Технологическая карта урока
Курс/модуль: «Основы православной культуры»
Тема: «Милосердие и сострадание»
Учитель: Селина Елена Викторовна, учитель начальных классов I квалификационной категории МАОУ «СОШ № 83» г. Перми
УМК: «Школа России» (издательств «Просвещение»)
Тип урока: ОНЗ
Цель: формирование у учащихся знаний о христианском понимании милосердия, взаимосвязи понятий «милосердие», «ближний», «сострадание».
Задачи:
Исследование этимологии, смысла слова «милосердие», понимание христианского значения слова «ближний»;
Формирование осознания сути христианского отношения к ближнему;
Воспитание (формирование осознания необходимости) любви к ближнему человеку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактическое обеспечение: учебники «Основы православной культуры» Кураев А., электронная презентация, видеозаписи Светланы Копыловой «Про кота», «Брошенный камень», карточки для групповой и индивидуальной работы.
Планируемые результаты:
Личностные. Воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Предметные. Познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести.
Метапредметные.
Познавательные УУД: Ориентирование в учебном пособии, в словаре; нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях; умение делать выводыв результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах.
Регулятифные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; выработка критериев оценки и определение успешности своей работы в соответствии с ними в диалоге с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; овладение умением работать в паре, группе; умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); умение вступать в диалог со сверстниками и взрослым; оформление своих мыслей в устной и письменной форме; восприятие и понимание речи других.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: синквейн, метод неоконченного предложения.
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы. | Деятельность учащихся с указанием форм организации | Формируемые УУД с указанием конкретных действий |
1. Организационный момент. | Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!
|
|
|
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | - Ребята, сейчас вы посмотрите видеозапись Светланы Копыловой с её песней- притчей «Брошенный камень». - Что такое притча?
- Понравилась ли вам притча? - Чему она учит?
- Какой главный смысл притчи? Верно, ведь как говорил святой Дорофей: «Человек, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее». | Просмотр видеоклипа. Притча – краткий поучительный рассказ. Ответы детей (фронтальная работа): - Смысл притчи в том, чтобы в нужное время прийти на помощь нуждающемуся в ней человеку. -Уметь слышать просьбу, даже произнесённую чуть слышно. - Помогая другому человеку в беде, и на твоей душе становится теплее.
| Личностные УДД Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные УДД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию ЗУН, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Фронтальная беседа - Подберите слова-прилагательные, чтобы охарактеризовать человека, который в прослушанной притче помог детям.
«Ассоциативный ряд» -Среди названных слов есть два слова, которые обозначают первое: добро и милость в сердце человека, а второе сочувствие к ближнему. Найдите их и сформулируйте тему урока. Создание проблемной ситуации Правильно, тема нашего урока “Милосердие и сострадание”
Немецкий писатель Зигфрид Ленц сказал: "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире". Согласны ли вы с его высказыванием? Ответ на этот вопрос постараемся найти на уроке.
|
Учащиеся отвечают на вопросы.
Возможные варианты ответов: добрый, сердечный, милосердный, сострадательный, гуманный, жалостливый, сердобольный, благостный. -Мы сегодня будем говорить о милосердии и сострадании. Принятие проблемной ситуации | Регулятивные УУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные УУД Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
|
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Учитель зачитывает (на экране) стихотворение Андрея Дементьева:
Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны, Кто-то злобствует, кто-то сердится, Кто-то снова в тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании Наши души как топоры… Слишком многих мы словом раним, Позабыв, что слова остры.
- Как вы понимаете зачение выделенных слов? -А как толкует их в своем словаре В. И. Даль?
Исследование слова “милосердие”: - Разберите слово милосердие по составу. - В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость-
Подберите слова с корнями серд, боль, добр, используя суффиксы -н-, -чн-. - Запишите эти слова (сердечный, сердобольный, добросердечный, больно, больной,..) - Какие качества характеризуют эти слова? - Как их называют? (Сердечные)
- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания? - Молодцы! Верно! Любовь. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
-Из любви к ближнему рождаются милосердие и сострадание. А кто такой ближний?
|
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”. СОСТРАДАТЬ с кем (сострадаю и состражду), страдать вместе, переносить муки сообща; сочувствовать горю, сокрушаться, соболезновать. Сострадание, жалость к другому, соболезнование; сочувствие, симпатия. Фронтальная работа (ответы детей) В основе милосердия лежит любовь. | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
| - Однажды Иисуса Христа спросили: - Какая заповедь самая главная среди других? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)». Христос же на данный вопрос ответил притчей о добром самарянине. Знакомство с притчей (в учебнике) Исследовательское чтение «Притчи о добром Самарянине»
Технология «ИНСЕРТ»? Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые радуют вас, потому что вы согласны со сказанным + печалят вас, потому что так поступать тяжело - очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить !? и отметить их соответствующими значками
Беседа по притче - Кто же такой добрый самарянин? - А кто ближний? Запишите себе в тетрадь.
- Что же означает притча Христа? Работа по учебнику: - Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 43.
Притча «Про кота». - Послушайте ещё одну притчу «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой. - Чему учит эта притча? - Кто из вас проявлял милосердие и в чём? (природа, животные).- Скажите, ребята, как вы думаете, милосердию можно научиться? - А что для этого нужно?
- Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним. Милосердие - это не отдача лишнего. Это проявление человечности. Давайте разберём это на примерах из вашего учебника. Групповая работа 1группа Объясните выражение «Любите врагов ваших» (история врача и священника из учебника) и ответьте на вопросы: – Как Христос учил относиться к врагам?
2 группа (Метод неоконченного предложения.) Прочитайте отрывок текста учебника. Объясните выражение «Всякому просящему у тебя дай» (о милостыне из учебника) и закончите предложения: Одно из дел милосердия – …
3 группа - Это особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют. Свяжите с темой сегодняшнего урока.
9 мая – День Победы. 12 мая - Международный День сестры милосердия. 1 июня - Международный день защиты детей. 9 июня – Международный день друзей. 1 октября - День пожилых людей. 16 ноября – День толерантности. 3 декабря - Международный День инвалидов.
4 группа - Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц. Дающая рука не отболит… Человек милосердный… Доброе сердце… - Милосердие – это сила, могущая защитить то… Милосердие никогда…
берущая не отсохнет не пропадет зря благотворит душе своей что беззащитно о чужой беде болит
5 группа. Составить кластер «Качества милосердного человека»
6 группа. Приготовить сообщение о сестрах милосердия (заранее приготовить текст и иллюстрации).
Работа учащихся с учебником. Ответы детей (фронтальная работа) Дети работают в группах сменного состава. Подготовка выступления. |
Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь. Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи. Читают со слов «Притча Христа означает…» в учебнике на стр.43.
Нет, можно помочь и животным, и растениям, природе.
Слушают.
Любви к животным. Рассказывают. Человек может научиться милосердию.
Совершать добрые дела (например, ухаживать за больными или животными, и т.д.). Предполагаемые ответы детей: - Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”. - Доброе сердце о чужой беде болит. - Человек милосердный благотворит душе своей. - Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно. - Милосердие никогда не пропадет зря.
| Регулятивные УУД Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные УУД Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков; поиск и синтез необходимой информации. Коммуникативные УУД Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построение высказывания; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
5. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Учитель предлагает поочерёдное выступление группам.
| Каждая группа защищает свой проект. Учащиеся других групп оценивают выступающих с учётом содержания материала, задают вопросы на понимание
| Познавательные УУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Умение слушать и понимать других
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Работа в тетради (Приложение № 3) Работа в парах. Игра «Лучики добра» Передавая сердечко, друг другу, называйте добрые дела, которые вы бы хотели совершить. Вариант: записать на «сердечках» добрые дела совршенные сегодня, либо в будущем и наклеить на одно поле на доске. Оформить работу. - Все живое нуждается в милосердии: щенок, травинка, цветок, мотылек, ручеек, ребенок, взрослый. Вслушайтесь в слово милосердие (милое сердце, т.е. сердце доброе, заботливое, внимательное). Послушайте свое сердце! Я верю, у вас сердце доброе, я слышу его биение.
|
| Коммуникативные УУД Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Индивидуальная работа на карточках Составление Памятки жизненных правил. 1. Любите окружающих вас людей: … 2. Умейте … достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь … людям их слабости; умейте повиниться и … обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в … ситуации. 5. Не стесняйтесь проявлять своё … и … окружающим. 6. Старайтесь прийти … в нужный момент.
|
Заполнение пропусков на карточках.
Самопроверка по образцу
Памятка жизненных правил. 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей 2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
| Регулятивные УУД Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
|
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | Составление синквейна к одному существительному на выбор: Сострадание Милосердие
| Работа в парах Возможные синквейны учащихся: 1.Сострадание. 2.Любящий, отзывчивый. 3.Сочувствовать, переживать, помогать. 4.Мы должны проявлять сострадание 5. Необходимо
1.Милосердие. 2. Добрый переживающий. 3. Проявлять, поддерживать, любить. 4. Помогать нуждающимся в помощи. 5. Забота. | Познавательные УУД Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД Сотрудничество с партнером.
|
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
| Фронтальная беседа.
-Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и понял его смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, к братьям нашим меньшим и возможно, его пересмотреть.
- Что вас поразило на сегодняшнем уроке? - Над чем заставил задуматься этот урок? - О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке? - Что стало самым важным на уроке? - Удалось ли нам доказать. Что невозможно жить без милосердия и сострадания? - Как вы чувствовали себя на уроке?
Домашнее задание с элементом творчества: Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам людей. - Предложите социальную рекламу (небольшой видеоролик, плакат) по теме “Сострадание и милосердие”, которую можно разместить в фойе школы, библиотеке, на улице, на страничке в соцсети. - Спасибо вам за работу. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. |
Индивидуальные ответы детей.
На последний вопрос предлагается поднять таблички либо нарисовать условный знак в тетради. «Я чувствую себя так»: отлично хорошо плохо | Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные УДД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок? Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
БРОШЕНЫЙ КАМЕНЬ
Была у молодого человека
Заветная и давняя мечта.
Он с нею засыпал, смыкая веки,
И просыпался с нею он всегда.
Мечтал он накопить побольше денег
И новенький купить автомобиль.
И вот однажды он на самом деле
Заветную мечту осуществил.
Автомобиль блестящий и красивый
Бесшумно по дороге проезжал,
Как вдруг рукой мальчишеской ретивой
В машину камень брошеный попал.
Водитель видел этих негодяев,
Они ему махали перед тем,
И, сдав назад, он вдруг услышал: «Дядя!
Простите, дядя, я скажу, зачем.
Мой брат упал, он в инвалидном кресле.
Кювет глубок и не хватает сил,
А вы, как все, проехали бы, если б
Я камнем вам в капот не запустил».
Водитель растерялся: «Вы давно тут?» –
«Мы выбраться не можем три часа.
А брат мой повредил серьезно ногу,
К тому же надвигается гроза».
Он подошел к кювету и увидел,
И сердце сжалось, словно дало сбой.
В больших глазах мальчишки-инвалида
Таилась немальчишеская боль.
И, вызволив ребенка в одночасье,
На мысли вдруг такой себя поймал,
Что, как сейчас, он не был даже счастлив,
Когда свою машину покупал.
С. КОПЫЛОВА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
1. Продолжи предложение
Ближний – это тот, кто __________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Проиллюстрируй притчу о добром самарянине
3. Проявлял ли к тебе кто – либо милосердие и сострадание? А ты к кому-либо? Расскажи/запиши.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
- Посмотрите на слайд. Кто эти женщины на фотографии? Как их называют?
- Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся.
Выступление учащегося с сообщением:
-Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.
Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.
- Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.
Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.