная
2)Фрикционная
3)Циклическая
6Рефлексия. Закончите любое предложение, выразив своё мнение о сегодняшнем уроке.
Самое интересное на уроке было ………………..
Мне понравилось ………………………………….
Сегодня на уроке я так и не понял ……………….
Меня заинтересовало ……………………………...
Хотел бы узнать подробнее о ……………………..
Мне не понравилось ……………………………….
Я считаю, что сегодня мы ………………………….
7. Домашнее задание: Р-9, стр.103-115 подготовить эссе на тему «Как найти своё место на рынке труда?»,Составьте рейтинг самых востребованных профессий Левашинского района» (СМИ, беседы с родителями, АВИТО)