Технологическая карта "Внешняя политика Ивана Грозного"

Разработка урока с использованием исторических документов.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта уроков истории России


Тема урока

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в.

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России», рабочая тетрадь к учебнику, карточки с текстами документов и вопросами (слайды на проекторе).

План урока

  1. Завоевание Казанского ханства

  2. Присоединение Астраханского ханства

  3. Покорение Западной Сибири

  4. Ливонская война

Личностно значимая проблема

Присоединение территорий и выход к Бaлтийскому морю был действительно необходим государству?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Астраханское ханство, Казанское ханство, засечная черта, Ермак Тимофеевич, ясак, острог, Ливонская война

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, структурирование знаний, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности







ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока


Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения



II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Реформы Ивана IV – подготовка в активной внешней политике»

Какие реформы были проведены Иваном Грозным?

В чьих интересах проводились реформы Избранной рады?

Как Вы думаете, почему реформы начинаются с военных преобразований? Это случайность или нет?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания


2. Устные ответы

III. Изучение нового материала

17

Показ презентации и беседа с учащимися


Работа с картой







Работа с учебником с.64 – 65





Заполнение рабочей тетради, с. 29 - 30.







Работа с иллюстрацией «Покорение Сибири»

Работа с картой уч. С.60

Какие государства в XVI веке существовали на рубежах России?

- Какие противоречия возникали между Россией и государствами Золотой Орды?


Работа с отрывком из «Истории провинции Ливония» и его анализ. (Приложение 1)


- Какую проблему необходимо было решить России для успешного развития западной торговли?


Лабораторная работа «Ливонская война»

задание 4 рабочая тетрадь по истории с. 29 (выяснение причин войны, повода, участников). Заполнение таблицы, ход боевых действий – Ливонская война

Работа с документом «Послание Ивана Грозного Стефану Баторию», подведение итогов Ливонской войны. (Приложение 2)


Рассказ учителя по иллюстрации в учебнике о покорении Сибири Ермаком. Работа с текстом исторической песни «Покорение Сибири Ермаком» по вопросам. (Приложение 3)

Определяют основные направления внешней политики, учатся находить по карте необходимые объекты

Решение познавательной задачи, самостоятельный поиск информации в учебнике.

Учатся структурировать знания;


Расширение имеющихся знаний, представлений о направлениях внешней политики России в XVI веке. Записи в тетради и выступления затем у доски – анализ записанного

Ответы на вопросы к тексту, сопоставление информации учебника и документа.

Рассматривают иллюстрацию и делают выводы о необходимости присоединения Сибири.

Отвечают на вопросы к тексту песни, знакомятся с жанром «исторической песни».

1. Фронтальная работа










2. Работа в группах.





3. Фронтальная работа



4. Индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и информацией из исторических документов, решают познавательные задачи.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.










2. Письменные задания



3. Письменные ответы


4. Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Выполнить тестирование (задания 1-3 в рабочей тетради, С. 28 -29)

Поясняет задание


Выполнение теста


Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Перечислите основные направления внешней политики Ивана Грозного?

- Как происходило завоевание Казанского ханства?

- Как происходило присоединение Астраханского ханства?

- К чему привел поход Ермака в Сибирь?

- Каковы были итоги Ливонской войны?


Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 7-8, задание 5 в рабочей тетради (с. 30-31).

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа







Приложение 1.



Приложение 2.



Приложение 3.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее