«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тема. СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ. Миграции Животных

Тема. СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ. Миграции Животных

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Аннотация. Конспект урока на тему «способы ориентирования животных. Хоминг.
Миграции животных."разработан в соответствии действующей учебной программы с
биологии в 7 классе. С целью заинтересованности учащихся данной темой использованы
интерактивные упражнения и презентация, которая позволяет лучше поняли циклические
изменения поведения животных и механизмы, помогающие животным
ориентироваться. Данный материал побуждает учеников совершенствовать умения
анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тема. СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ. Хоминг. Миграции
Животных

Книга природы-это неисчерпаемый источник
человеческого познания

Вольтер
Цель урока: сформировать представление о способах ориентирования животных, хоминге и
миграцию животных. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать
культуру общения.
Основные понятия: таксис, хоминг, миграция, миграционные пути.
Оборудование и материалы: видео файл «Перелетные птицы», презентация
«Способы ориентирования животных», таблицы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
I. Организационный этап.
Разминка "Эпиграф". Как слова эпиграфа связаны с темой урока? Знаете ли
вы, что означает английское слово «home»? (Дом)
II. Актуализация опорных знаний.
Биологический диктант.
Объясните сроки:

1 этология-
2 инстинкт-
3 условные рефлексы

4 поведенческий акт-
5 свойства инстинкта-
6 популяция-
7 биоакустика

8 врожденное поведение
1. Как пчелы научились строить столешницы?

2. Какой пример может проиллюстрировать такое свойство инстинкта как
бессознательность?
3. Почему поведение животных не может базироваться только на инстинктах?
4. Каково значение игры в обучении животных?
III. Мотивация учебной деятельности.
1. Видео «Перелетные птицы».
2. Прием " Удиви! Заинтересовал!». Искусные навигаторы.
Опережающее задание учащихся.
Морские зеленые черепахи плывут откладывать яйца в то самое место, где
появились на свет. Например, бразильская популяция зеленой суповой
черепахи плывет от берегов Южной Америки к небольшому острову
Вознесение в Атлантическом океане, который удален от материка на 2
тысячи километров. Чтобы его найти, она должна учитывать силу течения,
ветер и другие факторы.
Искусную навигационную систему имеют и лососевые рыбы, которые преодолевают течение,
пороги горных рек, чтобы вернуться именно туда, где появились на свет.
Вероятнее всего, они ориентируются по запахам воды, но сам механизм
точно не выяснено.
Сложная система ориентации у Европейского угря. Он плывет на нерест в
Атлантический океан, а затем личинка в течение трех лет мигрирует из
Саргассового моря в Атлантическом океане обратно к озерам Европы.
В воздухе работают другие навигационные системы, здесь мало поможет обоняние.
Так, у птиц врожденный «птичий компас» помогает ориентироваться под
время перелетов и также во время возвращения домой (хоминг). К сложной
системы ориентации птицы входят как способность ориентироваться по Солнцу и
зорях, так и способность чувствовать магнитное поле Земли.
IV. Усвоение новых знаний.
1. Объяснение учителя с использованием учебника (стр. 190-193):
- способы ориентации животных в пространстве с использованием различных органов
чутье;
- таксисы как примитивные реакции относительно фактора (у моллюсков, червей
прочее);
- эхолокация ультразвуками (у летучих мышей, китообразных) и за эхом
звуков (бабочки, птицы);
- хоминг-инстинкт возвращения домой (уголубов и других птиц, в
млекопитающих и др);

- миграции (на нерест у рыб; в поисках корма у копытных, китообразных,
летучих мышей и тому подобное; для размножения – у черепахи, для гнездования у птиц
тому подобное).
Использование презентации " способы ориентирования животных»
2 Прием " Удиви! Заинтересовал!».
Искусные навигаторы.
Опережающее задание учащихся.
Морские зеленые черепахи плывут откладывать яйца в то самое место, где
появились на свет. Например, бразильская популяция зеленой суповой
черепахи плывет от берегов Южной Америки к небольшому острову
Вознесение в Атлантическом океане, который удален от материка на 2
тысячи километров. Чтобы его найти, она должна учитывать силу течения,
ветер и другие факторы.
Искусную навигационную систему имеют и лососевые рыбы, которые преодолевают течение,
пороги горных рек, чтобы вернуться именно туда, где появились на свет.
Вероятнее всего, они ориентируются по запахам воды, но сам механизм
точно не выяснено.
Сложная система ориентации у Европейского угря. Он плывет на нерест в
Атлантический океан, а затем личинка в течение трех лет мигрирует из
Саргассового моря в Атлантическом океане обратно к озерам Европы.
В воздухе работают другие навигационные системы, здесь мало поможет обоняние.
Так, у птиц врожденный «птичий компас» помогает ориентироваться под
время перелетов и также во время возвращения домой (хоминг). К сложной
системы ориентации птицы входят как способность ориентироваться по Солнцу и
зорях, так и способность чувствовать магнитное поле Земли.
Обобщение и систематизация знаний.
1. «Подумайте».
Докажите, что основой миграции является инстинктивное поведение!
2. Работа со сроками: таксис, хоминг, миграция, миграционные пути.
V. Итоги.
1. Подведение итогов с использованием упражнения «Снежный ком»: слово
(понятие), предложения, вопросы. Например: перелеты птиц.
2. Учащиеся делают выводы, что птицы ориентируются во время перелетов по
рельефом местности, Солнцем и звездами и даже магнитной силой Земли.
3. Есть ли птицы, которые на зиму прилетают в Украину?

VII. Домашнее задание.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее