Пояснительная записка
Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.
Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса получил положительную оценку РАН и РАО и включен Министерством образования и науки РФ в Федеральный перечень учебников, допущенных в 2008/2009 учебном году к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Место учебного предмета в учебном плане.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Рабочая программа по «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы профильного курса на базовом уровне в старшей школе Н.Д. Угриновича в объеме 70 часов (10 класс – 35 часов) и адаптирована к условиям нашей школы, т. е. на объем 140 часов (10 класс - 70 часов в год, 2 часа в неделю). При составлении тематического планирования было увеличено количество часов по темам.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства
Учебно – тематический план курса
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение. Информация и информационные процессы | 3 |
2 | Информационные технологии | 17 |
3 | Коммуникационные технологии | 15 |
Всего |
| 35 |
Раздел | Темы уроков | Кол-во часов | Дата
| Материально – техническое обеспечение | Примечание |
Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. | 1 |
| Компьютер |
|
Урок повторения и обобщения: «Информация». Тест. | 1 | Мультипроектор |
| ||
Контрольная работа №1 «Различные подходы к определению количества информации» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Тема 2. Информационные технологии | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв» | 1 | Мультипроектор |
| |
Создание документов в текстовых редакторах | 1 | Мультипроектор |
| ||
Создание и форматирование документов в текстовых редакторах. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа № 3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4 Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа | 1 | Мультипроектор |
| ||
Кодирование графической информации. Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Растровая графика. Практическая работа №6 «Растровая графика». | 1 | Мультипроектор |
| ||
Векторная графика. Практическая работа №7. «Трехмерная векторная графика» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Кодирование звуковой информации. Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Компьютерные презентации. Практическая работа №11 Разработка презентации «Устройство компьютера» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №12 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Двоичное кодирование чисел в компьютере. | 1 | Мультипроектор |
| ||
Электронные таблицы. Практическая работа №13 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Встроенные функции | 1 | Мультипроектор |
| ||
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №14 «Построение диаграмм различных типов». | 1 | Мультипроектор |
| ||
Практическая контрольная работа | 1 | Мультипроектор |
| ||
Тест «Информационные технологии» | 1 |
|
| ||
Тема 3. Коммуникационные технологии - | Локальные компьютерные сети.
| 1 | Мультипроектор |
| |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Практическая работа №16 «Создание подключения к Интернету. Подключение к Интернету и определение IP-адреса» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Всемирная паутина. Практическая работа №17 «Настройка браузера» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Электронная почта. Практическая работа №18 «Работа с электронной почтой» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы Практическая работа №19 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях» | 1 | Мультипроектор |
| ||
Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Практическая работа № 20 «Работа с файловыми архивами» | 1 | Компьютер |
| ||
Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №21 «Геоинформационные системы в Интернете» | 1 | Компьютер |
| ||
К.Р. Поиск информации в Интернете . Практическая работа №22 «Поиск в Интернете» | 1 | Компьютер |
| ||
Электронная коммерция в Интернете.. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа №23 «Заказ в Интернет-магазине» . | 1 | Компьютер |
| ||
Основы языка разметки гипертекста. | 1 | Компьютер |
| ||
Практическая контрольная работа №3 «Коммуникационные технологии» | 1 | Компьютер |
| ||
Повторение, подготовка к ЕГЭ | 1 | Компьютер |
| ||
Итоговый тест | 1 | Компьютер |
| ||
Анализ ошибок, допущенных в тесте | 1 | Компьютер |
| ||
Резерв | 1 | Компьютер |
|
Система контроля знаний обучающихся
Приложить контрольно – измерительный материал ( тематические и итоговые работы)
Четверть | Контрольные работы (тема) | количество | |
I четверть | Различные подходы к определению количества информации | 1 | |
II четверть | Информационные технологии» | 1 | |
III четверть | Поиск информации в Интернете .
| 1 | |
IV четверть | Итоговый | 1 | |
Всего за год |
| 4 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Компьютерный класс (сеть, сервер);
Выход в Интернет
Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
Мультимедиапроектор
Интерактивная доска
Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
Источник бесперебойного питания
Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Учебно-методический комплект для учителя:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
. Учебно-методический комплект для учащихся:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
4