«Зимний фестиваль знаний 2025»

Тема: Добротой себя измерь.

Цель:

формирование у детей представлений о доброте, как категории этики, регулирующей нравственное поведение.

Задачи:

расширить знания о доброте и её роли в жизни каждого человека;

совершенствовать коммуникативные умения (слушать товарища, высказывать своё мнение, относиться доброжелательно к мнению других);

развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас, умения работать с информацией, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения; делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; умение совместно работать в группе. Оборудование: шкатулка; карточки со словами, с пословицами, буквами; плакаты с пословицами и правилами доброты, толковый словарь С.И.Ожегова, кружки

План:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели занятия.

III. Знакомство и обсуждение различных понятий о доброте.

IV. Рефлексия.

V. Подведение итогов.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ГБОУ «Трубчевская школа-интернат»

Подготовила и провела воспитатель Идоленкова Любовь Федоровна

Открытое занятие

Тема: Добротой себя измерь.

Цель:

формирование у детей представлений о доброте, как категории этики, регулирующей нравственное поведение.

Задачи:

расширить знания о доброте и её роли в жизни каждого человека;

совершенствовать коммуникативные умения (слушать товарища, высказывать своё мнение, относиться доброжелательно к мнению других);

развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас, умения работать с информацией, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения; делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; умение совместно работать в группе.
Оборудование: шкатулка; карточки со словами , с пословицами, буквами; плакаты с пословицами и правилами доброты, толковый словарь С.И.Ожегова, кружки

План:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели занятия.

III. Знакомство и обсуждение различных понятий о доброте.

IV.  Рефлексия.

V. Подведение итогов.           

Ход мероприятия.

I.Организационный момент.

-Ребята, добрый день. Начинаем наше занятие.

Но прежде, давайте поприветствуем  гостей, которых мы очень рады видеть; повернитесь к ним , повернитесь друг к другу, улыбнитесь и с хорошим настроением присаживайтесь. Нам сегодня понадобятся: хорошее настроение, внимание, память.

Вы готовы? Тогда начнём.

Чтобы что-то значить в этой жизни, надо обладать определенными человеческими качествами . Сегодня мы поговорим об одном из лучших качеств человека.

II. Актуализация знаний. Определение темы и цели  занятия.
-Давайте отгадаете загадки.

-Тот, кто отгадывает загадку, подходит к доске, ищет букву, с которой начинается слово -отгадка и становится с буквой у доски.

 1.От дома начинается,

   У дома и кончается.  (дорога)

2. Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка. (одуванчик)

3. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел-

Он спорхнул и улетел. (бабочка)

 4. Чуть дрожит на ветерке

  Лента на просторе.

  Узкий кончик- в родничке,

  А широкий-в море. (река)

 5.На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (одуванчик)

 6. Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.     (туча)

7. Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.  (автобус)

-Получилось слово ДОБРОТА.

- Скажите, что по-вашему означает слово Доброта. Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?

(Ответы детей). (Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама...)
Это и есть тема нашего занятия. Давайте прочитаем вместе: Добротой себя измерь.

-Как вы понимаете: Добротой себя измерь?

(Заслушиваются  ответы детей.)

-В толковом словаре С. И. Ожегова  так определяется значение слова "доброта". (Доброта – это отзывчивость,  душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

III. Знакомство и обсуждение различных понятий о доброте.

1. Знакомство с понятиями доброты.

Доброта бывает разная.

- Самая маленькая доброта , когда человек не ударит слабого, не обидит его, но пройдёт мимо плохого поступка, кем-то совершенного , мимо зла, не поспешит сделать добро.

- Бывает доброта , когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла.

- И наконец, доброта , когда человек защитит Слабого, поможет в беде, не позволит обидеть другого человека, способен бороться со злом. И эта доброта самая ценная

А кого вы считаете добрым в группе? Почему?

- Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)

2.Слова о доброте.

-Каким словам в русском языке дает начало слово «добро»? .

Давайте составим

(На доске по ответам детей составляется схема.)


сердечный

Добро желательный

совестный

• Добросердечный - человек с добрым сердцем, ласковый, участливый.

•Доброжелательный - желающий другим добра, готовый содействовать их благополучию.

• Добросовестный - честно выполняющий свои обязанности.

- Все ли слова вам знакомы?

- Что общего в этих словах?

Все эти слова характеризуют человека. Давайте посмотрим значение каждого из этих слов в словаре.

Добро всегда ценилось в человеке русским народом. Еще издавна люди стремились к добру . И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

3.Пословицы о доброте. (На доске плакат с пословицами)

–Есть много пословиц и поговорок о доброте. Какие знаете вы? (Ответы детей.)

-Давайте составим еще пословицы о доброте. (На доске плакат с пословицами).

Доброе слово и кошке приятно.

Не одежда красит человека а его добрые дела.

Не ищи красоты а ищи доброты.

В ком добра нет в том и правды мало .

Жизнь дана на добрые дела.

- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям и даже животным. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

4.Добрые слова. 

В нашей речи много теплых слов. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.

– Вспомните, часто ли вы говорите добрые слова? Эти слова еще называют “волшебными”. Как вы думаете, почему?

-Какие добрые слова вы знаете? (Ответы детей.)

– Добропожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение войти, прийти.)

– В добрый час! (Пожелание удачи, благополучие.)

– В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает.)

– Всего доброго! (Доброе желание в конце встречи, разговора.)

– Какие еще? (Спасибо, извините, пожалуйста, доброе утро, здравствуйте.)

5.Игра «Добрые слова».

-Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить….(спасибо)
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко…(здравствуйте) скажите.
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь,
Разомкнуть свои уста
И сказать…(пожалуйста)
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно.
Только не молчите,
Долго не тяните, а скажите…(извините)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
-Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
-И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)

Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)

Стихотворение

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье   человека…

6.Физминутка. Игра «Сад Добра» (выполняется стоя)

Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята.

Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками.

Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

- поздороваться при встрече

-жаловаться на всех подряд

- помочь товарищу решить задачу

- перебивать взрослых, которые разговаривают

-по утрам убирать свою постель. 

- сорить в классе и в других общественных местах

-после игры убирать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. 

-после занятий мальчик, обогнав девочку и отстранив ее, первым вбежал в столовую. 

-взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете. 

-две девочки в столовой "хлюпают" носами, болтают за столом во время еды. 

Кто узнал себя в данных ситуациях? Какой вывод хотите сделать?( Ответы детей)

-Делать добро очень приятно и радостно. Правда? Да! Молодцы!
7. Сказочная долина
В сказках тоже часто встречаются добрые герои. Там Добро всегда побеждает зло.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочная шкатулка.(Дети вытаскивают рисунки с изображением предметов и определяют, кому они принадлежат)

Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?
Шляпа.  1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
 Аптечка. 2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
 Розы. 3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Цветик – семицветик 4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
Сапог. 5. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах).
- Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Ответы детей)

-Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? (Ответы детей).
- Доброта — признак силы, великодушия. Цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы принести в мир добро.

ДОБРОЕ сердце всегда подскажет вам как поступить, что сказать.

8.Чтение и обсуждение сказки

Сказка о цыпленке

Послушайте сказку и скажите о каком герое идет речь?:
Жил – был беспокойный цыпленок. Однажды он спросил у своей мамы: «Что такое доброта?» «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь» - сказала мама. Но цыпленок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося козленка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыпленок, цыпленок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик» - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». «А я знаю, что такое доброта. Мне мама часто рассказывает про добрых людей». «Расскажи мне тоже» - попросил цыпленок. «Сначала достань шарик». Цыпленок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта». «Так просто?» - удивился цыпленок.

- Так о каком же герое идет речь?

- Узнал ли цыпленок, что такое доброта? В чем выражается доброта? 

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

9.Чтение стихотворения.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если станем мы с тобой добрей.

-Ребята, а вы когда-нибудь совершали добрые поступки?
Добрые поступки – это лекарство, спасение от всего дурного. Чем больше мы будем делать добра, тем больше его будет в нас оставаться.

10.Правила доброты.

- А сейчас давайте назовём правила доброты, которые должны выполнять все люди и тогда на земле будет всегда мир, радость, счастье

-Давайте прочитаем.( Плакат на доске)

1. Будь приветлив, вежлив.

2. Будь внимателен к людям.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

5. Помогай слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

6. Прощай ошибки других и н е бойся просить прощения, если обидел кого-то.

 7. Не груби и не злись.

8. Не жадничай.

9. Не завидуй.

10. Жалей других.

.IV.Рефлексия.

- Наше занятие подошло к концу.

- Подведём итог нашего занятия. Перед вами кружки.

Давайте, пользуясь правилами доброты, постараемся себя оценить:

-кто считает себя добрым, берём красный кружок

- если после занятия кто-нибудь захотел измениться, стать добрее –оранжевый

V.Подведение итога

Я благодарю всех за работу. Мне бы очень хотелось, чтобы в ваших сердцах жила доброта и вы стремились делать как можно больше хороших, добрых дел. Чтобы вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Доброта-одно из самых лучших качеств человека

А закончить нашу встречу предлагаю чтением стихов.(Читают дети).

  1. Если с другом разделил
    Ты свои конфеты-
    Хорошо ты поступил,
    Каждый скажет это.

  2. Ты узнал чужой секрет
    И разнёс сейчас же,
    Это плохо, хуже нет,
    Это подло даже!

  3. Если подал ты при всех
    Девочке пальтишко,
    Ты- культурный человек,
    Мировой мальчишка!

  4. Если ты, как дикий зверь,
    Сразу лезешь драться,
    Не достоин ты, поверь,
    Человеком зваться!

  5. Если ты пригрел кота,
    Кормишь птичек в стужу,
    Это- просто красота,
    Только так и нужно!

  6. Ты подбил собаке глаз,
    Бросил кошку в лужу.
    Будь уверен, в сорок раз
    Ты зверюшек хуже.

  7. Уважай людей вокруг,
    Старших, младших тоже.
    И тогда тебя, мой друг,
    Назовут хорошим.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее