«Зимний фестиваль знаний 2025»

Тема урока. Разнообразие водорослей. Отдел зеленые водоросли. Их значение в природе и жизни человека.

Тема урока. Разнообразие водорослей. Отдел зеленые водоросли. Их значение в природе и жизни человека.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока . Разнообразие водорослей. Отдел зеленые водоросли. Их
значение в природе и жизни человека.
Цель урока: учебная: сформировать у учащихся понятие о разнообразии водорослей,
изучить особенности строения зеленых водорослей, их разнообразие;
развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, внимание, пам,

ять, воображение, культуру

устной речи;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к родной природе.
И. Организационный момент
Добрый день, дети! Приготовили учебник и тетрадь, дневник, ручка, карандаш,
линейка.
ИИ. Актуализация опорных знаний.
«Рассказ Мюнхаузена».
Видимо все вы любите и знаете сказочных героев. А помните барона
Мюнхаузена? Странствуя, он рассказывал вымышленные истории. Остроумный он был
фантазер. Но иногда допускал ошибки. Послушайте его сказку и найдите
биологические ошибки. Попробуйте их исправить. «Однажды я оказался на
необитаемом острове. На этом острове я встретил много интересного и необычного.
Но больше всего меня позабавили необычные живые организмы – водоросли. В них
были крупные крепкие корни. (водоросли корней не имеют). На стеблях были
расположены листья, которые напоминали листочек одуванчика.( у водорослей нет
листья). Но самыми интересными у водорослей были нежно-розовые душистые цветки и
сочные небольшие плоды, (не имеющие цветка, а значит и плода), которые были
основной пищей для всех птиц, проживавших на этом острове."Какие ошибки
были допущены бароном?
«Разорванная шпаргалка».
Ученики, готовясь к уроку, заготовили шпаргалки. И один из их одноклассников
решил над ними подшутить и разрезал их на части.. Помогите сложить эти
шпаргалки. Я вижу, друзья, что многому вы научились на предыдущих уроках, и
такие живые организмы, как водоросли не оставили вас равнодушными.
III. Мотивация учебной деятельности.
Посмотрите, дети, на доску, достройте незавершенный цепочка.
Водоросли: Красные, Бурые, Диатомовые,...Зеленые. Сегодня мы продолжаем изучать
многообразие водорослей.
IV. Сообщение темы и цели урока.
Записываем дату. 17 декабря.
Классная работа.
Тема урока . Разнообразие водорослей. Отдел зеленые водоросли. Их
значение в природе и жизни человека.
Цель урока: охарактеризовать отдел Зеленые водоросли, закрепить навыки работы
с микроскопом.
Проблемный вопрос.
Способ ведут растительные организмы? Прикрепленный. А потому неподвижен. Ли
так это? В течение урока мы ответим на вопрос: действительно Ли все водоросли
неподвижные?
V. предоставление необходимой информации.
Рассказ с элементами беседы. К отделу Зеленые водоросли относят около
20 тыс. видов, распространенных преимущественно в пресных и соленых водоемах, а также на
влажных участках суши. Почему этот отдел водорослей назван зеленым ? Среди
пигментов, что есть в их клетках, преобладает хлорофилл, который придает этим водорослям

зеленой окраски. По строению тела (слоевища, талома) водоросли подразделяются на
одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. Начертить схему в тетради.

ЗЕЛЕНЫЕ ВОДОРОСЛИ
(по строению талом)

одноклеточные многоклеточные
(хламідомонада, хлорелла, протокок) (улотрикс, спирогира,ульва)

колониальные
(вольвокс)

Клетки водорослей имеют клеточную оболочку, в цитоплазме есть все органоїди,
присущи растительным клеткам. Хлорофилл содержится в хлоропласте. В состав
клетки зеленой водоросли входят Тельца белковой природы-пиреноиды, вокруг
них откладываются запасные питательные вещества. Зеленые водоросли запасают крахмал.
Размножаются водоросли бесполым и половым способами.
Более подробно со строением зеленых водорослей мы ознакомимся во время
выполнение лабораторной работы на примере хламидомонады и спирогиры.
VI. Выполнение лабораторной работы.
Прежде, чем приступить к выполнению лабораторной работы подчеркиваю еще раз
правила работы с микроскопом.
Итак, записываем: Лабораторная работа No8.
Тема. Строение водоросли. Работаем по инструктивным карточкам на
с. 108.
Зачитайте цель на с. 108.
Ознакомимся с одноклеточной зеленой водорослью на примере хламидомонады.
Пишете посередине строение хламидомонады
Рассматриваем строение хламидомонады рисунок 62 на странице 105.
имеет клетка хламидомонады? Пользуясь
текстом учебника страница 104, дайте
ответ на этот вопрос. Клетка
хламидомонады имеет грушевидную форму.
На парте у каждого есть готовые изображения
клетки хламидомонады. Обозначим каждую
органеллу.
Снаружи клетка покрыта...клеточной
оболочкой. Обозначаем ее цифрой 1.
Записываем 1-клеточная оболочка.
На переднем, более узком конце тела
содержатся жгутики. Это органы движения. За

помощью их эта водоросль движется. Обозначаем. 2 –жгутики
Внутри клетки расположен чашевидный хроматофор. Обозначаем цифрой
3.
в котором содержится пиреноид. Это зона, в которой накапливаются питательные вещества,
например крахмал. Обозначаем 5. Клетка одноядерная. 6-ядро. Оно свободно
размещается в цитоплазме – 7. Имеет сократительную вакуоль - 8 и светочувствительные глазок (
стигму) - 9, с помощью которого они чувствуют свет и движутся к нему.
Этакая она хламидомонада. Это одноклеточная водоросль. но есть еще и многоклеточные.
Рассмотрим строение многоклеточной водоросли спирогиры. На предметном столике
микроскопа содержится микропрепарат спирогиры. Рассмотрите его при малом
обратите внимание, дети, какая форма слоевища у этой водоросли? Нитчатая. Ладно
видно хроматофор. Какой он имеет вид? Спиралевидный. Посередине пишем
Строение спирогиры
У вас на партах есть изображение нити спирогиры.
Обозначим органеллы. Записали.
Спирогира-одна из самых распространенных зеленых нитчатых водорослей у пресноводных
бассейнах. Длинные нити слоевища образуют сплетения (грязи) ярко-зеленого
цвета, к субстрату они не прикрепляются и свободно плавают в воде. Клетка
имеет оболочку, укрытую слизью, большое ядро с ядрышком, "подвешенным" на
цитоплазматических тяжах, лентовидный спирально закрученный хроматофор и
большую вакуоль.

1-клеточная
оболочка
2-Цитоплазма
3-Ядро
4-Вакуоля
5-Хлоропласт

VII. Физкультминутка
Дети, отдохнем. Поиграем игру»Верю-не верю". Если верите, киваете головой
вниз, если нет, то поворачиваете голову слева направо. О, а кто это был невнимательный на
уроке?
Игра " Верю - не верю»
1 верите ли вы, что водоросли-высшие растения -
2 тело водорослей не почленено на органы+

3 среди водорослей есть только многоклеточные-
4 Размеры водорослей бывают микроскопические и гигантские+

5 водорослям характерна способность к фотосинтезу+
6 Кроме хлорофилла водоросли имеют другие пигменты +

7 водоросли имеют хорошо развитую корневую систему-
8 жизнь всех водорослей связана только с водной средой-
9 размножаются водоросли половым, нестатевым и вегетативным способом +

10Водорості можно встретить в глубинах океана там, куда не попадает свет -
11Водорості — низшие растения+
VIII. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
Отдохнули немного? Мы ознакомились со строением хламидомонады и спирогиры и
видим, что есть у них общие черты и отмене. Это мы отметим в заключении. Пишете:
Вывод. Сравните изображение водостей, что есть у вас в тетради.
Ответьте на следующий вопрос (на мультимедия): что есть общего у
строении хламидомонады и спирогиры? Общим является наличие клеточной стенки, ядра и
хлорофилла в хроматофорах.
Но между ними есть и отличительные черты. Вы их переносите в таблицу. Таблицы заготовлены
и есть у каждого из вас. Делаете это быстро. Кто первый напишет, тот поднимает руку.
Так, дети, проверим!
Первый признак. Прошу... Все согласны?
Помните ли дети, какой был у нас проблемный вопрос? Могли ли вы дать
на него ответ?
IX. Итог урока.
На сегодняшнем уроке мы ознакомились с отделом Зеленые водоросли и
сравнили строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Хочется отметить
ответы таких учеников... Ответы логично построены, ученики не допускали
биологических ошибок. а потому заслуживают таких оценок...
Ответ ... была не полной, допущены ошибки
Х. Домашнее задание.
Запишите домашнее задание. Проработать параграф 25 ( 104-108), обратить
внимание на особенности процессов жизнедеятельности зеленых водорослей, в частности
питание, дыхание, размножение.
Урок закончен. До свидания.

Интерактивное упражнение " микрофон»
o на уроке мы выучили....
o мне больше всего запомнилось...
o эти знания мне пригодятся...
o Я бы хотел в будущем...

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее