Технологическая карта занятия по ОДНКНР в 5 классе
Тема: Сокровища нравственности.
Цель: анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения: нравственность, этика и др.
Задачи:
- учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
- ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и культурных традиций народов России; учить оценивать свои и чужие поступки.
- развивать умение делать выбор в учебных моделях жизненных ситуаций и отвечать за него.
- развивать умение договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Оборудование и демонстрационный материал: ноутбук, экран, презентация, аудиозапись песни "Дорогами добра", карточки для работы в парах с понятиями и их определениями.
Этапы урока | Ход урока
| Деятельность детей |
I. Проверка домашнего задания.
| Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Сегодня на нашем ЗАНЯТИИ присутствуют гости, давайте повернёмся к ним и поприветствуем. А теперь улыбнёмся друг другу и приступим к работе.
На прошлом ЗАНЯТИИ мы говорили о духовных ценностях. Вспомним некоторые из них, продолжив фразы:
Как можно назвать отгаданные слова? | Дети приветствуют учителя, гостей, друг друга
Духовные ценности
Они очень дорого ценятся людьми.
Дети высказывают предположения.
Предположения детей.
Ответы детей
Работа в парах.
В тексте.
Работа в парах. Учащиеся вклеивают слова на изображения соответствующих дорог.
Смотрят на работы своих одноклассников.
Человеческие недостатки, плохие качества человека
Хором читают слова со слайда |
II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
| – Древние мудрецы сравнивали духовные ценности с дорогими украшениями. Почему? СЛАЙД 2
Тема нашего урока «Сокровища нравственности». СЛАЙД 3
- Как вы думаете, о чём это словосочетание? О чём пойдёт сегодня речь?
- Сегодня на уроке мы узнаем, что называют сокровищами нравственности и проверим, верны ли были ваши предположения. | |
III. Актуализация знаний.
ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ
| Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» до чтения.
– Прочитайте название рассказа на карточках № 1. О чём может быть рассказ с таким названием?
- Посмотрите на иллюстрацию к тексту. Это картина Питера Брейгеля «Слепые». Как вы думаете, почему именно её подобрали к тексту? СЛАЙД 4
– Проверим свои предположения.
Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» во время чтения. Учитель организует комментированное чтение текста.
Вот идёт человек по жизни, а перед ним две разные дороги. Одна – широкая, но неосвещённая. На ней то и дело встречаются скалы страха и отчаяния, скрытые туманом равнодушия и безразличия. А иногда путь преграждают завалы зависти и злости. Путников на этой дороге множество, но они всё время спотыкаются о камни неправды и одиночества, потому что идущие рядом ничего не слышат и не хотят помогать друг другу. Прорываясь сквозь заросли обид и вины, люди иногда отталкивают тех, кто послабее. (Легко ли идти по такой дороге? Что ждёт человека в конце этой дороги?) Вторая дорога – узкая, но светлая. Там у каждого есть свой фонарь, освещающий путь. Этот фонарь – собственная совесть. И люди здесь другие: они не только слышат, что ты говоришь, но и понимают, что ты чувствуешь. По обеим сторонам дороги красиво подстрижены газоны дружбы и взаимовыручки, а на клумбах благоухают цветы любви, уважения и прощения. Уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Дорогу пересекает река красоты и добра, а переправиться через неё можно по мостику добрых дел. Каждый из нас может правильно выбрать свой жизненный путь, но для этого нужно понять, что в жизни по-настоящему важно. (А легко ли идти по такой дороге? Что ждёт человека в конце этой дороги?)
Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» после чтения.
- Ребята, объясните, как вы понимаете смысл художественных образов: скалы страха, завалы зависти, камни неправды (препятствия на дороге жизни), газоны дружбы, цветы уважения, река добра (означают дружбу между идущими по дороге, их уважение друг к другу, они добрые) - Подтвердились ли наши предположения о содержании текста?
Работа в парах с рисунком и карточками со словами. - Перед вами на парте карточки-помощники со словами. Прочитайте эти слова (дружба, уважение, прощение, любовь, добро, одиночество, неправда, зависть, злость, обиды, равнодушие) ПАУЗА
- Где мы их уже встречали?
-- Соотнесите их с художественными образами на картинках карточек 2 и 3. Выберите и приклейте подходящие слова на изображение той дороги, по которой вы хотели бы пойти.
- Покажите друг другу ваши работы, прикрепляя магнитами на доске.
- Что же мы видим!? Вы все желаете шагать в жизни по светлой дороге! Как я рада за вас!
Вывод после выполнения задания: - Какие слова вы не стали использовать? Как их можно назвать?
– Давайте ещё раз вспомним, о каких духовных ценностях поведал нам автор текста? Прочтём хором. СЛАЙД 5 На слайде слова: дружба, взаимопомощь, уважение, прощение, любовь, взаимопонимание, добро, душевное спокойствие, взаимовыручка. ОТКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ - Давайте представим нашу дорогу, которую мы построили в своих работах перед собой и отправимся по ней в путь. | |
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
| Физминутка «Дорога добра» (выполняется под сопровождение песни «Дорогами добра») - О чём песня в физминутке?
- С кем обычно в пути интереснее, веселее?
- Какие духовные ценности вы подарили бы своему другу, отправляясь в путь по жизненной дороге? Называйте одну и кладите жемчужину в нашу шкатулку, которую мы возьмём с собой в дорогу жизни.
|
О дороге добра. С другом.
С настоящим другом
Учащиеся говорят: "Я своему другу Максиму желаю на жизненном пути любви, уважения, добра, взаимопонимания и т.д." Духовные.
Сокровищами нравственности называют положительные качества человека, например, доброта, честность, уважение, любовь и т.д.
|
V. Выражение решения проблемы.
| - Посмотрите, в шкатулке появилось много разных ценностей. Настоящие сокровища. Какие это сокровища?
- Ребята! Давайте вернёмся к названию темы нашего занятия. Теперь вы можете сказать, что такое сокровища нравственности?
- Благодарю вас за хорошую работу. Надеюсь, что вы никогда не свернёте в жизни с дороги добра!
|