Предмет: русский язык
Класс: 7В
Тема: Повторение и обобщение темы «Подлежащее»
Цели и задачи: Повторение и обобщение знаний о способах выражения подлежащего;
развитие навыков парной и групповой работы; развитие навыков и способностей критического мышления; развивать связную устную речь учащихся, умения работать в паре, составлять семантическую карту, показать связь русского языка и казахского языков.
Воспитывать интерес к языку, к предмету, к казахскому искусству и музыке.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: групповая, индивидуальная
Методы: словесный, частично-поисковый, эвристический, фронтальный опрос
Оборудование: опорная таблица «Способы выражение подлежащего»
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают; конструируют, распространяют и правильно употребляют в речи подлежащее, находят и выделяют в предложении как главный член предложения.
Этапы урока. | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
І.Оргмомент. 4 мин.
Мотивация
Осмысление | 1. Слово учителя. Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Ф.М. Достоевский «Красота спасёт мир». 2. Эмоциональный настрой: стратегия «Дерево достижений» По этим же листочкам ученики делятся на группы. Обратите внимание на одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист - ожидает успех на сегодняшнем занятии. Красный - желают общаться. Желтый - проявлять активность. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. 3. Повторение пройденных тем. Семантическая карта. Работа по грамматической теме. (В паре, в группе) Предлагаю вам самостоятельно заполнить семантическую карту. 1 группа 1. В саду горит костёр рябины красной.(сущ.) 2. Шестьдесят – это уже не двадцать. (числ.) 3. Старый гораздо дороже ценит каждый миг жизни. (прил.) 4. Собрать урожай в срок – дело непростое. (инф.) 5. Присутствующие аплодировали артистам. (прич.) 6. Мать с сыном слушали музыку. (словосоч.) 7. Поздно вечером мы добрались до хутора. (мест.) 2 группа 1. Солнце светит всем. 2. Мы никогда не ссоримся. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Вошедший привлек всеобщее внимание. 5. Двенадцать делится на шесть. 6. Звучали две домбры. 7. Взрослые часто не понимают детей. 3 группа 1. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч. 2. Со школьных лет я чувствовал красоту языка. 3. Стойкий всегда побеждает. 4. Одиннадцать- нечетное число. 5. Провожающие стояли у вагона. 6. Встретить друга - большая радость. 7. Вечером мы с братом будем заливать каток. Семантическая карта.
(Взаимопроверка, 1гр. -2 гр. – 3 гр.- 1 гр.) 4. Работа по лексической теме. Портрет Куляш Байсеитовой. Ответы на наводящие вопросы. (Прослушивание музыки в исполнении К. Байсеитовой). - Кто она? Какую роль она сыграла в развитии музыкального искусства Казахстана? Что вы знаете о ней? Каких ещё композиторов и исполнителей вы знаете? 4. Работа по тексту в учебнике. «Казахский соловей». Беседа на тему «Искусство. Музыка». Ответы на вопросы. Основная мысль текста. Словарная работа. Импровизатор - сочиняющий стихи без приготовления, на заданную тему. Под аккомпанемент - музыкальное сопровождение на инструментах. Призвание – 1. склонность к тому или иному делу, профессии. 2. жизненное дело, назначение. 5. Стратегия «Ротация». Защита постеров. Каждой группе даны по 3 задания. Учащиеся должны одновременно выполнять грамматические разборы и обмениваться после каждого задания, по ходу проверяя и исправляя ошибки других групп. В конце защитить, сделать вывод по результатам заданий. 1. Синтаксический разбор предложений. 2. Найти в этих предложениях словосочетания и выполнить разбор словосочетания. 3. Выполнить морфемный разбор слов: звонкоголосая, маленькая, казахского. 6. Слуховой диктант. Работа с текстами «Музыка - искусство звука», «Когда возникла музыка?», «Музыка – главный вид искусства» Определить основную мысль текстов после прослушивания. (1гр. -2 гр. – 3 гр.- 1 гр.) Найти подлежащие и определить способы его выражения. ( выполнение на доске) 7. Элективный тест по теме урока. 8. Творческая работа. Команда «Красные» составляют диалог по лексической теме. Команда «Желтые» пишут эссе на тему «Искусство. Музыка». Команда «Зеленые» пишут лингвистическую сказку и инсценируют. «Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете». Фёдор Миха́йлович Достое́вский — великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Рефлексия. Заполнить анкету. | Готовятся к уроку. Записывают число и тему урока, делятся на группы. Повторяют темы. Заполняют семантическую карту. Работают в паре, в группе.
Проверют по слайду друг у друга
Работают по лексической теме.
Читают текст и беседуют Словарная работа. Ответы на вопросы
Выполняют разборы и защищают постеры Слушают тексты Находят подлежащие Работают по тестам. Проверяют Творческая работа. Выводы. | Учебник «Русский язык»
Сборник диктантов и текстов по русскому языку
Грамматический справочник |
Домашнее задание: выписать из художественных текстов предложения, с выражениями подлежащего различными частями речи.