«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тема урока «Внутренняя политика Екатерины 2 и просвещенный абсолютизм»

Урок "Внутренняя политика Екатерины II и просвещенный абсолютизм" построен на основе системно-деятельностного подхода к обучению. В разработке представлена организация групповой работы учащихся с различными источниками информации.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

13 января 2023 года

Тема урока «Внутренняя политика Екатерины 2

и просвещенный абсолютизм»

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с начальным периодом правления Екатерины 2, выделить сущностные характеристики понятия просвещенный абсолютизм и проанализировать мероприятия Екатерины 2 в данном русле

2. Продолжить формирование у учащихся умений проводить сравнительный анализ, обобщать учебный материал в таблицу

3. Показать роль Екатерины 2 в развитии Русского государства

Опрос:

1.Индивидуальный опрос:

А) внутренняя политика Елизаветы Петровны

Б) экономическая политика

В) правление Петра 3

2. исторический диктант

А) начало дворцовых переворотов

Б) 3 причины дворцовых переворотов

В) в хронологической последовательности правители эпохи дворцовых переворотов начиная с 1725 г.

Г) годы семилетней войны

Д) полководцы семилетней войны

Изучение нового материала:

Лейтмотив урока: - Ломоносов «Ода о восшествии на престол Екатерин 2»

Внемлите все пределы света
И ведайте, что может бог!
Воскресла нам Елисавета:
Ликует церьковь и чертог.
Она или Екатерина!
Она из обоих едина!
Ее и бодрость, и восход
Златой наукам век восставит
И от презрения избавит
Возлюбленный российский род.

Науки, ныне торжествуйте:
Взошла Минерва на престол.
Пермесски воды, ликовствуйте,
Шумя крутитесь в злачный дол.
Вы в реки и в моря спешите
И нашу радость возвестите
Лугам, горам и островам:
Скажите, что для просвещенья
Повсюду утвердит ученья,
прекрасны храмы вам.

1.Рассказ учителя о приходе к власти Екатерины 2

2. Рассказ учителя о Екатерине 2 – 10 интересных фактов о Екатерине

1. Имя “Екатерина” будущая императрица получила при крещении. Настоящее её имя – София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.

2. В эпоху правления Екатерины II произошло самое крупной в российской истории восстание, которое возглавил мятежный атаман Емельян Пугачев.

3. Она состояла в переписке со множеством европейских поэтов и писателей, в частности, с Вольтером и с братьями Гримм, знаменитыми сказочниками.

4. По её приказу было построено 144 новых города. Почти все они существуют и поныне.

5. Екатерина II мастерски овладела резьбой по кости и дереву, вязанием, вышиванием и гравировкой по металлу.

6. За всё проведённое на троне время она подписала лишь один смертный приговор, жертвой которого стал предводитель восстания Емельян Пугачев.

7. По приказу Екатерины II было открыто первое в стране учебное заведение для девушек – Смольный институт благородных девиц.

8. Она всегда рано вставала, в 5-6 часов утра

9. Во время распространения прививок от оспы народ относился к ним с недоверием. Чтобы побороть его, Екатерина Великая лично подала пример, вызвав из Англии известного врача и в числе первых получив от него прививку

10. Личная библиотека императрицы была поистине огромна. Она действительно очень любила читать, причём нередко она своей рукой оставляла заметки на полях книг.

3. Самостоятельное чтение текста учебника и отработка понятия Просвещенный абсолютизм

Просвещение –

Основные идеи Просвещения –

Просвещенный абсолютизм –

4. Рассказ учителя о противоречивости правления Екатерины 2: с позиции идей просвещенного абсолютизма и в духе укрепления крепостничества

Постановка учебной задачи: выделите мероприятия, проведенные в духе просвещенного абсолютизма и укрепления крепостного права

Просвещенный абсолютизм

Укрепление крепостничества



5. Организация групповой работы по основным направлениям внутренней политики Екатерины 2

Группа 1 – секуляризация церковного землевладения

А) секуляризация церковных земель – это

Б) какое ведомство было создано для управления данными землями

В) на какие категории были разделены монастыри

Г) почему данная реформа была в духе просвещенного абсолютизма

Д) определите роль Русской Православной Церкви после реформы

Группа 2 – Наказ Екатерины 2

А) что такое Наказ Екатерины 2

Б) выделите основные идеи Наказа на основе текста учебника стр.87-88 и дополнительного материала

Группа 3 – уложенная комиссия

А) цель созыва уложенной комиссии

Б) что такое уложенная комиссия

В) какие сословия были представлены

Г) какое сословие было лишено участия в деятельности комиссии

Д) дата начала работы комиссии

Е) почему деятельность комиссии была неудачной – знакомство с рубрикой «Суждения, оценки»

6. Защита деятельности групп – записи в сравнительную таблицу



Домашнее задание: параграф 14

Группа 1 – секуляризация церковного землевладения

Прочитайте текст учебника на стр.86-87 и дополнительный материал и ответьте на поставленные вопросы

Дополнительный материал - Секуляризация церковных земель

26 февраля 1764 г. вышел указ о секуляризации церковных владений. Все имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей, во владении которых находилось свыше 900 тыс. крестьянских душ мужского пола и 8,5 млн десятин земельных угодий, поступали в казну и передавались в управление Коллегии экономии. Монастырям были оставлены только небольшие сады, огороды и пастбища. Бывшие монастырские крестьяне получили название экономических. Им вменялось в обязанность платить в казну оброк, из которого казна выплачивала определённую сумму на содержание монастырей и архиерейских домов.

А) секуляризация церковных земель – это

Б) какое ведомство было создано для управления данными землями

В) какое количество церковных земель и крестьян перешло в государственную собственность

Г) на какие категории были разделены монастыри

Д) почему данная реформа была в духе просвещенного абсолютизма

Е) определите роль Русской Православной Церкви после реформы



Группа 2 – Наказ Екатерины 2

Прочитайте текст учебника на стр. 87-88 и дополнительный материал и ответьте на поставленные вопросы

«Наказ» Екатерины II

«Наказ Екатерины II Уложенной комиссии» — документ, излагавший взгляды Екатерины II на будущее законодательство и устройство России. «Наказ» был издан в июле 1767 г. и предназначался для депутатов Уложенной комиссии. Императрица использовала идеи и советы мыслителей европейского Просвещения. Книга распространялась не только в России, но и за рубежом, в некоторых европейских странах она была запрещена к распространению как излишне либеральная. «Наказ» состоял из вступления, 655 статей, разбитых на 22 главы, заключения и двух дополнений. В «Наказе» Екатерина провозглашала необходимость крепкой самодержавной власти, равенство граждан перед законом и «вольность» их в пределах законности. В «Наказе» оговаривался отказ от употребления пыток в уголовном судопроизводстве, отказ от смертной казни и жестоких наказаний. Екатерина II работала над «Наказом» около двух лет, показывая по частям своим приближённым. Однако излишний либерализм «Наказа» пугал придворных, и они старались уговорить Екатерину его ограничить. В итоге труд был сокращён, из него были исключены упоминания об ограничении крепостного права, улучшении положения крестьянства.

«Наказ» Екатерины II

«1. Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно.

 2. Полагая сие законом веры предписанное правило за вкоренившееся или за долженствующее вкорениться в сердцах целого народа, не можем иного кроме сего сделать положения, что всякого честного человека в обществе желание есть или будет, видеть всё отечество своё на самой вышней степени благополучия, славы, блаженства и спокойствия.

 3. А всякого согражданина особо видеть охраняемого законами, которые не утесняли бы его благосостояния, но защищали его ото всех сему правилу противных предприятий.

 4. Но дабы ныне приступите ко скорейшему исполнению такого, как надеемся, всеобщего желания, то, основываясь на выше писанном первом правиле, надлежит войти в естественное положение сего государства.

 5. Ибо законы, весьма сходственные с естеством, суть те, которых особенное расположение соответствует лучше расположению народа, ради которого они учреждены. В первых трёх следующих главах описано сие естественное положение».



А) что такое Наказ Екатерины 2

Б) выделите основные идеи Наказа







Группа 3 – Уложенная комиссия

Прочитайте текст учебника на стр.87-88 и дополнительный материал и ответьте на вопросы

Уложенная комиссия

На всё время работы комиссии депутаты обеспечивались казённым жалованием, навсегда освобождались от телесного наказания, пыток и казни. Полагалось им и жалованье сверх получаемого по службе: дворянам — по 400 рублей, горожанам — по 122, всем прочим — по 37. Имения депутатов не подлежали конфискации кроме случаев изъятия имущества за долги; судебные решения относительно депутатов не приводилось в исполнение без благословения императрицы; за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф; депутатам выдавался особый знак с девизом: «Блаженство каждого и всех». Общее число депутатов не было постоянным (колебалось в пределах 518–580 человек).

От государственных учреждений (т. е. чиновничества) было представлено 28 депутатов, от дворянства — 189 депутатов (по одному от уезда), от городов — 216 депутатов (по одному от города), от различных категорий крестьянства — 24 депутата, от однодворцев — 43 депутата, от казачества — 45 депутатов, от инородцев (осёдлых нерусских народов) — 34 депутата.

В итоге около 450 депутатов было избрано от сословных групп, составлявших менее 5 % населения страны, а 24 — представляли 12–15 % крестьян.

Большинство избранных комиссию инородцев не владели русским языком, и хотя их участие в заседаниях выглядело очень эффектно благодаря экзотическим национальным костюмам, но толку от этого участия практически не было.

Составлявшие большую часть населения России крепостные крестьяне вообще не имели в комиссии ни одного представителя.

А) цель созыва уложенной комиссии

Б) что такое уложенная комиссия

В) какие сословия были представлены

Г) какое сословие было лишено участия в деятельности комиссии

Д) дата начала работы комиссии

Е) почему деятельность комиссии была неудачной



Внутренняя политика Екатерины 2

Просвещенный абсолютизм

Укрепление крепостничества































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее