Тема урока: отдел папоротникообразные. Общая характеристика.
Разнообразие папоротников.
Цели. Сформировать у учащихся знания об особенностях строения папоротникообразных и процессов
жизнедеятельности, их роль в природе и жизни человека, разнообразие
Стараться развивать познавательную деятельность учащихся.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края, стремление к охране и
сохранение окружающей среды.
Основные понятия и термины: вайи, сорусы.
Оборудование: таблицы "жизненный цикл щитника мужского", " разнообразие
папоротникообразных”, рисунки 11 видов папоротникообразных, занесенных в Красную книгу
Украины, гербарные образцы, учебники.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы:
1. Технічнее:
* компьютер
* проектор
2. Программное:
* презентация
* видеофрагменты
3. Лабораторное:
* гербарии
* живые растения
4. Методическое:
* сценарий урока
* практикум для самостоятельной работы
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прием: минута настроения
2. Ціленаправленість
Прием: настрой на успех
3. Проверка домашнего задания.
Место:
плановая работа
самопроверка
выполнение самостоятельной работы
Ученики обмениваются шпаргалками, которые они сделали дома, и пытаются раскрыть
содержание и оценить их. Другим заданием можно предложить ученикам, пользуясь
своими шпаргалками, пересказать текст учебника. Оцениваются полнота и
правильность пересказа. После этого можно предложить пересказать текст без
шпаргалки.
4. Изучение нового материала. Сообщение темы, цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности.
Папоротникообразные — это отдел, который охватывает около 10 тысяч видов, и
представлен большей частью травянистыми растениями. Однако есть среди них кусты и
древовидные растения, распространенные в тропических лесах. Несмотря на значительную
разнообразие, всем папоротникообразным присущи следующие черты: листкостебельное строение,
наличие настоящих корней (у большинства это придаточные корни, отходящие от
корневища), листья относительно крупные, то есть являются фактически упрощенными ветвями,
преобладание в цикле размножения спорофіту (демонстрация таблицы «Разнообразие
папоротникообразных»).
Наиболее распространенными являются папоротникообразные, которые в своем цикле образуют одинаковые
споры (равноспоровые). Из каждой такой споры вырастает двуполый заросток (с антеридиями
архегониями).
Подземная часть представлена корневищем с придаточными корнями.
Наземная часть-это листки спорофита, которые называют ваш. У основания они
покрыты сухими бурыми чешуйками, которые защищают молодые листья от заморозков и засухи.
Молодые листья туго закручены в характерные для папоротникообразных "завитки". Листья
могут быть цельными или перисто - или двічіперисторозсіченими.
Размножаются папоротникообразные вегетативно, бесполо (спорами) и половым
способами.
2) демонстрирование таблицы „жизненный цикл щитника мужского”. Объяснение.
Спорангии у папоротников располагаются на нижней поверхности листьев. Они собраны кучками
и называются сорусами. В спорангиях созревают споры, которые впоследствии высыпаются и
разносятся ветром. В благоприятных условиях из спор образуются обоеполые гаметофиты.
Они имеют вид зеленой сердцевидной пластинки, которую еще называют заростком.
Снизу есть ризоїди и образуются органы размножения — антеридії і архегонії. В
антеридиях образуются подвижные мужские половые клетки-сперматозоиды. Женские
клетки неподвижны. Для оплодотворения необходим дождь или обильная роса. По воде сперматозоид
проникает в архегоний и оплодотворяет яйцеклетку. Образуется зигота. Из зиготы образуется
новый спорофит, питающийся за счет гаметофита, пока в нем не начнется процесс
фотосинтеза.
Значение в природе и жизни человека*
3) рассказ или работа с учебником (проработка соответствующего фрагмента
статьи).
Самыми распространенными представителями папоротников в Украине являются щитник мужской,
безщитник женский, орляк, многоножка (демонстрация изображений или гербарных
образцов).
Щитник мужской-многолетний папоротник семейства Щитниковые. Растет по всей
территории Украины в лиственных и смешанных лесах, на опушках. Имеет короткое толстое
горизонтальное корневище (видоизмененный побег, густо покрытый остатками черешков).
Короткочерешковые листья собраны у корневища в воронковидный пучок. На листьях
образуются крупные округлые сорусы. Спороносить папоротник в июне-июле. Корневище
щитники мужского используют для удаления из человеческого организма ленточных
глистов. Следует помнить, что щитник мужской-ядовитое растение, поэтому лечение
нужно осуществлять только под наблюдением врача.
Орляк обыкновенный-одно из самых распространенных папоротникообразных растений Украины.
Ветвистое черное корневище содержится на значительной глубине. Оно богато крахмалом (46%),
а листья этого папоротника обладают противогнилостными свойствами. Корневище применяют в
пивоварении, для изготовления клея. Клей из папоротника не растворяется в холодной воде,
поэтому бумага и ткань, пропитанные им, не промокают и не пропускают воздух.
Корневище орляка содержит дубильные вещества.
Листья этого папоротника используют на подстилку скоту. Качество навоза значительно
улучшается, потому что он содержит много калия. Орляк употребляют и в пищу. Из молодых, еще не
раскрученных побегов папоротника готовят блюда, которые по вкусу напоминают спаржу. В
народной медицине корневище орляка используют как средство против глистов, кашля,
золотухи, ломоты. Есть сведения, что корневище растения содержит ядовитые вещества, поэтому
пользоваться им надо осторожно.
Папоротник страусовое перо, паперушина имеет очень оригинальный вид. Паперушина
- декоративное растение, оно является экзотическим украшением наших парков и скверов, домашних
садиков. Надо учесть, что она требует много влаги, любит нагіівзатінок.
Паперушина дает отводки, которые можно отделить и перенести на новое место. Такое
вегетативное размножение этого растения могло бы обеспечить ее широкое распространение. Ведь
страусовое перо случается в Украине теперь редко. По данным г. Смыка (1990), увидеть эту
папоротник можно в Карпатах. Сохранились единичные местообитания паперушини на
Черниговщине (возле села Корюковка), Сумщине (Глуховский, Сумской районы),
Черкасщине (возле Канева), Харьковщине (возле Чугуева и Харькова). В степи растет она лишь
на Днепропетровщине.
У этого растения споры образуются на специальных листьях, которые отличаются от
обычных зеленых листьев. Спороносные листья паперушины в пять-семь раз короче
обычных вегетирующих, разделенные на короткие закрученные зеленоватые дольки. Появляются
они в начале второй половины лета — накануне Ивана Купала. их необычная,
своеобразная форма, видимо, и привлекла внимание человека. Возможно, что в далекие времена и
родилась легенда о цвете папоротника. Ведь многое в ней соответствует действительности:
этот папоротник в темном лесу, а молодые листья со спорангиями слегка люминесцируют.
Сальвиния плавающая-однолетнее растение, которое относится к отделу
Папоротникообразные. Интересным является то, что этот папоротник, кроме необычной формы, умеет плавать.
Она образует большие заросли на поверхности воды в водоемах юга Украины. Корней у
сальвинии нет, а их функции выполняют погруженные листья. На стеблях растения
развиваются три ряда листьев: два — из эллиптических плавающих, третий — из погруженных
корневидных. А считают погруженные части растения листьями потому, что на них
развиваются сорусы со спорами, которые на корнях расти не могут, а развиваются лишь на
листьях. Споры у сальвинии разные по размерам и назначению. Это — різноспорова
растение. Осенью растения отмирают, а созревшие сорусы опускаются на дно. Весной с
них выходят споры и вытекают на поверхность воды. После оплодотворения развиваются новые
плавающие растения-Сальвинии.
Папоротники участвуют в образовании растительных группировок и накоплении органической
вещества. Большое значение сыграли папоротникообразные в образовании каменного угля. В
пластах угля по всему земному шару до сих пор находят их окаменевшие останки.
В Красную книгу Украины занесено 11 видов папоротникообразных: гронянка
полумесяцевую, вудсию альпийскую, вудсию Эльбскую, аспления черного, анограмму тонколистную,
краешка Персидского, нотолену марантову, адианта венериного волоса, птериса
Критского, марсилию четырехлистную, сальвинию плавающую (демонстрирование соответствующих
изображений).
Физкультминутка
В этом случае, выполняем разминку для глаз. Выполняем физические упражнения "бабочка", в
сопровождении звуков природы. В конце рекомендуется выполнить Упражнение «аплодисменты», чтобы
активизировать рецепторы кожи.
Лабораторная работа No 14
Тема, строение щитника мужского.
Цели. На примере щитника мужского изучить особенности строения
папоротникообразных.
Оборудование и материалы: гербарные образцы папоротника, микроскоп, микропрепарат
„Сорус папоротника”, учебник.
Ход работы
1. Рассмотрите спороносну растение папоротника. Найдите корневище с корнями, что
отходящие от него листок. На нижней поверхности листа найдите бурые бугорки-сорусы.
2. Схематично нарисуйте щитник. На рисунке отметьте корневище
(видоизмененный побег), листья, сорус.
3. На мікропрепараті “Сорус папоротника” рассмотрите спорангии с помощью
микроскопа при увеличении в 56 раз и споры при увеличении в 300 раз. Нарисуйте
увиденное.
Сделайте выводы по результатам проделанной работы.
Упражнения для закрепления знаний.
Подумайте и выполните: установите последовательность в цикле развития папоротника
А. попадание спор во внешнюю среду.
Б. формирование зародыша
В формирование архегониев и антеридиев
Г формирование спорофита
Д. Формирование зиготы
Е. образование сорусов и созревание спор
1 2 3 4 5 6
Э А Б В Д Г
Разнообразие папоротников.
Этот материал должно изучать на основе коротких сообщений учащихся, которые они
заранее приготовили дома (особую роль уделить папоротникам, которые растут в наших
лесах и домах), которые сопровождать слайдами презентации.
Значение
папоротника в природе и в жизни человека.
Диалог, в котором можно рассмотреть картинку на слайде и найти значение папоротника в
природе и в жизни человека, а также использовать видеофрагмент.
5. Рефлексия.
* Что нового и интересного вы узнали в классе на уроке
* Какое значение имеют эти полученные знания в нашей жизни
* Чтобы еще вы хотели узнать о папоротнике
• Кто из одноклассников удивил вас своим ответом
* Выставление оценок, подведение итогов ученического рейтинга во время урока.
6. Домашнее задание.
Материал параграфа No 41 проработать, заполнить таблицу (четыре вида папоротников),
написать сообщение о хвощи плауны (по желанию).
Характерные особенности папоротникообразных
Noз/п Среда
жизнь
Жизненные формы значения в
природа
Значение
жизни человека
1.
2.
3.
4.
7. Окончание урока.
Самостоятельная работа по теме " отдел мохообразные»
1. Растение не относится к Мохообразных?
1. Сфагнум 2. Кукушкин лен
3. Ламинария 4. Маршанция
2.Каким числом на рисунке обозначен гаметофіт Політриха обычного?
3. как называют нить, выросшую из спора сфагнума?
1. Протонема 2. Гаметофіт
3. Спорофит 4. Ризоид
4. Какие образования имеют мхи вместо корней?
1. Ризоиды 2. Протонема
3. Споры 4. Гаметофит
5. Чем представлен спорофит у сфагнума?
1. Ризоидом 2. Коробочкой
3. Листком 4. Протонемой
6. У которого моха в стеблях и листьях встречаются мешковидные клетки, заполненные
воздухом
или водой?
1. Кукушкин лен 2. Маршанція
3. Ламинария 4. Сфагнум
7. Какие полезные ископаемые образуются в результате перегнивания мхов в геологические
эпохи?
1. Нефть 2. Мел
3. Песок 4. Торф
8. Как называется раздел ботаники, который изучает мхи?
1. Бриология 2. Эмбриология;
3. Систематика 4. Микология
9. Как проходит размножение мхов?
1. Семенами 2. С помощью спор
3. Корневищем 4. Листьями
10. Какие условия окружающей среды необходимо для размножения мхов?
1. Вода 2. Высокая температура
3. Низкое атмосферное давление 4. Сухая погода