Технологическая карта уроков истории России
Тема урока | ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА. | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в. | ||
Образовательные | Учебник «История России», рабочая тетрадь к учебнику, карточки с текстами документов и вопросами (слайды на проекторе). | ||
План урока |
| ||
Личностно значимая проблема | Присоединение территорий и выход к Бaлтийскому морю был действительно необходим государству? | ||
методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Астраханское ханство, Казанское ханство, засечная черта, Ермак Тимофеевич, ясак, острог, Ливонская война | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, структурирование знаний, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
| Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности
| 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися
| Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
| Фронтальная работа
| Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
|
|
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Реформы Ивана IV – подготовка в активной внешней политике» | Какие реформы были проведены Иваном Грозным? В чьих интересах проводились реформы Избранной рады? Как Вы думаете, почему реформы начинаются с военных преобразований? Это случайность или нет? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
| 2. Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Показ презентации и беседа с учащимися
Работа с картой
Работа с учебником с.64 – 65
Заполнение рабочей тетради, с. 29 - 30.
Работа с иллюстрацией «Покорение Сибири» | Работа с картой уч. С.60 Какие государства в XVI веке существовали на рубежах России? - Какие противоречия возникали между Россией и государствами Золотой Орды?
Работа с отрывком из «Истории провинции Ливония» и его анализ. (Приложение 1)
- Какую проблему необходимо было решить России для успешного развития западной торговли?
Лабораторная работа «Ливонская война» задание 4 рабочая тетрадь по истории с. 29 (выяснение причин войны, повода, участников). Заполнение таблицы, ход боевых действий – Ливонская война Работа с документом «Послание Ивана Грозного Стефану Баторию», подведение итогов Ливонской войны. (Приложение 2)
Рассказ учителя по иллюстрации в учебнике о покорении Сибири Ермаком. Работа с текстом исторической песни «Покорение Сибири Ермаком» по вопросам. (Приложение 3) | Определяют основные направления внешней политики, учатся находить по карте необходимые объекты Решение познавательной задачи, самостоятельный поиск информации в учебнике. Учатся структурировать знания;
Расширение имеющихся знаний, представлений о направлениях внешней политики России в XVI веке. Записи в тетради и выступления затем у доски – анализ записанного Ответы на вопросы к тексту, сопоставление информации учебника и документа. Рассматривают иллюстрацию и делают выводы о необходимости присоединения Сибири. Отвечают на вопросы к тексту песни, знакомятся с жанром «исторической песни». | 1. Фронтальная работа
2. Работа в группах.
3. Фронтальная работа
4. Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы.
2. Письменные задания
3. Письменные ответы
4. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Выполнить тестирование (задания 1-3 в рабочей тетради, С. 28 -29) | Поясняет задание
| Выполнение теста
| Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Перечислите основные направления внешней политики Ивана Грозного? - Как происходило завоевание Казанского ханства? - Как происходило присоединение Астраханского ханства? - К чему привел поход Ермака в Сибирь? - Каковы были итоги Ливонской войны?
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 7-8, задание 5 в рабочей тетради (с. 30-31). | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее | Индивидуальная работа |
|
|
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.