Тема урока: «Личные местоимения»
Тип урока: отработка умений и рефлексии
Цель урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями.
Планируемые результаты обучения
Предметные
Знания (ученик будет знать): понятие о местоимении, личных местоимениях.
Умения (ученик будет уметь): распознавать личные местоимения среди других частей речи.
Метапредметные:
Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме;
использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.
Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.
Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные: будут формировать элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации, ориентацию на бережное отношение к окружающему миру.
Ресурсы: учебник Русский язык , рабочая тетрадь; презентация, наглядный материал.
-
развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Ход урока
I. Организация начала урока.
- У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.
II. Словарная работа
- Внимательно прочитайте предложения.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.
- Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик
-
березы - (они)
-
ученик - (он)
-
девочка - (она)
-
помидоры - (они)
-
путешествие - (оно)
- Что общего между этими словами? (Они все словарные)
III. Изучение нового.
-
Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
-
Какие еще местоимения встретили в предложениях?
-
Какие слова они заменили?
Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)
- Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении?
Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).
Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.
Письмо по памяти.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.
- Запомните первые три строчки стихотворения.
- Запишите их по памяти.
- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
- Сегодня мы исследуем эти местоимения.
- Нам нужно заполнить таблицу
развернуть таблицу
| Ед. число | Мн. число |
1 лицо |
|
|
2 лицо |
|
|
3 лицо |
|
|
развернуть таблицу
- Сначала распределим личные местоимения по числам
(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)
развернуть таблицу
Ед. число | Мн. число |
Я, ты, он, она, оно | Мы, они, вы |
развернуть таблицу
- Теперь нам надо распределить их по лицам.
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.
Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.
А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.
- Попробуйте сами распределить местоимения по лицам.
(проверка)
Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)
При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.
Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)
- Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа.
- Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)
- Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?
(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)
IV. Закрепление
- Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..
Они бывают ::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют ::::::,
В предложении бывают :::::::::::::::::..
Физминутка.
-
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
-
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
-
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
-
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
-
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
-
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
-
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
-
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
1. Загадки.
- Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: ( Солнце )
А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)
И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские ... (Свинки)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
2. "Четвёртое - лишнее"
- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
-
Он, она, оно, я
-
Я, ты, они, он
-
Ты, к, от, за
-
Самостоятельная работа.
Экспресс-опрос "Местоимение".
1. Укажи местоимения 1-го лица.
1) я, мы
2) ты, вы
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
1) я, мы
2) ты, вы
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!
а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.
Конец формы
IV. Итог урока.
- Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
- Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
- Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
- У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.
Все дети получают сердечки с надписью
Рефлексия
Домашнее задание.
Дополнительный материал.
Задания на смекалку.
-
Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
-
Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
-
Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
Укажи слова, в которых ПО- является частью корня:
1. Погон
6. Поверх
2. Полковой
7. Потерпеть
3. Поезд
8. Покой
4. Покатить
9. Подержать
5. Порожек
10. Подумать
Укажи сложные слова, которые образованы
без соединительной гласной:
1. Кинотеатр
6. Дровосек
2. Семилетка
7. Лесостепь
3. Первопроходец
8. Девятиэтажка
4. Лесоруб
9. Пищевод
5. Сорвиголова
10. Шеститонный
Найди слова с суффиксом -ЕК-:
1. Аптека
6. Смекалка
2. Поперёк
7. Уголочек
3. Замочек
8. Кукарекать
4. Щека
9. Молоточек
5. Кусочек
10. Горошек
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.