«Осенний фестиваль знаний 2024»

Тема урока: «Личные местоимения»

Тип урока: отработка умений и рефлексии

Цель урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Личные местоимения»
Тип урока: отработка умений и рефлексии

Цель урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Знания (ученик будет знать): понятие о местоимении, личных местоимениях.

Умения (ученик будет уметь): распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Метапредметные:

Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме;

использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.

Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.

Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные: будут формировать элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации, ориентацию на бережное отношение к окружающему миру.

Ресурсы: учебник Русский язык ,  рабочая тетрадь; презентация, наглядный материал.

  • развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.





Ход урока

I. Организация начала урока.

- У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете   настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.

II. Словарная работа

- Внимательно прочитайте предложения.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.

- Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик

  • березы - (они)

  • ученик - (он)

  • девочка - (она)

  • помидоры - (они)

  • путешествие - (оно)

- Что общего между этими словами? (Они все словарные)

III. Изучение нового.

  • Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.

  • Какие еще местоимения встретили в предложениях?

  • Какие слова они заменили?

Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

- Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении?

Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными.

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).

Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.

Письмо по памяти.

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.

- Запомните первые три строчки стихотворения.

- Запишите их по памяти.

- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

- Сегодня мы исследуем эти местоимения.

- Нам нужно заполнить таблицу

 развернуть таблицу

 

Ед. число

Мн. число

1 лицо

 

 

2 лицо

 

 

3 лицо

 

 

 развернуть таблицу

- Сначала распределим личные местоимения по числам

(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)

 развернуть таблицу

Ед. число

Мн. число

Я, ты, он, она, оно

Мы, они, вы

 развернуть таблицу

- Теперь нам надо распределить их по лицам.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.

- Попробуйте сами распределить местоимения по лицам.

(проверка)

Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

- Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа.

- Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)

- Личные местоимения, заменяют в предложениях   имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?

(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)

IV. Закрепление

- Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..

Они бывают ::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют ::::::,

В предложении бывают :::::::::::::::::..

Физминутка.

  • Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

  • Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

  • Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

  • Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).  

1. Загадки. 

- Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: ( Солнце )

А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)

И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские ... (Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)

2. "Четвёртое - лишнее"

- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

  1. Он, она, оно, я

  2. Я, ты, они, он

  3. Ты, к, от, за







  1. Самостоятельная работа.

Экспресс-опрос "Местоимение".

1. Укажи местоимения 1-го лица.

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я   2) он   3)ты   4) она   5) мы    6) оно   7) они   8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо...

1) имени  существительного;

2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

1) называют предметы;

2) указывают на предметы.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.

Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!

а) 1 л.    б) 2 л.    в) 3 л. 

Конец формы

IV. Итог урока.

- Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

- Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

- Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

- У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью

Рефлексия



Домашнее задание.

Дополнительный материал.

Задания на смекалку.

  • Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)

  • Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)

  • Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)

Укажи слова, в которых ПО- является частью корня:


1. Погон

6. Поверх

2. Полковой

7. Потерпеть

3. Поезд

8. Покой

4. Покатить

9. Подержать

5. Порожек

10. Подумать


Укажи сложные слова, которые образованы
без соединительной гласной:


1. Кинотеатр

6. Дровосек

2. Семилетка

7. Лесостепь

3. Первопроходец

8. Девятиэтажка

4. Лесоруб

9. Пищевод

5. Сорвиголова

10. Шеститонный




Найди слова с суффиксом -ЕК-:


1. Аптека

6. Смекалка

2. Поперёк

7. Уголочек

3. Замочек

8. Кукарекать

4. Щека

9. Молоточек

5. Кусочек

10. Горошек


… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?



Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее