«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока по ОПК "Милосердие и сострадание"

Технологическая карта урока основ православной культуры для 4 класса.

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Курс/модуль: «Основы православной культуры»

Тема: «Милосердие и сострадание»

Учитель: Селина Елена Викторовна, учитель начальных классов I квалификационной категории МАОУ «СОШ № 83» г. Перми

УМК: «Школа России» (издательств «Просвещение»)

Тип урока: ОНЗ

Цель: формирование у учащихся знаний о христианском понимании милосердия, взаимосвязи понятий «милосердие», «ближний», «сострадание».

Задачи:

  1. Исследование этимологии, смысла слова «милосердие», понимание христианского значения слова «ближний»;

  2. Формирование осознания сути христианского отношения к ближнему;

  3. Воспитание (формирование осознания необходимости) любви к ближнему человеку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактическое обеспечение: учебники «Основы православной культуры» Кураев А., электронная презентация, видеозаписи Светланы Копыловой «Про кота», «Брошенный камень», карточки для групповой и индивидуальной работы.

Планируемые результаты:

  • Личностные. Воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

  • Предметные. Познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести.

  • Метапредметные.

Познавательные УУД: Ориентирование в учебном пособии, в словаре; нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях; умение делать выводыв результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах.

Регулятифные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; выработка критериев оценки и определение успешности своей работы в соответствии с ними в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; овладение умением работать в паре, группе; умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); умение вступать в диалог со сверстниками и взрослым; оформление своих мыслей в устной и письменной форме; восприятие и понимание речи других.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: синквейн, метод неоконченного предложения.


Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы.

Деятельность учащихся с указанием форм организации

Формируемые УУД с указанием конкретных действий

1. Организационный момент.

Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!









2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

- Ребята, сейчас вы посмотрите видеозапись Светланы Копыловой с её песней- притчей

«Брошенный камень».

- Что такое притча?


- Понравилась ли вам притча?

- Чему она учит?


- Какой главный смысл притчи?













Верно, ведь как говорил святой Дорофей: «Человек, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

Просмотр видеоклипа.




Притча – краткий поучительный рассказ.

Ответы детей (фронтальная работа):

- Смысл притчи в том, чтобы в нужное время прийти на помощь нуждающемуся в ней человеку.

-Уметь слышать просьбу, даже произнесённую чуть слышно.

- Помогая другому человеку в беде, и на твоей душе становится теплее.







Личностные УДД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УДД

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию ЗУН, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Фронтальная беседа

- Подберите слова-прилагательные, чтобы охарактеризовать человека, который в прослушанной притче помог детям.







«Ассоциативный ряд»

-Среди названных слов есть два слова, которые обозначают первое: добро и милость в сердце человека, а второе сочувствие к ближнему. Найдите их и сформулируйте тему урока.


Создание проблемной ситуации

Правильно, тема нашего урока “Милосердие и сострадание”


Немецкий писатель Зигфрид Ленц сказал: "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире". Согласны ли вы с его высказыванием? Ответ на этот вопрос постараемся найти на уроке.




Учащиеся отвечают на вопросы.


Возможные варианты ответов:

добрый, сердечный, милосердный, сострадательный, гуманный, жалостливый, сердобольный, благостный.


-Мы сегодня будем говорить о милосердии и сострадании.




Принятие проблемной ситуации

Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Учитель зачитывает (на экране) стихотворение Андрея Дементьева:


Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.


- Как вы понимаете зачение выделенных слов?

-А как толкует их в своем словаре В. И. Даль?

















Исследование слова “милосердие”:

- Разберите слово милосердие по составу.

- В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость- 


Подберите слова с корнями серд, боль, добр, используя суффиксы -н-, -чн-.

- Запишите эти слова (сердечный, сердобольный, добросердечный, больно, больной,..)

- Какие качества характеризуют эти слова?

Как их называют? (Сердечные)


- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания?

- Молодцы! Верно! Любовь.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.


-Из любви к ближнему рождаются милосердие и сострадание. А кто такой ближний?














В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.

СОСТРАДАТЬ с кем (сострадаю и состражду), страдать вместе, переносить муки сообща; сочувствовать горю, сокрушаться, соболезновать. Сострадание, жалость к другому, соболезнование; сочувствие, симпатия.

Фронтальная работа (ответы детей)
















В основе милосердия лежит любовь.

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).


- Однажды Иисуса Христа спросили: - Какая заповедь самая главная среди других? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)». Христос же на данный вопрос ответил притчей о добром самарянине.

Знакомство с притчей (в учебнике)

Исследовательское чтение 

«Притчи о добром Самарянине» 


Технология «ИНСЕРТ»?

Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

радуют вас, потому что вы согласны со сказанным +

печалят вас, потому что так поступать тяжело -

очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить !? и отметить их соответствующими значками


Беседа по притче

- Кто же такой добрый самарянин?


- А кто ближний? Запишите себе в тетрадь.


- Что же означает притча Христа?

Работа по учебнику:

- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 43.


- Только ли людям можно помочь в беде?


Притча «Про кота».

- Послушайте ещё одну притчу «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой.

- Чему учит эта притча?

- Кто из вас проявлял милосердие и в чём? (природа, животные).

- Скажите, ребята, как вы думаете, милосердию можно научиться?

- А что для этого нужно?


Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним. Милосердие - это не отдача лишнего. Это проявление человечности. Давайте разберём это на примерах из вашего учебника.

Групповая работа

1группа

Объясните выражение «Любите врагов ваших» (история врача и священника из учебника) и ответьте на вопросы:

– Как Христос учил относиться к врагам?
– Священник изменил мнение о заключённых? Почему?
– Может ли человек научиться быть милосердным? Что для этого нужно?


2 группа (Метод неоконченного предложения.)

Прочитайте отрывок текста учебника. Объясните выражение «Всякому просящему у тебя дай» (о милостыне из учебника) и закончите предложения:

Одно из дел милосердия – …
Милостыня – это встреча …
В конце XVI в. в Муроме жила …
Она помогала всей округе тем …
Ульяна стала просить себе …
На самом деле святая тайком …
Хлеб святая стала печь из …


3 группа

Это особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют. Свяжите с темой сегодняшнего урока.


9 мая – День Победы.

12 мая - Международный День сестры милосердия.

1 июня - Международный день защиты детей.

9 июня – Международный день друзей.

1 октября - День пожилых людей.

16 ноября – День толерантности.

3 декабря - Международный День инвалидов.


4 группа

- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.

Дающая рука не отболит…

Человек милосердный…

Доброе сердце…

- Милосердие – это сила, могущая защитить то…

Милосердие никогда…


берущая не отсохнет

не пропадет зря

благотворит душе своей

что беззащитно

о чужой беде болит


5 группа.

Составить кластер «Качества милосердного человека»


6 группа. Приготовить сообщение о сестрах милосердия (заранее приготовить текст и иллюстрации).


Работа учащихся с учебником.

Ответы детей (фронтальная работа)

Дети работают в группах

сменного состава. Подготовка выступления.































Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь.

Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи.

Читают со слов «Притча Христа означает…» в учебнике на стр.43.


Нет, можно помочь и животным, и растениям, природе.


Слушают.




Любви к животным.

Рассказывают.

Человек может научиться милосердию.



Совершать добрые дела (например, ухаживать за больными или животными, и т.д.).



























































Предполагаемые ответы детей:

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Милосердие никогда не пропадет зря.


Регулятивные УУД

Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД

Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам;

выделение существенных и несущественных признаков;

поиск и синтез необходимой информации.

Коммуникативные УУД

Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построение высказывания;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

5. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель предлагает поочерёдное выступление группам.






Каждая группа защищает свой проект. Учащиеся других групп оценивают выступающих с учётом содержания материала, задают вопросы на понимание


Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать других


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Работа в тетради (Приложение № 3)

Работа в парах.

Игра «Лучики добра»

Передавая сердечко, друг другу, называйте добрые дела, которые вы бы хотели совершить.

Вариант: записать на «сердечках» добрые дела совршенные сегодня, либо в будущем и наклеить на одно поле на доске. Оформить работу.

- Все живое нуждается в милосердии: щенок, травинка, цветок, мотылек, ручеек, ребенок, взрослый. Вслушайтесь в слово милосердие (милое сердце, т.е. сердце доброе, заботливое, внимательное).

Послушайте свое сердце! Я верю, у вас сердце доброе, я слышу его биение.



Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Индивидуальная работа на карточках

Составление Памятки жизненных правил.

1. Любите окружающих вас людей: …

2. Умейте … достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь …  людям их слабости; умейте повиниться и … обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в … ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё …  и …  окружающим.

6. Старайтесь прийти … в нужный момент.



Заполнение пропусков на карточках.


Самопроверка по образцу


Памятка жизненных правил.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.


Регулятивные УУД

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

Составление синквейна к одному существительному на выбор:

Сострадание

Милосердие


Работа в парах

Возможные синквейны учащихся:

1.Сострадание.

2.Любящий, отзывчивый.

3.Сочувствовать, переживать, помогать.

4.Мы должны проявлять сострадание

5. Необходимо


1.Милосердие.

2. Добрый переживающий.

3. Проявлять, поддерживать, любить.

4. Помогать нуждающимся в помощи.

5. Забота.

Познавательные УУД

Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером.


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.


Фронтальная беседа.


-Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и понял его смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, к братьям нашим меньшим и возможно, его пересмотреть.


- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке?

- Что стало самым важным на уроке?

- Удалось ли нам доказать. Что невозможно жить без милосердия и сострадания?

- Как вы чувствовали себя на уроке?





Домашнее задание с элементом творчества: Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам людей.

- Предложите социальную рекламу (небольшой видеоролик, плакат) по теме “Сострадание и милосердие”, которую можно разместить в фойе школы, библиотеке, на улице, на страничке в соцсети.

- Спасибо вам за работу. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно.













Индивидуальные ответы детей.






На последний вопрос предлагается поднять таблички либо нарисовать условный знак в тетради.

«Я чувствую себя так»:

отлично

хорошо

плохо

Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные УДД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?

Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

БРОШЕНЫЙ КАМЕНЬ

Была у молодого человека
Заветная и давняя мечта.
Он с нею засыпал, смыкая веки,
И просыпался с нею он всегда.

Мечтал он накопить побольше денег
И новенький купить автомобиль.
И вот однажды он на самом деле
Заветную мечту осуществил.

Автомобиль блестящий и красивый
Бесшумно по дороге проезжал,
Как вдруг рукой мальчишеской ретивой
В машину камень брошеный попал.

Водитель видел этих негодяев,
Они ему махали перед тем,
И, сдав назад, он вдруг услышал: «Дядя!
Простите, дядя, я скажу, зачем.

Мой брат упал, он в инвалидном кресле.
Кювет глубок и не хватает сил,
А вы, как все, проехали бы, если б
Я камнем вам в капот не запустил».

Водитель растерялся: «Вы давно тут?» –
«Мы выбраться не можем три часа.
А брат мой повредил серьезно ногу,
К тому же надвигается гроза».

Он подошел к кювету и увидел,
И сердце сжалось, словно дало сбой.
В больших глазах мальчишки-инвалида
Таилась немальчишеская боль.

И, вызволив ребенка в одночасье,
На мысли вдруг такой себя поймал,
Что, как сейчас, он не был даже счастлив,
Когда свою машину покупал.

С. КОПЫЛОВА

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

1. Продолжи предложение


Ближний – это тот, кто __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Проиллюстрируй притчу о добром самарянине













3. Проявлял ли к тебе кто – либо милосердие и сострадание? А ты к кому-либо? Расскажи/запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

- Посмотрите на слайд. Кто эти женщины на фотографии? Как их называют?

- Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся.

Выступление учащегося с сообщением:

-Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.


Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.

- Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее