Тематический план проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2021 - 2022 учебный год
Образовательная область «Речевое развитие» грамматический строй речи.
Тема | Основное содержание деятельности
| Виды деятельности
| Форма работы | Материал
| Предварительная работа
|
СЕНТЯБРЯ | |||||
1.Детский сад | 1. Образование названий профессий с помощью суффиксов -тель, -иц-, -их-, -к-. 2. Согласование названий профессий с личными местоимениями ( он воспитатель, она воспитательница). 3. Использование определений, обозначающие моральные качества людей, оценку их поступков (ласковая, заботливая, нежная, трудолюбивая), глаголами будущего времени (Я буду воспитательницей). 4. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Договори предложение по картинке». 2. Игра «Назови профессию». 3.Игра «Он(а)-они». 4. Игра «Расскажи…». 5.П/и «Наша группа». | Групповая | Подгрупповая Презентация «Профессии детского сада». Схемы предложений. | Экскурсия по детскому саду с воспитателем. Беседа о режиме дня, профессиях людей. |
2. Семья | 1. Употребление глаголов (шить- вязать-вышивать, вытирать-подметать-мыть-стирать-помогать и др.), прилагательных (старый-молодой, старший-младший, строгая-добрая), наречий (строго-ласково). 2. Образование однокоренных слов: брат – братик, братишка, браток. 3. Согласование имени существительных с прилагательными. 4. Понимание логико-грамматических конструкций. 5. Антонимы. 6.Развитие общей моторики. | 1. Игра «Подбери признак». 2. Игра «Покажи, где». 3. Игра «Скажи наоборот». 4.П\и «Маму я свою люблю».
| Групповая | Фотографии семьи детей. Схемы предложений.
| Беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Маму я свою люблю».
|
3. Ягоды грибы. | 1.Образование существительных единственного и множественного числа (ягода - ягоды, гриб - грибы). 2. Закрепление формы творительного падежа существительных, отвечающих на вопрос с чем? (С чем лукошко? С грибами). 3. Согласование существительных с прилагательными (клюква – красная, круглая). 4. Словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (малина – малинка, клубника - клубничка). 5. Употребление существ. с наречием много (много грибов, ягод, лисичек). 6. Развитие общей, мелкой моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Подбирай, называй, запоминай». 3. Игра «Назови ласково». 4. Игра «Подбери пару». 5. Игра «Сложить картинки». 6. П/и «У медведя». | Групповая | Предметные картинки по теме «Фрукты, ягоды» «Поможем клоуну Роме». Разрезные картинки. Схемы предложений. |
Рассматривание грибов, ягод с воспитателями. Разучивание под. игры «У медведя». Дидак. игры «Лото», «Поможем клоуну Роме», «Один-много», «Опиши фрукт»,«Чудесный мешочек». Загадки. |
4 Деревья | 1. Согласование существительных с числительными (один дуб, два дуба...), 2. Активизация качественных прилагательных (лист какой? кленовый, дубовый.). 3. Использование в речи глаголов, согласовывая их с существительными (лист кружится, опадает). 4. Активизация относительных прилагательных (дубовый, кленовый...). 5. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (дуб-дубочек, лист-листочек...). 6. Употребление предлога у. | 1. Игра «Посчитаем». 2. Игра «С какого дерева лист». 3. Игра «Назови ласково». 4. Игра «Подбери слово». 5. П\и «Листья».
| Групповая | Предметные картинки «Деревья». Схемы предложений. Разрезные картинки. | Беседа по данной теме воспитателями Разучивание под. игры «Листья». Дидак.гры «Назови дерево», «Какие листья?», «Много- один», «Считай и называй». |
ОКТЯБРЬ | |||||
«Осень. Признаки осени» | 1. Образование существительных ед. и мн.ч. в разных падежах. 1. Р.п.: Мало солнца, много туч. 2.Т.п.: Иду под дождем. 3. П.п.: Дети рассказывали о дождливой погоде, о серых тучах. 2. Активизация качественных прилагательных (дождь какой? холодный, сильный, долгий..). 3. Антонимы (Летом день длинный, а осенью короткий). 4. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (дождь-дождичек, лист-листочек..). 5. Развитие общей, мелкой моторики. | 1. Игра «Расскажи об осени». 2. Игра «Подбирай, называй, запоминай». 3. Игра «Назови ласково». 4. Игра «Скажи наоборот». 5. Игра «Сложи картинку». 6. П\и «Осень».
| Групповая | Предметные картинки признаки осени (идёт дождь, опадают листья и т.д.). Сюжетная картинки «Осень». Разрезные картинки. Презентация «Осень». | Прогулка в парк совместно с воспитателями. Разучивание под.игры «Осень». Беседы по сюжетной картине «Осень». |
«Овощи. Огород» | 1.Образование существительных единственного и множественного числа (помидор-помидоры, огурец-огурцы..). 2. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (огурец-огурчик, помидор-помидорчик..). 3. Согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде (один огурец, одна репа..). 4. Активизация глагольного словаря (Какие овощи срезают, выкапывают, срывают, выдёргивают). 5. Развитие общей, мелкой моторики. | 1.Игра «Один-много». 2. Игра «Что в корзине?». 3.Игра«Какие овощи». 4. Игра «Назови ласково». 5.Игра«Сложи картинку». 6. .П/и «В огороде». | Групповая | Предметные картинки по теме «Овощи». Разрезные картинки. Схемы предложений | Рассматривание овощей воспитателями. Разучивание под. игры «В огороде». Дид.игры «Лото», «Поможем клоуну Роме», «Один-много», «Назови ласково». |
«Фрукты. Сад» | 1.Образование существительных единственного и множественного числа (банан-бананы, яблоко-яблоки). 2. Закрепление формы творительного падежа существительных, отвечающих на вопрос с чем? (С чем лукошко? С апельсинами). 3. Согласование существительных с прилагательными (лимон – желтый, овальный). 4. Словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (яблоко-яблочко, апельсин-апельсинчик.). 5. Употребление существ. с наречием много (много яблок, банан.). 6. Развитие общей, мелкой моторики. Рассматривание фруктов, ягод воспитателями. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Подбирай, называй, запоминай». 3. Игра «Назови ласково». 4. Игра «Подбери пару». 5. Игра «Сложить картинки». 6. П/и «Яблоня». | Групповая | Предметные картинки по теме «Фрукты, ягоды» «Поможем клоуну Роме». Разрезные картинки. Схемы предложений. | Разучивание под. игры «Яблоня». Дидак. игры «Лото», «Поможем клоуну Роме», «Один-много», «Опиши фрукт»,«Чудесный мешочек». Загадки. |
«Дикие животные» | 1. Употребление существительных с суффиксами –онок, енок, ат, ят; -ищ (глазище, усище;); -к, -ик (усики, хвостики). 2. Образование притяжательных прилагательных Чей? Чья? Чьё? Чьи? 3. Родительный падеж множественного числа существительных. 4. Согласование прилагательных с существительными (медведь (какой?) 5. Наименование «членов семьи» животных. 6. Образование существительных единственного и множественного числа (медведь-медведи). | 1. Игра «Назови ласково». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Чей дом?». 4. Игра «Назови детёнышей». 5. Игра «Угадай-ка» 6. П\и «Я как белка в колесе».
| Групповая | Предметные картинки «Дикие животные». Схемы предложений. Игрушки животных.
| Беседа по данной теме воспит. Разучивание под. игры «Кролики». Дидак.гры «Чей, чья, чьё, чьи?», «Четвёртый лишний», «Назови семью», «Много-один»,«Не стало кого?», «Угости животных». |
НОЯБРЬ | |||||
«Домашние животные» | 1. Образование существительных мн.ч. от ед.ч. (жеребенок – жеребята, конь – кони, кот – коты). 2. Притяжательные прилагательные (морда (чья?) – лошадиная, коровья, собачья). 3. Образование существительных ед.ч. и мн.ч. в разных падежах: Р.п.: Нет коня – много коней, нет щенка – много щенят. Т.п.: Лошадь кормят сеном, а собаку мясом. 4. Образование глаголов с помощью приставок (собака – прибежала, подбежала). 5. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (кот-котик). 6. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Назови ласково». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Чей дом?». 4. Игра «Назови детёнышей». 5 Игра «Что у кого?» 6. Игра «Запомни и назови» 7. П\и «Кролики».
| Групповая | Предметные картинки «Домашние животные». Схемы предложений. Игрушки животных. Деревенский двор.
| Беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Кролики». Дидак.гры «Подбирай, называй, запоминай», «Четвёртый лишний», «Назови семью», «Много-один»,«Не стало кого?», «Угости животных». |
Животные севера. | 1. Образование существительных ед. и мн.ч., обозначающих детенышей: олененок – оленята, моржонок – моржата. 2. Согласование числительных с существительным в роде и числе: один моржонок, два моржонка, пять моржат. 3. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 4. Составление сложносочинённых предложений с союзом а 5. Антонимы. 6. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Назови семью». 3. Игра «Считай и называй». 4. Игра «Скажи наоборот». 5.П\и «Белый медведь».
|
| Предметные картинки «Животные севера». Схемы предложений. .
| Беседа по данной теме воспитателями Разучивание под. игры «Белый медведь». Дидак.игры «Считай и называй», «Назови семью», «Много-один», «Не стало кого?», «Угости животных». |
«Домашние птицы» | 1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 2. Отвечать на вопрос о ком, используя предлог о (Кто о ком заботится?). 3. Активизация глагольного словаря: Кто как голос подает? Способ передвижения. 4. Образование множественного числа имени существительных. 5. Притяжательные прилагательные (морда (чья?) – лошадиная, коровья). 6. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Назови ласково». 2. Игра «Один-много». 3.Игра«Чей дом?» 4. Игра «Назови детёнышей». 5.Игра «Четвёртый лишний». 6.Игра «Что у кого?» 7. П\и «Кролики». | Групповая | Игрушки животных по теме «Домашние птицы». Презентация игры «Четвертый лишний», «Кто у кого?».
| Рассматривание птиц воспитателями. Разучивание под. игры «Кролики». Дидак. игры «Лото», «Кто у кого?», «Один-много», «Назови ласково». |
«Зимующие птицы» | 1. Употребление предлогов в, на, под, за, над, с. 2. Согласование имён существительных с прилагательными. 3. Активизация глагольного словаря: Кто как голос подает? 4. Образование притяжательных прилагательных (перья ворона (чьи?) - вороньи).
| 1. Игра «Подбирай, называй, запоминай». 2. Игра «Скажи наоборот». 3. Игра «Из чего-какой?». 4. Игра «Кто как голос подаёт? 5. Игра «Чьи перья?». 6. Игра «Узнай птицу». 7. П/и «Снегири». | Групповая | Подгрупповая Наборное полотно, альбом «Круглый год», предметные картинки по теме «Птицы» Схемы | Прогулка в парк, наблюдения за зимними изменениями в природе воспитателями. Разучивание под. игры «Снегири». Дидак. игры «Расскажи о птице». Загадки. |
ДЕКАБРЬ | |||||
Зима. Признаки | 1. Употребление предлогов в, на, под, за, над, с 2. Упражнение в подборе глаголов к существительному (ветер – дует, воет, завывает; снег – кружится, падает, укрывает, покрывает, скрипит, сверкает). 3. Употребление имен существительных в форме винительного падежа единственного и множественного числа. 4. Согласование имён существительных с прилагательными. 6. Антонимы (летом дни жаркие, а зимой холодные | 1. Игра «Подбирай, называй, запоминай». 2. Игра «Скажи наоборот». 3. Игра «Из чего-какой?». 4. Игра «Кто как голос подаёт? 6. Игра «Узнай птицу». 7. П/и «Снегири». | Групповая | Наборное полотно, альбом «Круглый год», предметные картинки по теме «Зима» Схемы предложений.
| Прогулка в парк, наблюдения за зимними изменениями в природе воспитателями. Разучивание под. игры «Снегири». Дидак. игры «Расскажи признаки зимы».
|
Спорт. Здоровье | 1. Образование существительных ед. и мн.ч. в разных падежах. Р.п.: У меня нет лыж, велосипеда и мяча. П.п.: Репортаж о зимних соревнованиях лыжников, фигуристов состоялся. Т.п.: Мы пойдем на склад за рапирой, боксерскими перчатками, обручем. 2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (один обруч, два обруча, пять обручей). 3. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 4. Развитие общей, мелкой моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Посчитаем». 3. Игра «Скажи наоборот». 4. Игра «Сложное слово». 5. Игра «Дорисуй картинку». 6. П\и «Мы делаем зарядку» | Групповая | Предметные картинки «Спортивный инвентарь». Схемы предложений. Презентация «Виды спорта». Разучивание под. игры «Мы делаем зарядку». | Дидак. игры «Назови одним словом», «Лото», «Кому, что нужно?». |
Безопасность | НОД Пересказ рассказа «Как ребята переходили дорогу» 1.Расширить и закрепить представления детей о правилах безопасного поведения на улице. 2. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. 3Согласование числительных с существительными, согласование прилагательных с существительными, предлоги «в», «из»; 4Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух. | 1. Вопросы. 2. Беседа. 3. Загадки. 4. Игра «Два и пять». 5. Игра «Скажи наоборот». 6. П/и «Светофор». | Групповая | Презентация, мяч. Предметные картинки «Правила дорожного движения». | Загадки. Рассматривание картинок. Составление предложений по предметным картинкам. |
Новый год. Забавы 2 недели | 1. Изменять глаголы по времени (катается-катался-будет кататься). 2. Согласование числительных с существительными и прилагательными. 3. Употребление предлогов как в словосочетаниях, так и в полных предложениях. 4. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 5.Составлени е деформированных предложений. 6. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Составь предложение». 3. Игра «Доскажи слово». 4. П\и «Мы активно отдыхаем».
| Групповая | Схемы предлогов на, под. Презентация «Зимние забавы». | Беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Мы активно отдыхаем».
|
Январь | |||||
Одежда | 1. Называть части одежды (рукав, воротник, карман и т. д.). 2. Активизация приставочных глаголов (завязывать-развязывать, одевать-раздевать, зашивать-вышивать-пришивать). 5. Образование существительных единственного и множественного числа (куртка – куртки).. 6. Согласование существительных с прилагательными (куртка-красная, тёплая.). 7. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Назови части и целое». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Послушай-покажи». 4. Игра «Мой, моя, моё, мои». 5. Игра «Какой? Какая? Какие?» 6. Игра «Что пропало?». 7. П/и «Сколько обуви у нас». | Групповая | Предметные, сюжетная картинки по теме «Одежда, Схемы предложений. | Рассматривание одежды и беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Сколько обуви у нас». Дидак. игры «Магазин», «Один-много», «Посчитаем». Загадки. |
Головные уборы, обувь | 1. Активизация приставочных глаголов (завязывать-развязывать, одевать-раздевать, зашивать-вышивать-пришивать). 2. Употребление притяжательных местоимений (моя шапка, мои ботинки). 3. Понимание сложных инструкций (положи шарф на спинку стула, а шапку положи на стул). 4. Образование существительных единственного и множественного числа (шапка-шапки..). 5. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Назови части и целое». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Послушай-покажи». 4. Игра «Мой, моя, моё, мои». 5. Игра «Какой? Какая? Какие?» 6. Игра «Что пропало?». 7. П/и «Сколько обуви у нас». | групповая | Предметные, сюжетная картинки по теме «Головные уборы, обувь» Схемы предложений. | Рассматривание обуви и головных уборов, беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Сколько обуви у нас». Дидак. игры «Магазин», «Один-много», «Посчитаем». Загадки. |
Транспорт наземный | 1. Образование относительных прилагательных (Автомобильные шины из резины – резиновые; кабина из металла – металлическая), отвечать на вопросы какой? какая? какое? какие?. 2. Называть части целого предмета. 3. Употребление глаголов передвижения приставочных глаголов (уехал, приехал, отъехал, подъехал, переехал). 4. Антонимы. 5. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 6. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже 7. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Считай и называй». 3. Игра «Скажи наоборот». 4. Игра «Подбери, называй, запоминай». 5. Игра «Назови одним словом». 6. Игра «Из чего-какой?». 7. П/и «Гонки»
| Групповое | Игрушки разных машин. Мост из кубиков. Простые карандаши. Схемы предложений. Рассматривание машин и беседа воспитателями.
| Разучивание под. игры «Гонки». Дидак. игры «Поедем в гости», «Один-много», «Посчитаем». Загадки. |
Февраль | |||||
Транспорт воздушный водный | 1. Называть части целого предмета. 2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 3. Работа над слоговой структурой слова. 4. Развитие зрительного восприятия и внимания, тонкой моторики. 5. Составление и анализ предложений. 6. Развитие общей моторики. | Игра «Назови одним словом». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Телефон». 4. Игра «Что здесь нарисовано?». 5.П/и «Самолёт»
| Групповая | Схемы предложений. Предметные картинки «Воздушный транспорт». Разрезные картинки. | Разучивание под. игры «Самолёт». Дидак. игры «Назови одним словом», «Лото», «Один-много». |
Игрушки | 1. Предлоги. 2. Образование относительных прилагательных. 3. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 4. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 5. Упражнение в подборе глаголов к существительному (мяч-летит, прыгает, катится, падает, скачет). 6. Антонимы. 7. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Сложить картинки». 3. Игра «Из чего-какой?» 4. Игра «Сложить картинки». 5. Игра «Четвертый лишний». 6. Игра «Скажи наоборот». 7. П\и «Мячик мой» | Групповая | Разрезные картинки. Игрушки. Схемы предложений. | Рассматривание машин и беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Мячик мой». Загадки. Дидак. игры «Какой?Какая? Какие?», «Один-много», «Чего не хватает?» «Посчитаем».
|
Мебель | 1. Образование относительных прилагательных (шкаф из дерева – деревянный, шкаф для книг – книжный). 2. Называть части мебели. 3. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (кровать-кроватка). 4. Упражнение в речи предлогов у, около, под, на, за, из-за. 5. Согласование существительных с числительными один, три, пять. 6. Образование существительных единственного и множественного числа (диван-диваны). 7. Развитие общей моторики.
| 1. Игра «Назови ласково». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Назови части и целое». 4. Игра «Из чего-какой?». 5. Игра «Считай и называй». 6. Игра «Четвёртый лишний». 7. П\и «Много мебели в квартире» | Групповая | Мебель игрушечная. Цифры 1,3,5. Дом игрушечный. Схемы предложений. | Рассматривание мебели и беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Много мебели в квартире». Загадки. Дидак. игры «Какой?Какая? Какие?», «Один-много», «В гости», «Посчитаем», «Спрячь мячик»
|
Посуда | 1. Образование относительных прилагательных (фарфоровая, стеклянная, деревянная, металлическая). 2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных (тарелка-тарелки). 3. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 4. Согласование прилагательных с существительными в форме именительного и родительного падежей единственного числа. 5. Образование притяжательных прилагательных Чей? Чья? Чьё? Чьи? 7. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Какой? Какая? Какие?». 3. Игра «Жадина» 4. Игра «Из чего-какой?». 5. Игра «Что где лежит?». 6. Игра «Какая посуда спряталась на картинке?» 7. П\и «Чайник» | Групповая | Посуда (железная, фарфоровая, пластмассовая, деревянная). Картина-наложение. Схемы предложений. | Рассматривание посуды и беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Чайник». Загадки. Дидак. игры «Какой?Какая? Какие?», «Один-много», «В гости», «Посчитаем». «Ложка и стакан»
|
Март | |||||
О любимых мамах | 1. Употребление глаголов (шить- вязать-вышивать, вытирать-подметать-мыть-стирать-помогать и др.), прилагательных (старый-молодой, старший-младший, строгая-добрая), наречий (строго-ласково). 2. Образование однокоренных слов: мама, мамочка, мамуля 3. Согласование имени существительных с прилагательными. 4. Понимание логико-грамматических конструкций. 5. Антонимы. 6.Развитие общей моторики. | 1. Игра «Подбери признак». 2. Игра «Покажи, где». 3. Игра «Скажи наоборот». 4.П\и «Маму я свою люблю».
| Групповая | Фотографии семьи детей. Схемы предложений.
| Беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Маму я свою люблю».
|
Ранняя весна | 1. Образование существительных ед. и мн.ч. в разных падежах. Р.п.: В весенний день много света, луж, ручьев. Д.п.: Мы радуемся свету, лучам, теплу. Т.п.: Сходить в лес за березовыми ветками, березовым соком. П.п.: Мы жалеем зимой о весенних ручейках, цветах, теплом солнышке. 2. Подбор глаголов к существительному, согласовывая их в единственном и множественном числе (весна идет, спешит, торопится, наступает, приближается; ручьи бегут, журчат, спешат). 3. Антонимы. 4. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 5. Развитие мелкой моторики. | 1. Игра «Подбирай, называй, запоминай». 2. Игра «Скажи наоборот». 3. Игра «Назови ласково». 4. Игра «Какой?Какие?». 5.П\и «Кап, кап, Веснянка».
| Групповая | Предметные картинки по теме «Весна». Схемы предложений.
| Игра с мячом «Приметы весны». Разучивание под. игры «Кап, кап, Веснянка». Дидак.игры «Кто, что делает?», «Кораблик», «Один-много», «Назови ласково».
|
Человек и части тела | 1. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 2. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 3. Развитие зрительного восприятия и внимания, слухового внимания. 4.Развитие мелкой моторики | 1.Игра «Скажи наоборот» 2. Игра «Это я умею» 3.Игра «Назови ласково» 4.П/г « | Групповая | Дидактические материалы «Веселая анатомия» | Беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры « Мои ручки, мои ножки» |
Рыбы | 1. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. 2. Употребление родительного падежа существительного. 3 Образование существительных единственного и множественного числа. 5.Составление и анализ предложений. 6. Приставочные глаголы. 7.Развитие мелкой моторики. | 1. Игра «Скажи наоборот». 2. Игра « Какой? Какие? Какая?». 3. Игра «Один-много». 4. П/и «Рыбка».
| Групповая | Схемы предложений. Изображение реки. Предметные картинки «Рыбы». | Дидак.игры «Посчитаем», «Кто живет в пруду?», «Много-один», |
Апрель | |||||
Продукты питания | 1. Активизация глагольного словаря приставочными глаголами (наливать-подливать-выливать-переливать-разливать, приносить-уносить). 2. Различение понятий «варить-жарить-печь». 3. Употребление предлогов как в словосочетаниях, так и в полных предложениях с (С чем пьют чай? – С вареньем, с печеньем, с конфетой), из (Из чего сварили манную кашу? – Из манной крупы. Откуда наливают суп в тарелку? – Из кастрюли), в (В чем варят суп? – В кастрюле. Суп варят в кастрюле. Куда налили сок? – В бокал), на (На чем жарят котлеты? – На сковороде. Мама жарит котлеты на сковороде). 4. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 5 Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Поварёнок». 3. Игра «Скажи наоборот». 4. Игра «Жадина». 5. П\и «Мы месим тесто».
| Групповая | Разрезные картинки. Схемы предложений.
| Разучивание под. игры «Мы месим тест». Дидак. игры «Какой продукт на вкус?» «Поваренок».
|
Наши быстрые ракеты | 1. Употребление предлогов. 2. Согласование числительных с прилагательными. 3. Активизация приставочных глаголов. 4. Антонимы. 5. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 6.Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Доскажи слово». 3. Игра «Считай и называй». 4. Игра «Скажи наоборот». 5. П\и «Ракета».
| Групповая | Предметные картинки «Космос». Схемы предложений. Макет ракеты, земли | Беседа по данной теме воспитателями Разучивание под. игры «Ракета». Дидак.гры «Полетаем на ракете», «Что делает?», «Много- один», «Считай и называй». |
Перелетные плицы | 1. Образование существительных единственного и множественного числа (аист-аисты, соловей-соловьи). 2. Образование глаголов с помощью приставок: лететь – улететь, перелететь, вылететь, залететь, отлететь. 3. Активизация относительных прилагательных (у журавля-журавлиные). 4. Согласование существительных с числительными (один соловей, два соловья). 5. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Посчитаем». 2. Игра «Чьи крылья?». 3. Игра «Назови ласково». 4.Игра» Расскажи о птице». 5. Игра «Какой птицы не стало?» 6. П/и «Аист». | Групповая | Предметные картинки по теме «Перелётные птицы». Презентация игры «Чьи крылья?». Схемы предложений. | Рассматривание перелётных птиц воспитателями. Разучивание под. игры «Аист». Дидак. игры «Пары», «Один-много», «Опиши птицу». Загадки. |
Зоопарк | 1. Образование существительных мн.ч. от ед.ч.(верблюжонок – верблюжата, бегемот – бегемоты, жираф – жирафы). 2. Образование существительных в разных падежах (В Африке много жирафов, леопардов. Буду наблюдать за жирафами, кенгуру, леопардами, бегемотами). 3. Образование притяжательных прилагательных (морда – верблюжья, львиная). 4. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 5. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 7.Развитие общей моторики. | 1. Игра «Кто живёт в Африке?». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Назови ласково». 4. Игра «Чей, чья, чьё, чьи?». 5. Игра «Назови семью». 6. П\и «Жираф».
| Групповая | Предметные картинки «Животные жарких стран». Схемы предложений. Игрушки животных. | Беседа по данной теме воспитателями Разучивание под. игры «Жираф». Дидак.гры «Подбирай, называй, запоминай», «Назови семью», «Много-один»,«Не стало кого?», «Чей, чья, чьё, чьи?». |
Бытовые приборы | 1. Образование существительных в косвенных падежах. 2. Развитие фонематического слуха. 3. Совершенствование навыка слогового анализа. 4. Сложноподчиненные предложения со словами, потому что. 5. Совершенствование навыков словообразования (сложные слова). 6. Развитие мелкой моторики. 7. Образование существительных единственного и множественного числа. 8. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. | 1. Упражнение «Кому что нужно?». 2. Игра «Ящики». 3. Игра «Назови ласково». 4. Упражнение «Составь предложение». 5. Упражнение «Сложные слова». 6. Игра «Один-много». | Групповая | Предметные картинки «Бытовые приборы». Схемы предложений.
| Дидак. игры «Посчитаем», «Назови одним словом», «Лото», «Кому, что нужно?». |
Май | |||||
День победы | 1. Образование существительных Р.п. ед и мн.ч.: много (кого?) – моряков, солдат, летчиков, штурманов; много (чего?) – оружия, ракет, снарядов, обмундирования. 2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (одно орудие, два орудия, пять орудий). 3. Образование названий профессий с помощью суффиксов –чик, -ист (летчик, ракетчик, танкист). 4. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 5. Развитие общей, мелкой моторики.
| 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Кто служит в Армии?». 3. Игра «Считай и называй». 4. Игра «Исправь предложение». 5.П\и «Пограничники». | Групповая | Презентация «Военные профессии». Предметные картинки военной техники. Схемы предложений.
| Беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Пограничники».
|
Цветущая весна | 1. Образование сложных слов. 2. Составление предложений по картинкам. 3. Совершенствование грамматического строя речи. 4. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 5. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 6. Совершенствование навыка слогового анализа. 7. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Скажи наоборот». 2. Игра «Продолжи предложение». 3. Игра «Считай и называй». 4. Игра «Назови, какой?». 7. П/и «Грядка»
| Групповая | Сюжетные картинки. Схемы предложений. | Рассматривание и беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Грядка». Загадки. Дидак. игры «Какой?Какая? Какие?», «Орудия труда», «Чего не хватает |
Насекомые | 1. Образование существительных в разных падежах. Р.п. ед.ч. и мн.ч.: В поле много кузнечиков, бабочек, муравьев. Т.п. мн.ч.: Птицы питаются насекомыми: жуками и комарами. П.п. ед. и мн.ч.: Энтомолог рассказал о редкой бабочке и больших осах. 2. Образование глаголов с помощью приставок (ползать - уползти, переползти, выползти, отползти, заползти). 3. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже 4. Образование существительных единственного и множественного числа. 5. Употребление родительного падежа | 1. Игра «Закончи предложение». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Узнай, чьё крылышко». 4. Игра «Считай и называй». 5. Игра «Бывает –не бывает». 6. П/и «Гусеница»
| Групповая | Предметные картинки по теме «Насекомые». Схемы предложений. | Рассматривание и беседа по данной теме воспитателями. Разучивание под. игры «Гусеница». Загадки. Дидак. игры «Какой?Какая? Какие?», «Назови ласково», «Чего не хватает?».
|
Лето | 1.Закрепление представлений о лете и его приметах. 2. Согласование прилагательных с существительными. 3. Образование относительных прилагательных. 4. Составление предложений по сюжет. картинке «Лето». 5. Побор глаголов к существительным. 6. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Составь предложение». 2. Игра «Что делает?». 3. Игра «Какой? Какая? Какие?». 4.П/и «Угадайте, где мы были?». | Группы | Сюжетная картина «Лето» (презентация). Предметные картинки о признаках лета (солнце, зеленая трава, озеро и т.д.). | Запись пьесы А.Вивальди «Лето» (из цикла «Времена года»). Рассматривание и обсуждение с воспитателями картины «Лето». Слушание с муз.рук. пьесы «Лето» А.Вивальди (из цикла «Времена года»). Разучивание упраж. «Угадайте, где мы были?». |