Технологическая карта занятия
по художественно-эстетическому развитию
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (аппликация).
Тема занятия: «Украшение платочка».
Возрастная группа: средняя.
Цель занятия: Учить детей украшать платочки.
Задачи занятия:
Образовательные:
1.Учить преобразовывать формы, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги.
2. Учить работать с различными материалами, техниками и приемами аппликации; закреплять знания круглой, квадратной и треугольной формы.
3. Учить составлять декоративный узор на разных формах, используя разные мотивы; упражнять в подборе цветосочетаний.
Развивающие: развивать композиционные умения, восприятие цвета.
Воспитательные: вызывать интерес детей к аппликации, аккуратность при работе с материалами и инструментами;
Словарная работа: круг, квадрат, треугольник.
Планируемый результат занятия: дети умеют украшать платочки.
Подготовительная работа: рассматривание декоративных изделий с простым узором.
Материалы и оборудование:
а) для воспитателя: картинки с изображением платочка с узорами, образец изделия, рисовальная бумага квадратной формы (19 *19см), квадрат (8*8 см), круг (диаметром 8 см), ножницы, клейстер, кисть для клея (щетина), салфетка, клеёнка, коробочка для мусора, ёмкость для клея, тарелочка для заготовок.
б) для детей: рисовальная бумага квадратной формы (16*16см), квадрат (4*4 см), круг (радиусом 3 см), ножницы, клейстер, кисть для клея (щетина), салфетка, клеёнка, коробочка для мусора, ёмкость для клея, тарелочка для заготовок.
Ход занятия
№ п/п | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, стимулировать интерес к ней. | Доброе утро ребята, я рада всех вас видеть! Сегодня занятие по аппликации проведу у вас я. Меня зовут Александра Алексеевна. - Ребята, а вы любите загадки? - А, сейчас я вам загадаю одну такую. - Лёг в карман и караулю- Рёву, плаксу и грязнуля. Им утру потоки слёз, Не забуду и про нос. Что это ребята? (носовой платок). | Словесный метод (беседа) | Ответы детей: - да, мы любим загадки; -носовой платок. | Повышенный интерес к занятию, сконцентрированное внимание |
2.
2.1. | Основной этап Этап постановки пробле-мы | Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей; Побудить детей выдвижению различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. | - Ребята, сегодня я пришла в группу, а на стульчике сидела белочка Соня. -И она мне рассказала, что её пригласили на день рождения её друзья.
Она решила им подарить вот эти платочки. - Платочки нарядные? -Что же нужно сделать, чтобы они стали яркими, нарядными, праздничными? (украсить их) - Слышишь Соня, платочки надо украсить разными узорами, тогда они сразу же станут нарядными и праздничными. -Ребята, как же помочь Соне сделать нарядные платочки? (помочь украсить). |
| Ответы детей: - нет, не нарядные; - нужно их украсить; - помочь украсить платочки разными узорами. | Варианты выхода из затруднительной ситуации |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | С помощью (наводящих вопросов, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности) подвести детей к воспроизведению информации. Организовать построение нового знания, необходимого для решения проблемного вопроса. | Беседа: Беседа о платочках: - Воспитатель принёс на занятие платочки разных форм цветов и узоров. - Воспитатель собирает детей во круг себя и даёт потрогать платочки и рассмотреть их. -После чего задаёт вопросы: -Вы знаете что это такое? -У вас есть платочки? -Каких они бывают цветов форм узоров? -Рассказать о сочетаниях цветов на платках.
Беседа о геометрических фигурах: -Вопросы о геометрических фигурах: -Какие геометрические фигуры вы знаете? -Чем они от друг друга отличаются? -Рассмотреть с детьми квадрат, круг, треугольник, полукруг показать его стороны углы, сосчитать их.
Обследование образца: - что это такое? - для чего нужна эта работа? - из чего состоит наша работа? (основа, детали аппликации) - что изображено? - какую форму имеет основа? - из каких геометрических фигур состоит узор? - как получить из квадрата треугольник? Каким приёмом? (приёмом срезания с угла на угол) (путём разрезания круга пополам); - как расположены геометрические фигуры на квадрате? - из чего сделана основа и детали аппликации? - какие цвета можно использовать? - как ещё можно было бы расположить фигуры?
Планирование работы: 1) Изготовление деталей аппликации. 2) Расположение деталей на основе. 3) Наклеивание деталей.
Повторение правил по ТБ, правил работы с ножницами, с клеем.
Педпоказ: - показать, как разрезать квадрат по диагонали с угла на угол, круг по диаметру пополам; - предложить кому- либо из ребят показать этот приём у доски; - предложить детям украсить платочек, рассказать о сочетании цветов.
Физминутка (пальчиковая гимнастика): Пальчики уснули, в кулачок свернулись. Один! Два! Три! Четыре! Пять! Захотели поиграть! На счет 1, 2, 3, 4, 5 пальцы поочередно разжимать из кулачка. На слова «захотели поиграть» пальцы свободно двигаются. |
| Ответы детей: - да, это платочек; - да, у нас есть платочки; - они бывают квадратные, у них разные узоры бывают; - сочетания бывают разные, главное подобрать цвет; - квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал; - они отличаются формой; - это платочек; - для того, чтобы подарить кому- ни будь; - работа состоит из основы, деталей аппликации; - изображен узор; - основа имеет форму квадрата; - узор состоит из треугольника, круга и полукруга, - приёмом срезания с угла на угол) (путём разрезания круга пополам); -по углам основы и посередине; - основа сделана из бумаги, а детали аппликации из цветной бумаги; - цвета можно использовать разные, главное выбрать, чтобы было сочетание; - фигуры можно расположить | Актуализированные знания о…
Новые знания о…. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Организовать практическую деятельность, оказать необходимую помощь; включить новое знание в систему знаний ребенка | Организует самостоятельную практическую деятельность детей. Воспитатель напоминает о том, с чего начинать работу, следит за соблюдением правил по ТБ, за осанкой, за ходом ведения работы, правильностью выполнения приемов, делает методические указания, оказывает индивидуальную помощь.
|
|
| Участие в играх, тренировочных упражнениях (по конспекту) |
3. | Заключительный этап
| Подвести итог занятия с точки зрения (качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщения полученного опыта ребенком); формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки | - Посмотрите, как мы дружно поработали, какие замечательные работы у вас получились. -Рассмотрим их вместе? -Какие интересные работы получились. Все наклеено очень аккуратно. Просто замечательные платочки! -А для кого вы делали этот платочек? -Какими узорами вы украсили платочек? - Соня, хотела бы вас поблагодарить за помощь в украшении платочка. Теперь она с радостью пойдет на день рождения.
|
| - для мамы, бабушки и сестры; - узор получился похож на цветок; - Ничего трудного не было. | Рефлексия настроения и эмоционального состояния (для младшего возраста); рефлексия деятельности или содержания учебного материала (для старшего возраста). |