«Осенний фестиваль знаний 2024»

Тема: Состав слова. Однокоренные слова.

Цели:

- Формировать представление о родственных словах, корне слова, об однокоренных словах. Учить подбирать родственные (однокоренные )слова,выделять корень слова в однокоренных словах. Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

- Развивать память,внимание, умение работать в парах.

- Воспитывать интерес к учебе, предмету, самостоятельность.

Оборудование: схемы, таблицы, карточки, игра «Горка»

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Предмет: Русский язык

Тема: Состав слова. Однокоренные слова.

Цели:

- Формировать представление о родственных словах, корне слова, об однокоренных словах. Учить подбирать родственные (однокоренные )слова ,выделять корень слова в однокоренных словах . Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова .

- Развивать память ,внимание, умение работать в парах.

- Воспитывать интерес к учебе, предмету, самостоятельность.

Оборудование: схемы, таблицы, карточки, игра «Горка»

Ход урока:

  1. Организационный момент

Психологический настрой.

-Я на уроке.

-Я радуюсь этому.

-Мне хорошо и спокойно.

-Вокруг меня друзья.

-Учитель всегда мне поможет.

-Я прошу прощения у всех кого обидел.

-Прощаю всех, кто меня обидел.

-Я люблю себя, всех людей.

-Я желаю всем добра.

Кинезиологическая гимнастика «Колечко»

  1. Пропедевтическая практика

Прием «Да-нет»

- Предложение – это группа слова, связанных между собой по смыслу? (Да)

- Простое предложение имеет две или более грамматических основ? (Нет) Сколько?

- Сложные предложение состоят их двух или более простых предложений? (Да)

- При письме части сложных предложений разделяются запятой? (Да)

- Перед союзами и, а, но ставится запятая? (Да)

Однородные члены предложения:

- Отвечают на один и тот же вопрос (Да)

- Зависят от одного и того же слова (Да)

- Произносятся с перечислительной интонацией.(Да)

  1. Минутка чистописания

Хорошо уметь читать,

Букву Х нам надо знать,

Хлеб, хлопушка, хоровод,

Буква Х к себе зовёт.

- Как вы уже догадались, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Х.

Массаж пальцев

- Погрейте! (потирание ладошек).

- «Скалка» (покатайте ручку между ладонями).

- Покатайте ручку между двумя пальчиками.

- Похлопайте в ладоши.

Работа в тетради

«Хлеб всему голова».

Хлеб

[Х] - согласный, твёрдый;

[Л`] - согласный, мягкий

[Э] – гласный, ударный

[П] - согласный, твёрдый. - 4 буквы, 4 звука





  1. Ориентация.

-для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока давайте попробуем разгадать слова, в которых буквы перепутались (записаны на доске)

НЕРЬКО

КВАСТАПРИ

КИНОЧАУНОЕ

СФИКУСФ

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать по теме: Состав слова и однокоренные слова

-А сейчас мы повторим с вами все части слова.

На слайде предложение:

На трава лежат крупной росой.

-Скажите, это предложение?

-Почему?

-Что надо сделать, чтобы оно стало предложением?

-Запишите предложение правильно и выделите ту часть, которую вы изменили.

-Как называется изменяемая часть слова, которую мы выделили?

-Для чего служит окончание?

-Какие еще части слова вы знаете?

-А какая часть слова главная? Без чего слово не может быть? (если не ответят, на примере слова поехали)

-А что такое корень?

-А как найти корень?

-Найдите корень: белка, белый, белизна, белила.

-Все ли тут слова однокоренные?

-Есть лишнее? Какое?

-Почему?

-Вот мы и вспомнили признаки однокоренных слов.

-Запишите только однокоренные слова и выделите в них корень.

-Корень-главная часть, а при помощи чего мы можем образовать однокоренные слова?

-Возьмем корень -лес.(пишу на доске)

Образуйте при помощи суффикса новые слова. Выделите суффикс.

Посмотрите, у нас образовались новые слова. Кто такой лесник, что мы называем лесочком?

-Что такое суффикс?

-Теперь возьмем корень – лёт

Образуйте при помощи приставки новые слова. Выделите приставку.

-Что такое приставка?

-Докажите, что это новые слова.

  1. Презентация.

- Назовите слово «хлеб ласково» … (хлебушек)

– Предмет, где хранится хлеб … (хлебница)

- Кто выращивает хлеб? (хлебороб)

- Что вы заметили? (Во всех этих словах одна основа, корень.)

- Запишите эти слова выделите основу:

Хлеб, хлебушек, хлебница, хлебороб.

- Как можно назвать эти слова? (однокоренные).

ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.

- где выращивают хлеб? (В поле)

Придумайте и запишите однокоренные слова к слову «поле»



Поле – полянка - полевой – выделить корень.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Работа по учебнику

- Назовите однокоренные слова, которые встретились вам в упражнении, выделите корень.

  1. Практика на примерах.

Игра «Горка»

г

л

а

з


г

л

а

з



г

л

а

з






Ч

е

р

н



Ч

е

р

н




Ч

е

р

н







(1. Глаза, глазки, глазной. 2. Черный, чернила, чернозем)

Дети разбиваются на группы (по 3-4 человека). Получают карточки, на которых нарисованы «горки» с клетками внутри для записи слов, в которых даны только корни. Нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова.

Физкультминутка

- Сейчас я буду называть слова. Если вы услышите слова с корнем -лист-, то приседаете. Если услышите слова с другим корнем, то наклоняетесь.

Листья, осень, дождь, листопад, ветер, листочки, листики.

  1. Управляемая практика.

Упражнение «Что это?». Части тела – подобрать однокоренные слова.

Цель: развитие наглядно – образного мышления, умение подбирать однокоренные слова.

  1. Самостоятельная практика.

Работа по учебнику:

  1. Итог. Мы познакомились с однокоренными словами. Итак, какие слова называют однокоренными словами?

ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.

Домашнее задание:



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее