«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тема: «Орган зрения и зрительный анализатор.

Тема урока: Орган зрения. Зрительный анализатор.

Цель: Изучить структурные части глаза и уточнить выполняемые ими функции, рассмотреть работу зрительного анализатора.

Задачи:

Образовательные:

1. Выяснить строение и функции вспомогательного аппарата (брови, веки с ресницами, слёзный аппарат, мышцы)

2. Отметить особенности строения глазного яблока (оболочки, оптическую систему, фоторецепторы).

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: «Орган зрения и зрительный анализатор.

Тема урока: Орган зрения. Зрительный анализатор.

Цель: Изучить структурные части глаза и уточнить выполняемые ими функции, рассмотреть работу зрительного анализатора.

Задачи:

Образовательные:

1. Выяснить строение и функции вспомогательного аппарата (брови, веки с ресницами, слёзный аппарат, мышцы)

2. Отметить особенности строения глазного яблока (оболочки, оптическую систему, фоторецепторы).

Развивающие:

1. Развивать умения обобщения, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся культуру общения в ходе беседы, просмотра презентаций и выполнения заданий.


Тип урока: комбинированный


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Задание: каждому отделу головного мозга подберите соответствующую функцию. 
Отдел головного мозга функции 
1. Большие полушария 
2. промежуточный мозг 
3. продолговатый мозг 
4. мозжечок 
5. средний мозг 
6. мост

А. центры, связанные с мимикой, жевательными функциями. 
Б. отвечает за речь, мышление, память, поведение, за поступление и восприятие информации. 
В. осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы. 
Г. принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. 
Д. выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечнососудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы, как кашель, чихание, рвота. 
Е. участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. 
Правильные ответы: 1-Б, 2-В, 3- Д, 4- Г, 5- Е, 6- А. 
Проверь себя




Актуализация знаний.

Примерно 95 процентов живых существ нашей планеты имеют этот орган , но у большинства из них его строение разное. У жителей морских глубин орган представляет собой светочувствительные клетки, которые не способны различать цвет и форму. Некоторые животные определяют объем и фактурность предметов. Характерной особенностью насекомых является свойство видеть одновременно много картинок, при этом цветовую гамму они не распознают. Способность качественно передавать цвета окружающих предметов есть только у человека.

Учитель:

- О каком органе идет речь? (Зрение)

- Ребята, сформулируйте тему и цели нашего урока.

Работа с текстом: (приложение 1)

( Внимательно прочитайте текст, соотнесите структуру объекта с функциями).

Эталон ответа:

Три правильных ответа -5

Два правильных ответа - 4

Один правильный ответ – 3


объект

функции

Зрение

С их помощью мозг получает визуальную информацию, необходимую нам для ориентации в пространстве и связи с внешним миром.

Бинокулярное зрение


Зрение двумя глазами, когда изображения сливаются в один зрительный образ.



Нервный импульс.

По зрительному нерву он поступает в зрительные центры, расположенные в затылочных долях головного мозга.



- Глаза расположены в глазницах черепа. Они надежно защищены от ушибов. Какие еще защитные приспособления имеются и каково строение глаза – мы будем изучать на данном этапе урока.



Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные системы

Брови


Волосы, идущие от внутреннего к внешнему углу глаза

Отводят пот со лба

Веки


Кожные складки с ресницами

Защита глаза, равномерное распределение слезной жидкости

Слезный аппарат

Слезная железа и слезовыводящий канал

Слезы смачивают, очищают, дезинфицируют

Оболочки глаза


Белочная


Склера – плотная непрозрачная ткань белого цвета (толстая, 1 мм, прочная)


Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту


Сосудистая



Средняя оболочка (0,2-0,4 мм), обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом

Питание глаза

Сетчатка



Внутренняя оболочка (0,15-0,20 мм) состоит из пигментного слоя и прилегающих к нему фоторецепторных клеток


Пигмент поглощает свет, уменьшает отражение и рассеивание света.

Формируются нервные импульсы под действием света.

Оптическая система

Роговица


Прочная передняя часть белочной оболочки (снабжена чувствительными нервными окончаниями)

Преломляет лучи

Защитные рефлексы (слезотечение, моргание, смыкание век)

Радужная оболочка

Передняя часть сосудистой оболочки

Содержит пигмент, придающий цвет глазу

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами

Путем расширения и сужения регулирует количество поступающего света

Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничным телом

Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией (Аккомодация – это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта, в результате изменения кривизны хрусталика).

Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество

Заполняет глазное яблоко, преломляет лучи

Световоспринимающая

Фоторецепторы – рецепторы, реагирующие на световые лучи

В сетчатке 2 вида фоторецепторов: палочки (130 млн.) и колбочки (7 млн.)






Слепое пятно – место, откуда выходит зрительный нерв, изображение не воспринимает.

Палочки воспринимают форму, их больше по краям (зрение при слабом освещении), колбочки воспринимают цвет, сосредоточены на задней поверхности глаза против зрачка (образуют желтое пятно).


Физминутка:

Выполняют гимнастику для глаз под музыку «Как прекрасен этот мир посмотри» (слайд № 7)

1. движения глаз влево-вправо

2. движения глаз вверх-вниз

3. движение глаз по кругу

4. движение глаз по диагонали

5. зажмурьте глаза на несколько секунд.

Тест

1.Зри­тель­ные ре­цеп­то­ры рас­по­ло­же­ны в обо­лоч­ке глаза, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся

1) сетчаткой

2) сосудистой

3) роговицей

4) радужной


2.Какую функцию выполняет зрачок глаза?

1) преобразует энергию света в нервный импульс

2) регулирует световой поток

3) фокусирует изображение на сетчатку

4) обеспечивает передачу нервных импульсов в ЦНС


3.Часть глаза, ме­ня­ю­щая свою пре­лом­ля­ю­щую спо­соб­ность в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни удалённо­сти рас­смат­ри­ва­е­мо­го пред­ме­та, — это

1) хрусталик

2) передняя камера

3) роговица

4) зрачок


4. Зра­чок рас­по­ло­жен в се­ре­ди­не

1) сетчатой оболочки

2) радужки

3) роговицы

4) белочной оболочки


5. К ка­ко­му цвету из­би­ра­тель­но чув­стви­тель­ны кол­боч­ки сет­чат­ки?

1) жёлтый

2) оранжевый

3) зелёный

4) серый


6. Пигмент, который определяет цвет передней части сосудистой оболочки глаза человека, расположен в

1) белочной оболочке

2) радужке

3) хрусталике

4) роговице


7. Какое из пе­ре­чис­лен­ных об­ра­зо­ва­ний от­но­сит­ся к оп­ти­че­ской си­сте­ме глаза?

1) зрительный нерв

2) слепое пятно

3) сосудистая оболочка

4) хрусталик


8. В глаз­ном яб­ло­ке че­ло­ве­ка за зрач­ком сле­ду­ет

1) хрусталик 2) стекловидное тело 3) передняя камера 4) сетчатка


Всего за работу 8 баллов.( ответы: 1-1, 2-2, 3-1, 4-2, 5-3, 6-2, 7-4, 8-1)

Физзарядка для глаз.

1.Крепко зажмурить глаза, на 3 – 5 сек., а затем открыть их 3 – 5сек. Повторить 6 – 8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Быстрое моргание в течение 10 -15 сек. Способствует улучшению кровообращения.

3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. И глаза быстро «сбросят» усталость.


Установите соответствие между оболочками глаза и их функциями.

Функции

Оболочки глаза

А) содержит фоторецепторы

1) белочная

Б) Защищает от повреждений и проникновения микробов

2) сосудистая

В) снабжает глазное яблоко кровью

3) сетчатка

Г) пропускает световые лучи через прозрачную часть - роговицу


Д) передает возбуждение, возникшее под действием света на зрительный нерв



Ответ:

А

Б

В

Г

Д

3

1

2

1

3



Перевод баллов в отметку:

«5» -7 -8баллов

«4» - 6-5 баллов

«3» - 4 балла

Домашнее задание.



















6


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее