Технологическая карта занятия-путешествия в 3 классе на тему: «Вместе весело шагать»
на основе принципов системно - деятельностного подхода
Составила: Земенкова Елена Павловна учитель музыки МАОУ гимназия № 4 г. Хабаровск |
Тип и вид занятия: ролевая игра, изучение нового материала, беседа
Цели занятия:
обучающая: настроить на знакомство с многогранным миром советского, российского композитора - песенника В.Я. Шаинского, его произведениями;
заинтересовать обучающихся творчеством В.Шаинского;
развивающая: развить интерес к личности композитора; творческие способности;
расширить знания учащихся о жизни и творчестве В.Я. Шаинского;
мотивационная: пробудить интерес к изучению биографии, творчества В.Шаинского
Задачи:
-дать представление о значении музыки и песен В.Шаинского;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством композитора В.Шаинского, эмоционально - ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к самообразованию, «добрых чувств» у учащихся;
-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно - эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в музыкальных произведениях В. Шаинского;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей
Результаты освоения предмета:
1.Личностные
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно - полезной, творческой и других видах деятельности;
-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к своим поступкам;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое осознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера
2.Метапредметные
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
3.Предметные
-сотрудничество в ходе решения различных музыкально - творческих задач;
--расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке В.Шаинского;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально - творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально - пластическом движении, импровизации, в музыкально - творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий)
Характеристика деятельности учащихся:
-оценивать собственную музыкально - творческую деятельность и деятельность своих сверстников;
-исполнять песни В.Шаинского; понимать особенности музыкального языка композитора, воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.
Оборудование: синтезатор, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Вместе весело шагать». Музыкальный материал: фонограммы песен В.Шаинского.
Книгопечатная продукция:
-сборник «Вместе весело шагать» В.Я.Шаинский. Белфаксиздатгрупп, 2007 г.;
-дидактический материал к уроку в виде распечатанных таблиц и заданий для самостоятельной работы на уроке;
-портрет композитора.
Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
На изучение данной темы отводится 1 час.
Технологическая карта занятия разработана в соответствии с ФГОС НОО в соответствии с примерной программой начального общего образования по музыке, программой дополнительного образования учащихся 1-4 классов «Мир вокального искусства» автора Г.А.Суязова
Организационная структура занятия
N п/п | Этап урока и вид деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Личностные результаты | Метапредметные результаты
| Предметные результаты
| Ресурсы
| |||
1. | Организаци-онный | Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность. Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны разгадать кроссворд. (Ответы детей). Цель нашего занятия-знакомство с композитором В.Я.Шаинским и его творчеством | Приветствуют учителя. Разгадывание кроссворда
| Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе | Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности
| Презентация, карточки с заданиями: кроссворд
| |||
2.
| Повторение пройденного материала
| Распевки, скороговорки, работа с дыханием. Исполняют песню «Семь дорожек». Игра «Джолт», задание «Собери слово».
| Исполнение песни «Семь дорожек». Выполнение заданий: игра «Джолт»- мысленно прочитать и выполнить задание, которое дано, задание «Собери слово - собрать слова из разбросанных букв.
| Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе | Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности | Кадры презентации, текст песни, карточки с заданиями
| |||
3. | Открытие и усвоение новых знаний
| Знакомство с биографией и творчеством композитора В. Шаинского. Задания: «Музыкальные загадки»; исполнение попурри; «Музыкальная викторина»; музыкальная игра «Угадай- ка»; инсценировка песни «Антошка»; «Продолжи песню» | Выполнение заданий: «Музыкальные загадки» - узнают песенку по нескольким словечкам; исполняют попурри; «Музыкальная викторина» - угадывают песни по описанию; музыкальная игра «Угадай-ка»- угадывают звучащую песню; принимают участие в инсценировке песни «Антошка»; «Продолжи песню» | Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к общению с искусством и художествен-ному самообразованию | Кадры презентации, тексты песен, карточки с заданиями
| |||
4. | Закрепление новых знаний | Задание на внимание «Верно ли что…» | Отвечают на вопросы учителя: 1.В.Я. Шаинский родился в 1925 г.? 2. В.Я. Шаинский является советским композитором? 3. В.Я. Шаинский – человек высокого роста? 4. В.Я. Шаинский писал музыку к мультфильмам и кинофильмам? 5. В.Я. Шаинский написал песни «В траве сидел кузнечик», «Облака», «Улыбка», «Песенка мамонтёнка»? 6. В.Я. Шаинский в данное время жив? 7. В.Я. Шаинский писал песни о школе, дружбе, животных?
| Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
| Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
| Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: импрессионизм, живописная музыка; воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности | Кадры презентации
| |||
5. | Рефлексия учебной деятельности | Физкультминутка | Участвуют в рефлексии. Отвечают на вопросы учителя: -О ком мы говорили на занятии? -Что нового для себя вы узнали? -Можем ли мы сказать, что познакомились с В. Шаинским и его песенным творчеством? -Что вам наиболее запомнилось? -Хотелось бы вам и дальше продолжить знакомство с музыкой В.Я.Шаинского или других композиторов? | Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде
| Умение определять понятия, обобщать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы | Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке В.Шаинского. | Кадры презентации
| |||
6. | Домашнее задание | Исполнение песни «Вместе весело шагать» | Задают вопросы по домашнему заданию; исполняют песню «Вместе весело шагать» | Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопо-нимания; этические чувства доброжелатель-ности и эмоционально-нравственной деятельности, понимание чувств других людей и сопереживание им | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | Сформирован-ность потребности в общении с музыкой В.Шаинского для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования; организации содержательного и культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества | Кадры презентации, текст песни. Выполнить и рисунки о нашем музыкальном путешествии | |||
7. | Итог занятия | Пришло время подвести итог нашего занятия и обобщить тему: На протяжении уже многих лет поются добрые и забавные, смешные и трогательные песни В. Шаинского. Песни Шаинского нужны людям |
| Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы | Сформирован-ность потребности в общении с музыкой В.Шаинского для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью | Кадры презентации |