«Зимний фестиваль знаний 2025»

Тема урока: Нахождение площади произвольных треугольников и многоугольников

Тема урока: Нахождение площадей произвольных треугольников и многоугольников.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Формы работы обучающихся: Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

Базовый учебник: Математика. 4 класс авторы: И.И. Аргинская,

Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина

Оборудование: компьютер и мультимедийная презентация; цветные геометрические фигуры, диск « Уроки Кирилла и Мефодия»

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Нахождение площади произвольных треугольников и многоугольников.

Цель урока: научить находить площади треугольников, многоугольников, а также фигур, представляющих собой комбинацию простейших геометрических фигур.

Задачи: применять формулу площади прямоугольного треугольника и прямоугольника для нахождения площадей остроугольного, тупоугольного треугольников и фигур сложной формы;

- развивать умение осознавать и формулировать учебную цель;

- проверять по ходу работы и после работы ее правильность;

- работать самостоятельно и вместе с товарищами;

- развивать умения анализировать, выбирать формулы, составлять действия по плану, обобщать, систематизировать;

- делать вывод.


Ход урока:





1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок. Помогите мне в этом. Меня зовут С.Н. У нас на уроке много гостей. Поприветствуйте их! (Дети здороваются и садятся).

Я дарю тебе ДОБРО, ты даришь мне ДОБРО, мы дарим всем ДОБРО!



2 . Самоопределение к деятельности.

- Математика – наука точная, еще древний философ Платон говорил: «Математика приближает разум  к истине». А значит, ответы должны быть верными.

- А вот современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…».

- Вы согласны с этим утверждением? (Нет, тогда что мы на уроках делаем?)

- Дело в том, что у этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл, но вот какой и какое, же у фразы продолжение, мы узнаем в конце урока.








3. Подготовка к основному этапу урока.


Гимнастика для ума. (Математический диктант) 72м2

40см


12м





-Какой рисунок соответствует заданию?

- Ширина огорода 12 метров, а длина в 3 раза больше. Найдите длину. (36 м)


- Окно имеет форму квадрата со стороной 40 сантиметров. Чему равен периметр? (1600 см)


- Площадь поля 72 квадратных метра.1\2 площади засеяли пшеницей. Чему равна незасеянная площадь? (36 м2)


- Какой длины потребуется проволока для прямоугольной рамки, если длина рамки 25 сантиметров, а ширина 5 сантиметров? (60 см)


Ответы на карточках вывешиваем на доске.

(Сравнение записи на доске с записью в тетради. Если правильный ответ, то «+» на полях)

4. Актуализация знаний учащихся.



-На доске закреплены цветовые различные геометрические фигуры.


В геометрии встречаются различные фигуры.


- Назовите фигуры, которые вы видите. (прямоугольник, треугольники, квадрат, круг, многоугольник) (со стр.50)






-Разделите эти фигуры на две группы и объясните, почему?

-Дети называют прямоугольник, прямоугольный треугольник и квадрат, потому что знаем как находить их площадь.

Данные фигуры вывешиваются отдельно.


-А как найти их площадь? Под каждой фигурой напишите соответствующую формулу нахождения площади.

(Трое учащихся выполняют работу на доске. Остальные проверяют правильность написания формул. Если работа выполнена правильно, то фигура разворачивается. На обратной стороне фигуры записана формула нахождения площади.)

- А что делать с остальными фигурами? Как найти их площади? (варианты ответов)

-Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока? ( Нахождение площади произвольных треугольников и многоугольников)

Какую цель мы ставим перед собой? (Будем учиться находить площадь произвольных треугольников и многоугольников).


 5.Проблемное объяснение нового знания

-Я предлагаю вам, разделиться на пары и попробовать найти площадь данного треугольника. (Всем раздается фигуры треугольников, разные по цвету, но одинаковые по форме и размеру:

a=6см, b=5см, c=5см)

-Необходимые инструменты можно взять на столе. (Палетка, ножницы, листочки)


- Практическая работа (в парах). Дети находят удобным способом площадь четырехугольника. Возможные способы:

- при помощи палетки

-достраивая до прямоугольника

-разбив на известные фигуры

Итак, подводим итог работы, что у вас получилось? (Ребята записывают варианты решения этой задачи)

1 вариант:

2 вариант:


3 вариант: при помощи палетки:

͌͌͌ -А где используют палетку?

-Посмотрите, все ответы получились одинаковыми, значит, решили все верно. Но какое решение в нашем случае нерациональное? (потому что приближенное, для нас важен точный ответ)

-А какой способ вам больше понравился? Его и используйте!

-В старших классах вы познакомитесь с более точными формулами нахождения площади различных фигур, но и сейчас вы уже можете многое!

-Делаем вывод: Как же найти площадь произвольного треугольника или многоугольника?

Составление плана на доске:

  1. Разбить на фигуры площадь которых мы умеем находить.

  2. Найти площадь прямоугольника по формуле: S=a*b

  3. Найти площадь прямоугольного треугольника по формуле: S=(a*b):2

  4. Полученные результаты сложить (вычесть)

(Разбить многоугольник на фигуры, площадь которых мы умеем находить…)

-Оцените себя на полях, если решили верно, то «+»

-Почему мы должны знать, как находить площадь многоугольников? Где нам это может пригодиться в жизни? ( При нахождении площади огорода, в строительстве, при ремонте, в ателье при раскрое ткани и др.)

- Знания и умения находить площади многоугольников полезны в любой профессии. Работники сельского хозяйства (агроном),чтобы рассчитать необходимое количество зерна для посева, в строительстве (инженеру) в проектировании дома, картографу, геодезисту.

6. Физ.минутка (видео)

7.Первичное закрепление

-А теперь попробуем знания применить на практике.

Страница учебника26. №50 (1) (ответ: 7*3=21 см2)

-Попробуйте найти площадь данной фигуры. Каким способом будете находить?

- Проверка:

-Что это за фигура?

-Как найти площадь данной фигуры? Объясните свой выбор? (Пояснение по плану на доске)

2. Сам. Работа по вариантам №50(3) Выберите себе задание,1-простое,

2-посложнее.(

1вариант:

2 вариант:

-В каких единицах ведете измерение? (мм)

1)100+250=350 мм2

2)225+600=825 мм2

Взаимопроверка: Объясните свой выбор решения? Решение на слайде! (Оцените «+», если верно решено)




*Дополительно:

Стр.26 №51(слайд )

-Прочитайте. Выполните задание1.(проверим)

-1001,1002,1003,1004,1005,1006,1007,1008.-почему?

59990,59991,59992,59993,59994…6000.

10000,10001,10002,10003….1009.

375544, 375545, 375546, 375547, 375548, 375549, 375550, 375551, 375552,

375553, 375554, 375555.

2) –Какие выражения будете составлять для товарища по парте? Сложное или простое?Почему?

8. Рефлексия деятельности.( на экране)

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно  выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…


- А теперь узнаем окончание фразы «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед». Вы согласны с этим утверждением. (Да, на уроке мы делали все сами, работали в паре, в группе)

- Что на уроке было главным, а что интересным? (Ответы детей)

9. Подведение итогов. Оценивание.

-Над какой темой мы с вами трудились?

-Какова была цель урока?

- Удалось ли нам ее выполнить?


-Чему вы научились на уроке?

-Как найти площадь треугольника и многоугольников?

Вывод: чтобы найти площадь многоугольника, нужно разделить его на известные фигуры. Найти их площади, а затем значения сложить.


Оценивание.

Посмотрите, сколько у вас плюсов на полях? –Если три плюса, за урок-«5», два плюса «4», личностное оценивание, остальные работы оценим, посмотрев ваши тетради

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее