РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения Ответственный за начальную школу
учителей начальных классов ______________________________
от____________№________,
_______________________ Донскова С.В.
Т.В.Цапко. Дата.
Рабочая программа по технологии
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебно - методического комплекта
● Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева, Технология: Учебно-Коммуникативные УУД 1 класс.
● Е. А. Лутцева, Т. П Зуева, Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс.
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели
Предметные результаты (по разделам):
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
–отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
– узнавать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- узнавать способы разметки на глаз, по шаблону;
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам;
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3.Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
– изменять вид конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
1 класс (33 часа)
Содержание учебного предмета
Природная мастерская (9 ч)
«Рукотворный и природный мир.» (1 час)
«Природа и творчество. Природные материалы.» (1 час)
«Семена и фантазии» (2часа)
«Веточка и фантазии» (1час)
«Композиция из листьев. Что такое композиция» (1час)
«Орнамент из листьев» (1час)
«Природные материалы, как их соединить» (2часа)
Пластилиновая мастерская (6 ч)
«Материалы для леки, что может пластилин». (1 час)
«В мастерской кондитера. Как работает мастер» (2 часа)
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.
Понятия: «эскиз», «сборка».
«В море. Какие цвета и формы у морских обитателей»? (2часа)
« Наши проекты. Аквариум» Проверь себя (1час)
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
«Бумажная мастерская» 17 часа
«Мастерская Деда Мороза и снегурочки (1 час)
Подбор и соотнесение материалов и ёлочных игрушек. Знакомство с ножницами, правилами технике безопасности.
«Наши проекты. Скоро Новый год. (1 час)
Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение ёлочных поделок, технологий их изготовления.
«Бумага. Какие у неё есть свойства? (1 час)
Введение понятия «бумага – материал». Знакомство с видами бумаги, их использованием.
«Бумага и картон. Какие секреты у картона»? (1час)
Введение понятия «картон – материал». Знакомство с разновидностями картона, их использование в промышленности и творчестве мастеров.
«Оригами. Как сгибать и складывать бумагу»? (1час).
Введение понятия «оригами». Освоение приёмов сгибания и складывания. Определение конструктивных особенностей изделий и технологий их изготовления
«Обитатели пруда. Как изготовить аппликацию? (1час)
Введение понятия «аппликация. Закрепление приёмов сгибания и складывания.
«Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигур? (1 час)
Закрепление приёмов сгибания и складывания. Определение и сравнение конструктивных особенностей изделий и технологий их изготовления. Закрепление умения точечно наклеивать детали. Использование законов композиции для изготовления аппликации.
« Наша армия родная» (1час)
Представление о 23 февраля – Дне защитника Отечества, о родах войск, защищающих небо, землю, водное пространство. Введение понятия техника. О родственниках служивших в армии и т. д.
«Ножницы. Что ты о них знаешь? (1 час)
Введение понятий «конструкция», «мозаика». Ножницы – режущий инструмент. Разновидности ножниц.
«Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок – портрет
Разговор о роли матери в жизни человека. Об уважении к девочкам и женщинам.
«Шаблон. Для чего он нужен? (2часа)
«Бабочка. Как изготовить их из листа бумаги?» (1час)
Получение квадратной заготовки из прямоугольного листа бумаги путём его складывания. Закрепление работы с ножницами.
«Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?» (1час)
« Образы весны. Какие краски у весны?» (1час)
Отображение в природе в творчестве художников и поэтов. Первоцветы. Закрепление ранее освоенных знаний и умений.
«Настроение весны. Что такое колорит?» (1 час)
«Праздники и традиции весны. Какие они?» Проверь себя. (1час)
Текстильная мастерская (час)
«Мир тканей. Для чего нужны ткани?» (1час)
Введение понятия «ткани и нитки – материалы. Знакомство с видами тканей. Профессии мастеров, использующих ткани и нитки в своих работых.
Формы, методы и технологии организации урока по учебному предмету: работа в парах и по группам, индивидуально-коллективная, игра, рассказ, учебный диалог, выставка работ, самостоятельная, практическая (декоративная и конструктивная) художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры), экскурсия, наблюдение за объектами и явлениями окружающего мира (восприятие явлений действительности и произведений искусства); обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных), проблемное обучение, информационно-коммуникативные и игровые технологии, здоровьесберегающий подход, педагогика сотрудничества.
Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс.
п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | № задания | Дата | |
Предметные | Метапредметные и личностные | ||||||
1 четверть( 8нед. по 1 ч.=8ч.) | |||||||
Раздел 1.Природная мастерская. Пластилиновая мастерская. (15ч.) | |||||||
1 | Рукотворный и природный мир города и села. | Знать: понятия «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент».
| Личностные УУД: - проявление познавательного интереса к уроку технологии при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. | -выполняет упражнения, направленные на развитие познавательного интереса к уроку технологии, образного мышления, мелкой моторики руки, логического мышления. -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент». |
1 ч. | Р.т.с.3-4 |
|
2 | На земле, на воде и в воздухе. | Уметь: пользоваться инструментами, изготавливать поделки из пластилина и природного материала, составлять орнамент. | умение оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. - позитивное отношение к правильной устной речи при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. | -участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. -участвует в дидактических играх «Украсим ёжика», «Что изменилось», «Повтори», |
1 ч. | Р.т.с.5
|
|
3 | Природа и творчество. Природные материалы. |
| - применение правил речевого этикета при общении с одноклассниками и учителем в учебной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: -принятие и сохранение цели учебной деятельности при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. | «Собери кораблик», «Разложи по форме», «Мой дом», «Лесная школа» -осуществляет знаково-символическое моделирование при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. |
1 ч. | Р.т.с.6 |
|
4 | Листья и фантазии. Урок- экскурсия «Собираем природный материал». |
| - умение работать по предложенному алгоритму при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. - контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по предложенному алгоритму при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», пользовании инструментами, работе с бумагой, тканью, работе по шаблону, составлении. | -анализирует, классифицирует, сравнивает. -осуществляет поиск информации в учебнике, в рабочей тетради при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала.
|
1 ч. | Р.т.с.7 |
|
5 | Семена и фантазии. |
| - оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. | -ориентируется в содержании учебника «Технология» и его навигационной системе при изучении тем раздела;
|
1 ч. | Р.т.с.11 |
|
6 | Веточка и фантазии. Урок - соревнование. «Растения из пластилина». |
| Познавательные УУД Общеучебные: - знаково-символическое моделирование при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. - поиск и выделение необходимой информации в учебнике, рабочей тетради при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. | -участвует в постановке и решении проблемной ситуации при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала.
|
1 ч. | Р.т.с.11 |
|
7 | Композиция из листьев. Что такое композиция? |
| -умение структурировать знания при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. | -выполняет творческие задания: проекты «Скоро Новый год».
|
1 ч. | Р.т.с.7 |
|
8 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Урок-экскурсия. «Природа - художник и скульптор». |
| - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. -смысловое чтение при подборе слов к звуковой схеме, при постановке ударения, при сравнении пар слов по звуковому составу; |
|
1 ч. | Р.т.с. |
|
2 четверть (7 нед. по 1ч.=7ч.) | |||||||
9 | Природные материалы. Как их соединить? |
| -постановка и формулирование проблемы при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. Логические: -анализ, синтез, сравнение, классификация при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. |
|
1 ч. | Р.т.с. |
|
10 | Проверь себя. |
| - подведение под понятия «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «орнамент», «композиция». - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. |
|
1 ч. |
|
|
11 | Материалы для лепки. Что может пластилин? |
| -выдвижение гипотез и их обоснование при решении проблемных ситуаций Коммуникативные УУД: - принятие и выполнениеправил сотрудничества с учителем и одноклассниками (учёт разных мнений, умение формулировать собственное мнение, договариваться, задавать вопросы, контролировать свои действия ) в паре или в группе при изучении понятий «материал», «инструменты», «природный материал», «пластилин», «композиция», «орнамент», пользовании инструментами, выполнении поделок из пластилина и природного материала. |
|
1 ч. | Р.т. с.8 |
|
12 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? |
|
|
| 1 ч. |
|
|
13 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? |
|
|
| 1 ч |
|
|
14 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. |
|
|
| 1 ч |
|
|
15 | Наши проекты. Скоро Новый год! |
|
|
| 1 ч |
|
|
3 четверть (10 нед. по 1ч.=10ч.) | |||||||
Раздел.2. Бумажная мастерская. Текстильная мастерская.(18ч.) | |||||||
16 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | Знать: понятия «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит». | Личностные результаты: Личностные УУД: - проявление познавательного интереса к русскому языку при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | -выполняет упражнения, направленные на развитие познавательного интереса к уроку технологии, образного мышления, мелкой моторики руки, логического мышления. | 1 ч |
|
|
17 | Наши проекты. Аквариум. | Уметь: пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | - умение оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит». | 1 ч. |
|
|
18 | Бумага. Какие у неё есть свойства? |
| - позитивное отношение к правильной устной и письменной речи при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | -участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит». | 1 ч. |
|
|
19 | Бумага и картон. Какие свойства у картона? |
| - применение правил речевого этикета при общении с одноклассниками и учителем в учебной деятельности. | -участвует в дидактических играх «Угадай загадки Буратино», «Магазин», «Что больше?», | 1 ч. |
|
|
20 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу. |
| Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: -принятие и сохранение цели учебной деятельности при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | -осуществляет знаково-символическое моделирование при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит». | 1 ч. |
|
|
21 | Обитатели посуды. Как изготовить аппликацию? |
| - умение работать по предложенному алгоритму при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | -анализирует, классифицирует, сравнивает .
| 1 ч. |
|
|
22 | Наша армия родная. |
| - контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по предложенному алгоритму при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | -осуществляет поиск информации в учебнике, в рабочей тетради при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | 1 ч. |
|
|
23 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? |
| - оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | -ориентируется в содержании учебника «Технология» и его навигационной системе при изучении тем раздела. | 1 ч. |
|
|
24 | Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? |
| Познавательные УУД Общеучебные: - знаково-символическое моделирование при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | -участвует в постановке и решении проблемной ситуации при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | 1 ч. |
|
|
25 | Ножницы. Что ты о них знаешь? |
| - поиск и выделение необходимой информации в учебнике, рабочей тетради при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. | -выполняет творческие задания: проект «Аквариум». |
1 ч. |
|
|
4 четверть. (8 нед.по1ч.=8ч.) | |||||||
26 | Шаблон. Для чего он нужен? |
| -умение структурировать знания при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. |
|
1 ч. |
|
|
27 | Шаблон. Для чего он нужен? |
| - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. |
| 1 ч. |
|
|
28 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? |
| -постановка и формулирование проблемы при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. |
| 1 ч. |
|
|
29 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? |
| Логические: -анализ, синтез, сравнение, классификация при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. |
| 1 ч. |
|
|
30 | Образы весны. Какие краски у весны? |
| - подведение под понятия «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит». |
| 1 ч. |
|
|
31 | Настроение весны. Что такое колорит? |
| - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. -выдвижение гипотез и их обоснование при решении проблемных ситуаций |
| 1 ч. |
|
|
32 | Праздники и традиции весны. Какие они? Проверь себя. |
| Коммуникативные УУД: - принятие и выполнение правил сотрудничества с учителем и одноклассниками (учёт разных мнений, умение формулировать собственное мнение, договариваться, задавать вопросы, контролировать свои действия ) в паре или в группе при изучении понятий «бумага», «картон», «оригами», «аппликация», «шаблон», «колорит», пользоваться ножницами, работать с бумагой и картоном, изготавливать аппликацию. |
| 1 ч. |
|
|
33 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? |
|
|
| 1 ч. |
|
|
| Итого: |
|
|
| 33 |
|
|