Современная учебная литература по основам религиозной культуры.
Modern educational literature on the basics of religious culture.
Ключевые слова: РПЦ, религия, литература, учебники, ученики, воспитание, программа, курс, обучение, культура, знания.
Keywords: ROC, religion, literature, textbooks, students, education, program, course, training, culture, knowledge.
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема внедрения литературы по ОРКСЭ в школьную программу, с большим углублением и развитием интереса школьников и ухода от банального заучивания. Учебный курс который дает выбрать правильную жизненную позицию и уверенность в себе.
Abstract: This article deals with the problem of introducing literature on ORCSE into the school curriculum, with a greater deepening and development of students' interest and avoiding banal memorization. A training course that allows you to choose the right life position and self-confidence.
1 сентября 2012 года в учебную программу для четвертого класса ввели предмет, «Основы религиозных культур и светской этики», сокращенно «ОРКСЭ». Сначала рассмотрим историю зарождения предмета с точки зрения Русской православной церкви –расширение данного курса для каждого года обучения школьников необходимо, чтобы развивать их духовное начало, воспитание и в целом приобщать детей к культуре на протяжении учебы , поддерживать культуру народного человека, патриотизм.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», дает необходимую для каждого человека базу знаний о православной, исламской, буддистской или иудейской культур, также ко всему этому преподаются основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Каждый желает быть грамотным человеком, но для этого нужно изучить основу, чтобы позже можно было легче строить причинно-следственные связи между другими предметами. «ОРКСЭ» не просто предмет, на его базе строятся все остальные предметы. Понимая, как развивалась культура, мы сможем в будущем анализировать развитие, как литературы, так и физики, легче осознать почему те или иные события произошли в истории. Именно поэтому ОРКСЭ это фундамент, который нужно закладывать основательно.
В следствии того, что предмет ввели не так давно, стоит уделить особое внимание учебной литературе, которая не включает в себя многие важные аспекты. Естественно, это все вытекает из-за того, что не хватает времени которое выделено данному предмету. Рассмотреть, поговорить, донести, изучить, обдумать - нужно очень многое, для качественного проведения курса и отдачи школьников. Естественно учебный день растянуть нельзя, ведь везде есть свои нормативы, именно поэтому современная учебная литература должна стать источником знаний о Церкви, ее месте в Отечестве и в мире в целом, чтобы изучая предмет дома, учащийся мог понять что до него хотят донести. Следующий момент- это урок, ведь там информация должна быть углубленной, и не такой сухой, всегда важна заинтересованность.
Самое главное учитывать возрастную психологию для каждого класса, чтобы не давить и доносить информацию в том виде, в котором ребенок сможет ее принять и главное, чтобы школьник с каждым занятием наращивал интерес к этому предмету. Предмет ОРКСЭ в первую очередь должен быть источником интереса ,а не просто обязательной литературой, ведь это то, что окружает нас, то чем живем мы и каждый русский человек. Ведь если с детства обучать ребенка нормам морали, уважению ко всему созданному миру, человек вырастит и будет знать зачем он создан. Поэтому учебники должны быть доступными и написанными на современном уровне, но при этом уроки должны включать в себя интерактив.
Ведь, то что сейчас дети могут найти в интернете, по телевизору и т.д. и то, что некоторые несут «нормы из вне» в головы еще неокрепшей психики, должно сразу разъясняться на таких парах как ОРКСЭ, чтобы дети понимали что есть добро и что зло, как ценна семья, а где человек даже не знает кто он, где стираются все границы морали, а где ты пытаешься жить по чести. Поэтому детям нужно говорить не только о истории страны, на уроках Истории России, но и о истории религиозной культуры, для развития духовности с раннего возраста.
На данный момент предложены учебники по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики» и включают в себя:
Основы православной культуры «Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.».
Основы исламской культуры «Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры».
Основы буддийской культуры «Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики Основы буддийской культуры».
Основы иудейской культуры. «Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Дрофа.»
Основы мировых религиозных культур «Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Просвещение.»
Основы светской этики «Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.»
Проведя анализ данных учебных пособий стоит сказать, что материал составлен сложно. Терминология сложна для восприятия и на объяснение придется тратить гораздо больше времени, чем если бы изначально содержание было выдержано в соответствии с психологическими особенностями восприятия в определённом возрасте. Требуется дополнительный материал, так как недостаточно между собой связаны темы, для лучшего понимания они должны перетекать в другую, чем будет обоснована та или иная традиция, и самое главное нужно больше обсуждения, нужно чтобы было выделено время для вопросов учащихся, ведь чем больше будет вопросов, тем больше ситуаций они рассмотрят.
Предмет невероятно важен в современном мире, хоть в учебной литературе и присутствует недоработка, не стоит забывать, что на все нужно время. Главное начать изучение и в процессе обучения анализировать, добавлять и улучшать план работы. Ведь это вклад в будущее, в будущее поколение.