Тема урока: «Личные местоимения»
Тип урока: отработка умений и рефлексии
Цель урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями.
Планируемые результаты обучения
Предметные
Знания (ученик будет знать): понятие о местоимении, личных местоимениях.
Умения (ученик будет уметь): распознавать личные местоимения среди других частей речи.
Метапредметные:
Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме;
использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.
Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.
Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные: будут формировать элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации, ориентацию на бережное отношение к окружающему миру.
Ресурсы: учебник Русский язык , рабочая тетрадь; презентация, наглядный материал.
развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Ход урока
I. Организация начала урока.
- У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.
II. Словарная работа
- Внимательно прочитайте предложения.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.
- Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик
березы - (они)
ученик - (он)
девочка - (она)
помидоры - (они)
путешествие - (оно)
- Что общего между этими словами? (Они все словарные)
III. Изучение нового.
Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
Какие еще местоимения встретили в предложениях?
Какие слова они заменили?
Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)
- Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении?
Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).
Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.
Письмо по памяти.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.
- Запомните первые три строчки стихотворения.
- Запишите их по памяти.
- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
- Сегодня мы исследуем эти местоимения.
- Нам нужно заполнить таблицу
развернуть таблицу
| Ед. число | Мн. число |
1 лицо |
|
|
2 лицо |
|
|
3 лицо |
|
|
развернуть таблицу
- Сначала распределим личные местоимения по числам
(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)
развернуть таблицу
Ед. число | Мн. число |
Я, ты, он, она, оно | Мы, они, вы |
развернуть таблицу
- Теперь нам надо распределить их по лицам.
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.
Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.
А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.
- Попробуйте сами распределить местоимения по лицам.
(проверка)
Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)
При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.
Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)
- Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа.
- Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)
- Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?
(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)
IV. Закрепление
- Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..
Они бывают ::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют ::::::,
В предложении бывают :::::::::::::::::..
Физминутка.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
1. Загадки.
- Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: ( Солнце )
А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)
И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские ... (Свинки)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
2. "Четвёртое - лишнее"
- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Он, она, оно, я
Я, ты, они, он
Ты, к, от, за
Самостоятельная работа.
Экспресс-опрос "Местоимение".
1. Укажи местоимения 1-го лица.
1) я, мы
2) ты, вы
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
1) я, мы
2) ты, вы
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!
а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.
Конец формы
IV. Итог урока.
- Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
- Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
- Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
- У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.
Все дети получают сердечки с надписью
Рефлексия
Домашнее задание.
Дополнительный материал.
Задания на смекалку.
Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
Укажи слова, в которых ПО- является частью корня:
1. Погон
6. Поверх
2. Полковой
7. Потерпеть
3. Поезд
8. Покой
4. Покатить
9. Подержать
5. Порожек
10. Подумать
Укажи сложные слова, которые образованы
без соединительной гласной:
1. Кинотеатр
6. Дровосек
2. Семилетка
7. Лесостепь
3. Первопроходец
8. Девятиэтажка
4. Лесоруб
9. Пищевод
5. Сорвиголова
10. Шеститонный
Найди слова с суффиксом -ЕК-:
1. Аптека
6. Смекалка
2. Поперёк
7. Уголочек
3. Замочек
8. Кукарекать
4. Щека
9. Молоточек
5. Кусочек
10. Горошек
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.