Литературная гостиная "Мелодия стихов"
(Для учащихся 5-8 классов).
Сценарий разработан учителем истории и обществознания, педагогом-библиотекарем Мазеевой Региной Вилевной СОШ п. Сорум.
Цель: сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к поэзии как отражению истории, подвига и духовных ценностей, раскрыть силу слова в передаче чувств патриотизма, памяти о войне и любви к Родине.
Задачи: познакомить школьников с творчеством поэтов XX века, чьи стихи стали символом эпохи (Блок, Симонов, Твардовский, Берггольц и др.); раскрыть ключевые темы произведений: Родина, война, жертвенность, надежда, память — через анализ образов и эмоциональное восприятие; развить навыки интерпретации поэтического текста: умение видеть метафоры, символы, связь стихов с историческим контекстом; создать условия для эмоционального погружения в эпоху с помощью мультимедиа (музыка, видео, театрализация);способствовать формированию гражданско-патриотических ценностей: уважение к подвигу предков, любовь к родной культуре, осознание важности исторической памяти; активизировать творческий потенциал учащихся через интерактивные форматы (обсуждения, рисование, совместное исполнение песен);
Оформление помещения: мягкое освещение, свечи, плакаты с цитатами из стихов, рисунки учеников на военную тему.
Экран для проекции (фото поэтов, кадры войны, природа России).
Музыкальное сопровождение: тихая инструментальная музыка (гитара, фортепиано), песни военных лет.
Вступительное слово ведущего (Звучит мелодия «Священная война» или «Журавли» в инструментальном исполнении).
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной, чтобы услышать «мелодию стихов» — ту, что звучит в строках о Родине, войне, утратах и победах. Каждое стихотворение — как нота в великой симфонии истории. Давайте вместе перенесемся в прошлое, где поэты становились солдатами, а слова превращались в оружие.
Ученик исполняет песню «Катюша» (или отрывок) под гитару/аккордеон.
Ведущий:
- Поэты всегда чувствовали душу России. Начнем с Александра Блока, чья «Русь» — словно колыбельная для нашей страны.
Чтение стихотворения «Русь» А. Блок (Спирина Е.)
(На экране - пейзажи русских полей, озёр, фоном звучит народная мелодия.)
Ведущий:
-Какие образы Руси вы запомнили? (Ответы из зала: «леса, дали, тайна».)
Ведущий:
- Любовь к Родине вдохновляла и на подвиг. Послушаем, как Константин Симонов видел «Родину» в годы испытаний.
Чтение стихотворения «Родина» К. Симонова (Мальцев Н.)
(После чтения — кадры военной хроники с солдатами.)
Ведущий:
- Война - это не только сражения, но и истории простых людей. Стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста» - баллада о мужестве и жертвенности.
Театрализованное чтение стихотворения «Сын артиллериста». (Ученики разыгрывают диалог Левицкого и майора Деева. На экране — анимированная карта боя.)
Ведущий:
- Как вы думаете, что сложнее: рисковать собой или посылать на риск другого?
Чтение стихотворения «Переправа» А. Твардовского
(Фоном — шум реки и взрывы. Чтец эмоционально передает напряжение.)
Мультимедиа: Видеоролик о военных переправах.
Чтение стихотворения Михаила Исаковского «Летели на фронт самолеты» (фото/видео военных самолетов)
Ведущий:
- О чем нам рассказывают эти стихотворения? (контраст войны и человечности). Во время минуты молчания еще раз задумайтесь над строками стихотворения Исаковского.
Минута молчания (Под метроном. На экране — горящая свеча.)
Ведущий:
- Война оставляла незаживающие раны в сердцах тех, кто ждал и терял близких. Поэт Алексей Плещеев в стихотворении «Что год, то новая утрата» говорит о горечи утрат, которые, как осенние листья, опадают с годами. Но даже в этой печали есть место светлой памяти...
Чтение стихотворения «Что год, то новая утрата» Алексея Плещеева
(На экране — осенние пейзажи, старые фотографии в рамке. Фоном звучит грустная мелодия для виолончели (например, «Элегия» Форе). Чтец делает паузы между строфами, подчеркивая глубину эмоций.)
Ведущий:
- Как вы думаете, почему поэт сравнивает утраты с осенними листьями? Может ли память стать утешением?
Ведущий:
- Но даже в самой густой тьме находится лучик света. Ольга Берггольц в стихотворении «Ласточка» видит в хрупкой птице символ непобедимой жизни...
Чтение стихотворения «Ласточка» (О. Берггольц) (На экране — летящая ласточка, весенние пейзажи.)
Интерактив: Нарисуйте свою «ласточку» — символ надежды. (Ученики рисуют на листах, затем показывают залу.)
Чтение стихотворения «В сорок пятом, в мае» Е. Долматовского
(Звучит марш «День Победы» вполголоса. Чтец читает с эмоциональным подъемом стихотворение)
Групповое исполнение песни «День Победы» (все участники и зрители).
Ведущий:
- Сегодня стихи стали для нас мостом между прошлым и настоящим. Возьмите с собой эти строки - они учат любить, бороться и верить. Спасибо, что были с нами!
(Звучит тихая мелодия «На безымянной высоте». Ученики дарят гостям бумажных ласточек с цитатами из стихов.)


