«Осенний фестиваль знаний 2024»

Текст как форма представления информации

Конспект урока по информатике для 7 класса по теме "Текст как форма представления информации"

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Дата: 14.11.2017

Урок 10. Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текста

Цель урока: Обобщение и систематизация основных понятий темы.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации;

  • метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;

  • личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1) дать представление о тексте как одной из самых распространенных форм представления информации;

2) рассмотреть вопросы, касающиеся исторических аспектов создания текстовых документов;

3) рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Метод проведения: лекция, практическая работа, метод проектов

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Текстовая информация»;

2) презентация «Цепочки слов».

Литература:

1) Информатика: учебник для 5 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.,

2) Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.

3) Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.










Структурированный план урока:


Этап урока

Содержание этапа

(деятельность учителя и деятельность обучающихся)


Педагогическая

целесообразность

этапа

Организационный момент

Доброе утро, ребята! Все готовы к уроку? Всем доброго дня, присаживайтесь!

Учащиеся приветствуют учителя и рассаживаются по местам

Создать благоприятный настрой на работу


Актуализация знаний учащихся и фиксирование затруднений

Учитель:

На прошлом уроке мы познакомились с кодированием.

Для того чтобы узнать о чем будет наш урок сегодня я предлагаю декодировать текст (слайд 2)


Ученики: Думают и отвечают, что этоИнформация”

Учитель:

С понятием информация мы уже знакомы. Давайте вспомним.

1.Что такое информация?

2. Вы часто читаешь книги?

3.В какой форме может быть представлена информация в книгах?

4.Какой формы представления информации больше?

Ученики отвечают на вопросы учителя:

1.Информация это сведения об окружающем нас мире;

2. Да,нет

3. В текстовой, графической, числовой;

4. Делают вывод, что текстовой информации больше, потому что через картинки нельзя передать весь смысл;

Учитель делает вывод:

Формы представления информации бывают: числовая, символьная, графическая.

Актуализировать знания учащихся, выявить затруднения

Формулировка темы и задач урока

Учитель:

Сегодня мы продолжим изучение информации и расширим знания о формах представления информации, рассмотрим наиболее распространенную форму представления информации – текстовую, изучим и закрепим понятия текст и текстовая информация.

Итак, тема нашего урока «Текст как форма представления информации».

Подготовить учащихся к усвоению материала урока

Изучение нового материала

Учитель: -Что такое текст? (На слайде №3 написаны слова определения текста, нужно правильно сконструировать предложение:

Любое, текст, высказывание, существующее,

Словесное, написанное, или, в устной форме, напечатанное

Ученики:

- составляют определение «текст» и зачитывают его.

(Слайд №4.Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.)

Учитель: Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Учитель: Поиграй с текстом: измени текст так, чтобы в каждой строчке смысл был разным.

( слайд №5) Казнить нельзя помиловать;

Казнить нельзя помиловать)

Ученики:

-расставляют запятые и объясняют смысл предложения с учетом запятых;

Учитель:

-Вставь пропущенные буквы, чтобы получились разные слова:

(Слайд №5 коса-*оса, река-р*ка, шлюпка-шл*пка;)

ученики: -вставляют буквы и называют слова: коса-роса, река-рука, шлюпка-шляпка;

Учитель:

-Какое свойство текста ты заметил?

Ученики: -при замене букв или расстановке знаков препинания – смысл текста изменяется;

Учитель: Слайд 6. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте подчас изменяет его смысл.

Учитель. Слайд 7.

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Раньше носителями информации могли служить: камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага и только к концу XIX века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машина. Но все равно для того чтобы внести изменения в текст его нужно было заново переписывать, а это очень длительный и трудоемкий процесс.

Учитель: Появление компьютеров изменило технологию письма. Слайд 8. (Возможности компьютера).

Учитель: Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами называют документом. (Слайд 9).

Учитель: Давайте приведем примеры текстовых документов.

Ученики вместе с учителем:

Текстовый документ может быть статьей, докладом, рассказом, стихотворением, приглашением, объявлением, поздравительной открыткой.

Учитель: Слайд 10.

Основными объектами текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.

Символ - цифра, буква, знак препинания и т.д.

Слово - произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.) Ограниченная с двух сторон служебными словами (такими как пробел, запятая, скобка и др.).

Строка - произвольная последовательность символов, между левой и правой границами документа.

Абзац - произвольная последовательность символов, ограниченная специальными символами конца абзацы. Фрагмент - произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

Учитель:-Какой современный инструмент облегчает работу с текстом?

Ученики:-компьютер, программы для работы с текстом, текстовые процессоры;

Учитель: -Рассмотрите окно текстового процессора и отметь основные элементы его окна;(Слайд 11)

Ученики: Рассматривают рисунок слайда №11 и называют основные элементы окна текстового процессора.

Учитель: 12 слайд. Подготовка документа на компьютере состоит из нескольких этапов: ввод (набор) текста, редактирование, форматирование и печать.

На этом остановимся, продолжим рассмотрение темы на следующем уроке, а сейчас перейдем к практической части нашего урока.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний


Первичная проверка понимания изученного

Учитель: слайд 13. Теперь нам нужно вставить пропуски в определения, с которыми мы уже изучили.

Ученики: слайд 13. ( Ответы: высказывание, устной, текстовой, редакторы документом,ввод, форматирование)

Учитель: Открываем рабочие тетради на странице 80 и приступаем к выполнению задания №102 (учитель читает определение, а ученики отвечают и записывают правильный вариант ответа

Ответы учеников:( текст, текстовая информация, документ, символ).

Переходим к выполнению задания № 103 в рабочей тетради.

Превратите одно слово в другое, всякий раз заменяя по одной букве так, чтобы новое слово было существительным в именительном падеже, используя подсказки.

Сначало выполняем вместе устно под пунктом “а” и “б” (слайд 14), затем самостоятельно выполняем под “в” и “г”, записываем ответ в рабочую тетрадь и вместе проверяем.

Ответы учеников:( В:парк,пара, фара,фура, мура. Г:ложа,кожа, кора, гора, горе )

Учитель: ( Слайд 15). Постройте цепочки слов, заменяя каждый раз в исходном слове только одну букву.

Проговариваем вместе, записываем правильный вариант ответа самостоятельно в рабочей тетради №104 (г,е).

Проконтролировать степень усвоения учащимися темы «Технологии мультимедиа»

Рефлексия

Подведение итогов урока


Учитель: Итак, какая тема урока была у нас сегодня?

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Ученики: Отвечают на вопросы учителя

Учитель подводит итог.

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы вспомнили формы представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке тестовых фрагментов.

За активную работу на уроке получают оценки: (озвучить оценки за урок)


Подвести итоги работы, дать учащимся возможность проанализировать результаты своей работы


Запись домашнего задания

Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание. Параграф 8. пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа.Выполнить задание в рабочей тетради к параграфу 8. 104 а,б, в, д

Ученики: Записывают задание в дневник

Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее