Технологическая карта занятия по ОДНКНР в 5 классе. Тема: "Сокровища нравственности".

Технологическая карта занятия по ОДНКНР в 5 классе по теме "Сокровища нравственности".

Олимпиады: Дошкольникам "Тайны волшебного леса"

Содержимое разработки

Технологическая карта занятия по ОДНКНР в 5 классе

Тема: Сокровища нравственности.

Цель: анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения: нравственность, этика и др.

Задачи:

- учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

- ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и культурных традиций народов России; учить оценивать свои и чужие поступки.

- развивать умение делать выбор в учебных моделях жизненных ситуаций и отвечать за него.

- развивать умение договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Оборудование и демонстрационный материал: ноутбук, экран, презентация, аудиозапись песни "Дорогами добра", карточки для работы в парах с понятиями и их определениями.


Этапы урока

Ход урока


Деятельность детей

I. Проверка домашнего задания.







Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Сегодня на нашем ЗАНЯТИИ присутствуют гости, давайте повернёмся к ним и поприветствуем. А теперь улыбнёмся друг другу и приступим к работе.


На прошлом ЗАНЯТИИ мы говорили о духовных ценностях. Вспомним некоторые из них, продолжив фразы:

  1. Наш внутренний голос, собственный измеритель – это…(совесть)

  2. Качество человека, у которого поступки не расходятся с совестью, которые верны долгу, правдивы, справедливы - это….(честь)

  3. Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали - это….(нравственность) СЛАЙД 1

Как можно назвать отгаданные слова?

Дети приветствуют учителя, гостей, друг друга











Духовные ценности


Они очень дорого ценятся людьми.



Дети высказывают предположения.






Предположения детей.






















Ответы детей


























Работа в парах.





В тексте.


Работа в парах.

Учащиеся вклеивают слова на изображения соответствующих дорог.




Смотрят на работы своих одноклассников.



Человеческие недостатки, плохие качества человека



Хором читают слова со слайда


II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.




– Древние мудрецы сравнивали духовные ценности с дорогими украшениями. Почему? СЛАЙД 2


Тема нашего урока «Сокровища нравственности». СЛАЙД 3


- Как вы думаете, о чём это словосочетание? О чём пойдёт сегодня речь?


- Сегодня на уроке мы узнаем, что называют сокровищами нравственности и проверим, верны ли были ваши предположения.

III. Актуализация знаний.















ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ




Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» до чтения.


– Прочитайте название рассказа на карточках № 1. О чём может быть рассказ с таким названием?



- Посмотрите на иллюстрацию к тексту. Это картина Питера Брейгеля «Слепые». Как вы думаете, почему именно её подобрали к тексту?

СЛАЙД 4



– Проверим свои предположения.


Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.


Вот идёт человек по жизни, а перед ним две разные дороги.

Одна – широкая, но неосвещённая. На ней то и дело встречаются скалы страха и отчаяния, скрытые туманом равнодушия и безразличия. А иногда путь преграждают завалы зависти и злости. Путников на этой дороге множество, но они всё время спотыкаются о камни неправды и одиночества, потому что идущие рядом ничего не слышат и не хотят помогать друг другу. Прорываясь сквозь заросли обид и вины, люди иногда отталкивают тех, кто послабее.

(Легко ли идти по такой дороге? Что ждёт человека в конце этой дороги?)

Вторая дорога – узкая, но светлая. Там у каждого есть свой фонарь, освещающий путь. Этот фонарь – собственная совесть. И люди здесь другие: они не только слышат, что ты говоришь, но и понимают, что ты чувствуешь. По обеим сторонам дороги красиво подстрижены газоны дружбы и взаимовыручки, а на клумбах благоухают цветы любви, уважения и прощения. Уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Дорогу пересекает река красоты и добра, а переправиться через неё можно по мостику добрых дел.

Каждый из нас может правильно выбрать свой жизненный путь, но для этого нужно понять, что в жизни по-настоящему важно.

(А легко ли идти по такой дороге? Что ждёт человека в конце этой дороги?)


Работа с текстом «На развилке жизненных дорог» после чтения.


- Ребята, объясните, как вы понимаете смысл художественных образов: скалы страха, завалы зависти, камни неправды (препятствия на дороге жизни),

газоны дружбы, цветы уважения, река добра (означают дружбу между идущими по дороге, их уважение друг к другу, они добрые)

- Подтвердились ли наши предположения о содержании текста?


Работа в парах с рисунком и карточками со словами.

- Перед вами на парте карточки-помощники со словами. Прочитайте эти слова (дружба, уважение, прощение, любовь, добро, одиночество, неправда, зависть, злость, обиды, равнодушие)

ПАУЗА


- Где мы их уже встречали?


-- Соотнесите их с художественными образами на картинках карточек 2 и 3. Выберите и приклейте подходящие слова на изображение той дороги, по которой вы хотели бы пойти.



- Покажите друг другу ваши работы, прикрепляя магнитами на доске.


- Что же мы видим!? Вы все желаете шагать в жизни по светлой дороге! Как я рада за вас!


Вывод после выполнения задания:

- Какие слова вы не стали использовать? Как их можно назвать?



– Давайте ещё раз вспомним, о каких духовных ценностях поведал нам автор текста? Прочтём хором.

СЛАЙД 5

На слайде слова: дружба, взаимопомощь, уважение, прощение, любовь, взаимопонимание, добро, душевное спокойствие, взаимовыручка.

ОТКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

- Давайте представим нашу дорогу, которую мы построили в своих работах перед собой и отправимся по ней в путь.


IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.



Физминутка «Дорога добра»

(выполняется под сопровождение песни «Дорогами добра»)

- О чём песня в физминутке?



- С кем обычно в пути интереснее, веселее?



- Какие духовные ценности вы подарили бы своему другу, отправляясь в путь по жизненной дороге? Называйте одну и кладите жемчужину в нашу шкатулку, которую мы возьмём с собой в дорогу жизни.






О дороге добра.

С другом.


С настоящим другом



Учащиеся говорят: "Я своему другу Максиму желаю на жизненном пути любви, уважения, добра, взаимопонимания и т.д."


Духовные.



Сокровищами нравственности называют положительные качества человека, например, доброта, честность, уважение, любовь и т.д.




V. Выражение решения проблемы.


- Посмотрите, в шкатулке появилось много разных ценностей. Настоящие сокровища. Какие это сокровища?


- Ребята! Давайте вернёмся к названию темы нашего занятия. Теперь вы можете сказать, что такое сокровища нравственности?





- Благодарю вас за хорошую работу. Надеюсь, что вы никогда не свернёте в жизни с дороги добра!





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее