Тема: гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная
система человека.
Цель урока:
сформировать понятие об эндокринной регуляции физиологических функций
организма человека;
охарактеризовать принципы работы эндокринной системы;
рассмотреть особенности гормональной (эндокринной) системы;
развивать умение сравнивать, делать обобщающие выводы;
развивать память, внимание, наблюдательность;
воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Ожидаемые результаты: учащиеся называют железы внутренней и смешанной
секреции, место расположения желез внутренней и внешней секреции в
организме человека; учащиеся объясняют принципы работы эндокринной системы,
обратная положительная и отрицательная связь.
Оборудование: таблица «Железы внутренней секреции», мультимедийный
проектор, айфоны, ноутбуки, карточки «Менеджмент», карточки самооценки.
Базовые понятия и термины: гуморальная регуляция эндокринная система,
гормоны, железы внутренней секреции.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
И. организационный этап
Приветствие учеников, проверка их готовности к уроку;
Ознакомление с карточками " Менеджмент»
Объединение в группы.
ИИ. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
2
Сложное строение человеческого тела еще в древние времена вызывало восхищение
ученых. На протяжении многих веков они безуспешно пытались найти
"верховного главнокомандующего", руководившего организмом. Того, кто руководит
всеми жизненно важными функциями и согласует работу отдельных клеток,
органов и систем с единым «производственным графиком», в котором каждому действующему
лицу дается его законное место и четко определенный круг обязанностей
в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях. Наконец титул правителя
в суверенном королевстве организма отошел как вы думаете, к какой
регуляции? (Нервной.) Но при каждом короле обычно существует тайный
советник, власть которого очень велика. Этим серым кардиналом, который держится
в тени, есть ...Гуморальная регуляция. Какая система органов ее осуществляет?
(Эндокринная система). С помощью чего? (Желез). Эндокринная система так
тщательно хранила свои секреты, что была открыта учеными только в начале
ХХ в., хотя эволюционно старше нервной.
Какова будет тема нашего урока? (Совместное с учениками определение цели и задач
урока).
III. Актуализация опорных знаний учащихся
Проблемный вопрос.
Почему человек может жить с одной почкой,легким, без желудка, но умрет
если удалить маленькие паращитовидные или надпочечники?
Помните, в сказке злая мачеха на глазах падчерицы превращается в ведьму –
нос заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала
трястись. Могут ли быть похожие преобразования в жизни?
Почему возможны различные отклонения от нормального развития?
Чтобы объяснить данную проблему, нам нужно напомнить способы регуляции
систем организма человека. (Слайд 1)
IV. Усвоение нового материала
План объяснения нового материала. (Прентация)
3
1. Понятие о нейрогуморальной регуляции. (Рассказ учителя,
общий вывод).
2. Что такое железы. Основные группы желез.
3. Обзор желез внутренней секреции.
V. Омысление нового материала.
1. Работа с карточками. Зашифрованные задания. (QR код).
2. Проверка выполнения задания. Работа в тетради. (Урок 54.)
VI. Усвоение нового материала.
1. Сообщения учащихся. Презентация. (Опережающее задание)
Принцип работы эндокринной системы.
Щитовидная железа. Продукты, содержащие йод. Болезни.
Надпочечники. Эффекты адреналина.
Поджелудочная железа. Болезни.
Половые железы. Функции.
Другие железы внутренней секреции.
Гипоталамо-гипофизарная система.Обратные связи.
2. Одновременное заполнение таблицы в тетради.(Завд. 7)
3. Упражнение " Ромашка вопросов»
VII. Обобщение и закрепление знаний.
1. Работа в парах на компьютере. Выполнение теста.
2. Самооценивание.
3. Домашнее задание.
VIIІ. Итог урока.
1. Решение проблемных вопросов, поставленных в начале урока.
2. Рефлексия. Упражнение "незаконченное предложение".
3. Творческое задание «Авторский рисунок».