Администрация Смоленского района Алтайского края
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1»
Смоленского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 «23» августа 2019 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Н.Н.Неверова «26» августа 2019 | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №9 «30» августа 2019 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Смоленская СОШ №1» Приказ № 219 «30» августа 2019 |
Рабочая программа
по технологии
для учащихся 1Б класса
начального общего образования
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Составитель:
Попова Алёна Владимировна,
Учитель начальных классов
с. Смоленское
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии 1 класса составлена с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом от 6 октября 2009 г. N 373,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом от 19.12.2014 N 1598
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 с текущими
изменениями);
- ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1»,утвержденной приказом №162 от 31.08.2018
- Учебного плана НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2019-2020 учебный год,
утвержденного приказом № 219 от 30.08.2019г.
- Учебного плана ООО(ФГОС) МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2019-2020 учебный год,
утвержденного приказом № 219 от 30.08.2019г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №1», утвержденной приказом № 3 от «16» 02 2018г
- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2019-2020 уч. год, утвержденного приказом № 219 от 30.08.2019г.
- авторской программы «Технология» (автор Лутцева Е.А. Зуева Т.П. - М. : Просвещение, 2013. УМК «Школа России».)
Цели изучения предмета:
— развитие социальнозначимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи изучения предмета:
— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
— формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
— формирование первоначальных конструкторскотехнологических знаний и умений;
— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
— ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. В
Место учебного предмета в учебном плане
Авторская программ по «Технологии» предполагает в 1 классе 66 уроков, 2 часа в неделю. В учебном плане МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2019-2020 учебный год на изучение предмета « Технология» в 1 классе выделено 64 ч из расчета 2 ч в неделю (32 учебных недели).
УМК
предмет | класс | кол-во часов | учебник | авторская программа | методический комплект |
Технология
| 1 | 64 | «Технология» ЕА Лутцева, Т П Зуева. М. «Просвещение». 2015 год | «Технология» ЕА Лутцева, Т П Зуева. М. «Просвещение». 2013год | Методическое пособие с поурочными разработками «Технология» ЕА Лутцева, Т П Зуева. М. «Просвещение». 2013год |
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
экономно размечать сгибанием, по шаблону;
точно резать ножницами;
собирать изделия с помощью клея;
эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
о детали как составной части изделия;
конструкциях — разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Содержание учебного предмета, курса
Общая характеристика учебного курса
В 1 классе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
3. Конструирование и моделирование.
4. Практика работы на компьютере.
Природная мастерская (16 часов)
Рукотворный и природный мир города. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
Пластилиновая мастерская (10 часа)
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум.
Бумажная мастерская (30 часа)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Бумага. Какие у неё есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они?
Текстильная мастерская (8часов)
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закрепление. Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
| Природная мастерская (16 ч) |
|
1 | Рукотворный и природный мир города | 1 |
2 | Рукотворный и природный мир села. | 1 |
3 | На земле, на воде и в воздухе | 1 |
4 | Природа и творчество. | 1 |
5 | Природные материалы. | 1 |
6 | Листья и фантазии. | 1 |
7 | Семена и фантазии. | 1 |
8 | Веточки и фантазии | 1 |
9 | Фантазии из шишек, желудей, каштанов | 1 |
10 | Композиция из листьев. | 1 |
11 | Что такое композиция? | 1 |
12 | Орнамент из листьев. | 1 |
13 | Что такое орнамент? | 1 |
14 | Природные материалы. | 1 |
15 | Как их соединить? | 1 |
16 | Составление объёмных композиций из разных природных материалов. Проверь себя | 1 |
| Пластилиновая мастерская( 10 ч) |
|
17 | Материалы для лепки. | 1 |
18 | Что может пластилин? | 1 |
19 | В мастерской кондитера. | 1 |
20 | Как работает мастер? | 1 |
21 | Изготовление пирожных, печенья из пластилина. | 1 |
22 | В море. | 1 |
23 | Какие цвета и формы у морских обитателей? | 1 |
24 | Изготовление морских обитателей из пластилина. | 1 |
25 | Наши проекты. | 1 |
26 | Аквариум. Проверь себя. | 1 |
| Бумажная мастерская (30 ч) |
|
27 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. | 1 |
28 | Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок. | 1 |
29 | Наши проекты. | 1 |
30 | Скоро Новый год! | 1 |
31 | Бумага. Какие у неё есть секреты? | 1 |
32 | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 1 |
33 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 |
34 | Освоение приёмов сгибания и складывания. | 1 |
35 | Обитатели пруда. | 1 |
36 | Какие секреты у оригами? | 1 |
37 | Животные зоопарка. | 1 |
38 | Одна основа, а сколько фигурок? | 1 |
39 | Наша родная армия. | 1 |
40 | Изготовление изделий в технике оригами. | 1 |
41 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 1 |
42 | Выполнение резаной мозаики. | 1 |
43 | Весенний праздник 8 Марта. | 1 |
44 | Как сделать подарок- портрет? | 1 |
45 | Шаблон. Для чего он нужен? | 1 |
46 | Разнообразие форм шаблона. | 1 |
47 | Знакомство с автономным планом работы | 1 |
48 | Изготовление изделий, в которых разметка деталей выполняется с помощью шаблонов. | 1 |
49 | Бабочки. | 1 |
50 | Как изготовить их из листа бумаги? | 1 |
51 | Орнамент в полосе. | 1 |
52 | Для чего нужен орнамент? | 1 |
53 | Весна. Какие краски у весны? | 1 |
54 | Настроение весны. | 1 |
55 | Что такое колорит? | 1 |
56 | Праздники и традиции весны. Проверь себя. | 1 |
| Текстильная мастерская (8 ч) |
|
57 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 1 |
58 | Игла- труженица. Что умеет игла? | 1 |
59 | Вышивка. Для чего она нужна? | 1 |
60 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | 1 |
61 | Знакомство с понятием "мережка" | 1 |
62 | Варианты строчки прямого стежка(перевивы) | 1 |
63 | Изготовление изделий с вышивкой строчкой. | 1 |
64 | Проверка знаний и умений , полученных в 1 классе. Проверь себя. | 1 |
| Итого | 64 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения (неделя) | Название раздела / Тема урока | примечание | |
Природная мастерская (16 ч) | ||||
1 | 02.09. - 06.09. | Рукотворный и природный мир города |
| |
2 | 02.09. - 06.09. | Рукотворный и природный мир села. |
| |
3 | 09.09.-13.09. | На земле, на воде и в воздухе |
| |
4 | 09.09.-13.09. | Природа и творчество. |
| |
5 | 16.09.-20.09. | Природные материалы. |
| |
6
| 16.09.-20.09. | Листья и фантазии. |
| |
7 | 23.09.-27.09. | Семена и фантазии. |
| |
8 | 23.09.-27.09. | Веточки и фантазии |
| |
9 | 30.09.-04.10. | Фантазии из шишек, желудей, каштанов |
| |
10 | 30.09.-04.10. | Композиция из листьев. |
| |
11 | 07.10.-11.10. | Что такое композиция? |
| |
12 | 07.10.-11.10. | Орнамент из листьев. |
| |
13 | 14.10.-18.10. | Что такое орнамент? |
| |
14 | 14.10.-18.10. | Природные материалы. |
| |
15
| 21.10.-25.10. | Как их соединить? |
| |
16 | 21.10.-25.10. | Составление объёмных композиций из разных природных материалов. Проверь себя |
| |
Пластилиновая мастерская( 10 ч) | ||||
17 | 04.11.-08.11. | Материалы для лепки. |
| |
18 | 04.11.-08.11. | Что может пластилин? |
| |
19 | 11.11.-15.11. | В мастерской кондитера. |
| |
20 | 11.11.-15.11. | Как работает мастер? |
| |
21
| 18.11.-22.11.
| Изготовление пирожных, печенья из пластилина. |
| |
22 | 18.11.-22.11. | В море. |
| |
23 | 25.11.-29.11. | Какие цвета и формы у морских обитателей? |
| |
24 | 25.11.-29.11. | Изготовление морских обитателей из пластилина. |
| |
25 | 02.12.-06.12. | Наши проекты. |
| |
26 | 02.12.-06.12. | Аквариум. Проверь себя. |
| |
Бумажная мастерская (30 ч) | ||||
27 | 09.12.-13.12. | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. |
| |
28 | 09.12.-13.12. | Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок. |
| |
29 | 16.12.-20.12. | Наши проекты. |
| |
30 | 16.12.-20.12. | Скоро Новый год! |
| |
31 | 23.12.-27.12. | Бумага. Какие у неё есть секреты? |
| |
32 | 23.12.-27.12. | Бумага и картон. Какие секреты у картона? |
| |
33 | 13.01.-17.01. | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? |
| |
34 | 13.01.-17.01. | Освоение приёмов сгибания и складывания. |
| |
35 | 20.01.-24.01. | Обитатели пруда. |
| |
36 | 20.01.-24.01. | Какие секреты у оригами? |
| |
37 | 27.01.-31.01. | Животные зоопарка. |
| |
38 | 27.01.-31.01. | Одна основа, а сколько фигурок? |
| |
39 | 03.02.-07.02. | Наша родная армия. |
| |
40 | 03.02.-07.02. | Изготовление изделий в технике оригами. |
| |
41 | 10.02.-14.02. | Ножницы. Что ты о них знаешь? |
| |
42 | 10.02.-14.02. | Выполнение резаной мозаики. |
| |
43 | 24.02.-28.02. | Весенний праздник 8 Марта. |
| |
44 | 24.02.-28.02. | Как сделать подарок- портрет? |
| |
45 | 02.03.-06.03. | Шаблон. Для чего он нужен? |
| |
46 | 02.03.-06.03. | Разнообразие форм шаблона. |
| |
47 | 09.03.-13.03. | Знакомство с автономным планом работы |
| |
48 | 09.03.-13.03. | Изготовление изделий, в которых разметка деталей выполняется с помощью шаблонов. |
| |
49 | 16.03.-20.03. | Бабочки. |
| |
50 | 16.03.-20.03. | Как изготовить их из листа бумаги? |
| |
51 | 30.03.-03.04. | Орнамент в полосе. |
| |
52 | 30.03.-03.04. | Для чего нужен орнамент? |
| |
53 | 06.04.-10.04. | Весна. Какие краски у весны? |
| |
54 | 06.04.-10.04. | Настроение весны. |
| |
55 | 13.04.-17.04. | Что такое колорит? |
| |
56 | 13.04.-17.04 | Праздники и традиции весны. Проверь себя. |
| |
Текстильная мастерская (8 ч) | ||||
| ||||
57 | 20.04.-24.04. | Мир тканей. Для чего нужны ткани? |
| |
58 | 20.04.-24.04. | Игла- труженица. Что умеет игла? |
| |
59 | 27.04.-01.05. | Вышивка. Для чего она нужна? |
| |
60 | 04.05.-08.05. | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? |
| |
61 | 04.05.-08.05. | Знакомство с понятием "мережка" |
| |
62 | 11.05.-15.05. | Варианты строчки прямого стежка(перевивы) |
| |
63 | 11.05.-15.05. | Изготовление изделий с вышивкой строчкой. |
| |
64 | 18.05.-22.05. | Проверка знаний и умений , полученных в 1 классе. Проверь себя. |
|
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Дата | Характер изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|