Тема: Винительный падеж имен существительных.
Цель урока:
Повторить и систематизировать отличия имен существительных в именительном падеже и в винительном падеже.
Задачи урока:
Формировать
- умение определять винительный падеж слов;
- отличать винительный падеж от родительного (выявить несколько способов различения падежей);
- характеризовать имя существительное как часть речи и как член предложения (в именительном падеже работает подлежащим; в других падежах - второстепенный член предложения);
- развивать умение определять падежи существительного по вопросам и предлогам;
- развивать словарный запас и обогащать речь учащихся;
Ход урока
I. Оргмомент. Психологический настрой. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слайд № 2
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная – живуч.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
На доске: Язык – наш учитель, а каждое слово урок.
Учитель: - И пусть для каждого из нас язык станет учителем, а каждое слово- уроком.
Учитель: -А сейчас мы с вами продолжим наше путешествие по острову падежей. Путь наш лежит к высоте. Какой? Узнаете чуть позже. Ну, а чтобы успешно её занять выполним задания. Слайд № 3
II. Постановка цели и задач урока.
1. Минутка чистописания
Учитель: - Запишите элементы и буквы с первой строки. Запишите слова со второй строки
луна луну луны слон уши слона
2. Беседа по теме
- Слова какой части речи записаны на второйстроке?
- Что такое имя существительное?
- Как изменяется имя существительное?
- С каким падежом знакомились на предыдущем уроке?
- Что вы о нем знаете?
Составим кластер. (на доске)
Родительный падеж
Вопросы: кого?что? Вспомогательное Предлоги: на, за, про, в, через, под
слово: вижу
в предложении сущ. В.п второстепенный
член предложения
- В каком падеже стоят имена существительные?
- В каком слове при определении возникло затруднение?
- Почему?
- Как правильно определить: родительный или винительный падеж? Поставить 2 вопроса, подставить вспомогательные слова у Р.П. нет, а у В.П. вижу.
-Помогло ли это?
- Все ли мы знаем о В.п.?
- Сегодня мы будем преодолевать высоту под названием Винительный падеж на нашем острове падежей. Определите тему и задачи на сегодняшний урок.
III. Актуализация знаний.
1. Работа по вариантам 2 человека у доски с обратной стороны
Учитель: - Просклоняйте существительные:
I- вариант II- вариант
жара луна
2. Работа по карточкам для слабоуспевающих. ( 2 человека)
Карточка № 1
И.п. есть….
Р.п. нет….
Д.п. дам….
В.п. вижу…..
Т.п. горжусь….
П.п. думаю о…..
Самопроверка: сличение с эталоном на доске
3.Словарная работа. Слайд №5
Самопроверка по словарю «Пиши правильно»
Учитель: - А сейчас познакомимся с новым словарным словом. (малина)
Сообщение учащегося о происхождении слова малина
1. Работа в тетради
Физминутка.
Любопытная Варвара
Смотрит влево….,
смотрит вправо...
А потом опять вперед -
И немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслаблена.
Теперь Варвара вперед наклонилась,
Присела, поднялась, и села.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: - Какие цели урока мы поставили перед собой. Давайте постараемся решить их и поможет нам в этом учебник и наши герои Маша и Миша.
1. Построение проекта выхода из затруднения
Выполнение упражнения
Работа с учебником.
- Прочитайте задание.
- Что сейчас будем делать?
Самостоятельное выполнение, взаимопроверка
Чтение интриги в учебнике учащимися по ролям.
2. Учитель: - Вернемся к словосочетанию уши слона из минутки чистописания. Теперь можем определить.
V. Первичная проверка понимания
Еще раз обратите внимание на кластер.
1. Самостоятельная работа по учебнику
VI. Физминутка для глаз. (электронная) Слайд № 11
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель: - Вождь этого племени приготовил нам тестирование. Справимся ли мы?
1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)
а) Именительный - кто? что?
б) Родительный - кого? чему?
в) Дательный - кому? чего?
г) Винительный - кто? что?
д) Творительный - кем? чем?
е) Предложный - о ком? о чём?
2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.
а) уходить из дома г) увидеть коня
б) думать о книге д) отойти от дороги
в) увидеть фильм е) искать брата
3. Найди существительные женского рода винительном падеже.
а) любить бабушку г) мечтать о прогулке
б) рассказать папе д) играть во дворе
в) подойти к сестре е) книга о природе
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. Слайд № 13-14
Учитель: - Что нового вы узнали на уроке?
С каким падежом мы работали?
- Что вы о нём можете рассказать?
- Добавим еще одну запись в кластер.
Продолжите высказывания:
- Теперь я знаю…..
Теперь я смогу….
Было трудно…., но я…..
Было интересно……
Оценки за урок.
Резерв: в тетради
Домашнее задание: повторить таблицу падежей