18
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».
Класс | 9 Е | ||
Тема: | «Права и свободы человека и гражданина». | ||
Тип урока | Закрепление изученного материала | ||
Цель | Закрепить знание основных прав гражданина России, развивать навыки работы с документами, воспитывать в себе патриотизм и гражданскую позицию | ||
Задачи | Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
Закрепить знание основных прав гражданина России. Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства. Продолжить внедрение использования технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета "Обществознание". Способствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ОГЭ. | Развивать самостоятельность обучающихся и умение распознавать права человека. Развивать навыки работы с законодательными актами, нормативными документами. Учить умению доказательно излагать свои мысли. | Продолжать формировать основы правовой культуры. Воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам. | |
Образовательные ресурсы | 1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2014. 2. Презентация. 3. Котова, О.А. ОГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 0-39 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Листкова – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 304 с. (17 вариант). 4. Карточки.
| ||
План урока | 1.Организационный момент. 2. Психогимнастика «Выйти к свету» (краткий опрос). 3. «Права литературных героев» 4. Работа с текстом (подготовка к ОГЭ, задания 26-31) | ||
Методы и формы: | Методы: словесно-наглядный; практический. Формы :индивидуальная, парная, фронтальная. | ||
Планируемые результаты. | Предметные: сформировать у обучающихся личностные представления о социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям понимание основных принципов жизни общества.
| Метапредметные: научить обучающих определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
| Личностные УУД: формирование у учеников познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. |
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Формы организации работы | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап.
Актуализация опорных знаний по теме. |
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Фронтальная работа.
| Эмоциональная и психологическая подготовка к уроку. Решение логической задачи. Беседа
| Приветствие учителя. Учащиеся зарание (до урока) делятся на 3 группы). Психогимнастика «Выйти к свету» (Приложение 2). Вопросы: Что вы чувствовали, когда представляли себя в темном подземелье? (было страшно, одиноко, тревожно) - Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки, или не знает, что можно делать, а что нельзя. - А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (ответы детей: наступило облегчение, успокоение, радость). Какие права были нарушины? (гражданские права) | Приветствие учащихся.
Представляют с закрытыми глазами. Отвечают на вопросы.
| Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач. Регулятивные: обеспечивают организацию своей учебной деятельности. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят речевые высказывания.
|
2. Мотивация учебной деятельности к усвоению новых знаний.
| Фронтальная
| Целеполагание и определение путей достижения целей. | Показ видео Мы имеем право (Смешарики. Азбука прав. 14 сек.) Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?(слайд 3) Сегодня мы продолжаем изучать Права и свободы человека и гражданина. На прошлом уроке мы познакмились с теорией,сегодня будем применять ваши знания на практике. Давайте подумем, чего мы хотим достичь на этом уроке (цель).ПРОБЛЕМА (на доске ззаписана: Зачем человеку нужны права?) | Слушают, формулируют тему урока.
Слушают, формируют цель урока.
| Личностные: Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавате льного мотива. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
|
3. Закрепление изученного материала | Работа в парах.
Фронтальная
Работа в группах.
Фронтальная работа
| Постановка и решение проблемы.
| « Права литературных героев» . Каждой команде выдается карточка с 4 вопросами. В течение 3-х минут обдумывают и защищают позицию группы (1 человек от группы).
Работа с текстом (Приложение 7). Каждой команде дается текст из ОГЭ, где они должны ознакомиться и ответить на вопросы. 1 команда - 26, 31. 2 команда – 27,30. 3 команда 28,29. Если время остается, то группа рассматривает и другие вопросы. Разбор заданий, защита точки зрения команды на поставленные вопросы. | Учащиеся аргументируют свою точку зрения, опираясь на общевеческие знания по данной теме.
Знакомятся с текстом и отвечают на поставленные вопросы, обсуждая пути решения в группе. Учащиеся от группы аргументирует ответ, опираясь на общевеческие знания по данной теме.
| Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности.
|
4. Подведение итогов. Рефлексия. | Фронтальная работа
Индивидуальная работа | Беседа
| Перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос. (Зачем человеку нужны права) На столах у Вас лежит лист «Самооценка деятельности на уроке», оцените свою работу на уроке: ЛИСТ САМООЦЕНКИ (Приложение 5). Не забудьте Подписать и поставить себе оценку за урок. На следующем уроке будет проверка ваших знаний по теме в форме ОГЭ (такой же текст, задания у каждого будут свои и работа индивидуальная). На основе той работы и сегодняшней на уроке будет у каждого оценка за данную тему. | Учащиеся делают вывод. Отвечают на проблемный вопрос.
Учащиеся заполняют лист самооценки, оставляют их на партах. | Познавательные: Рефлексия деятельности. Развитие креативного мышления. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: коррекция своих знаний по теме. Личностные: адекватно оценивают свою работу на уроке, формируют собственное мнение и позицию.
|
Домашнее задание. |
|
| Повторить параграф 14-15, ответить на вопросы после параграфа. 1 вариант сранить статьи Конституции и Декларации прав человека. (Приложение 5). 2 вариан найти ответы на ситуации (Приложение 6).
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оформление классной доски:
Таблички:
Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства. |
Социально-экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности, а также притязания на достойный уровень жизни и благосостояние. |
Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом. |
Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Психогимнастика «Выйти к свету»
А сейчас займите удобное положение, расслабьтесь и представьте, что попали в темное, холодное подземелье, при чем против вашей воли. Вы не знаете как очутились здесь. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Руки и ноги связаны. Тебе хочется скорее выйти отсюда.тебе удалось освободить ноги,и вот ты идешь по длинному тоннелю, которому не видно конца… И вдруг вдали мелькнул какой-то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Теплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.
-Откройте глаза, ребята. Что вы чувствовали, когда представляли себя в темном подземелье? (ответы детей: было страшно, одиноко, тревожно)
- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки, или не знает, что можно делать, а что нельзя.
- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (ответы детей: наступило облегчение, успокоение, радость)
- Какие права были нарушины? (гражданские права)
ПРИЛОЖНЕНИЕ 3.
«Права литературных героев»
1 команда:
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
2. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?(“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
3. Украв у Буратино пять золотых, лиса Алиса и кот Базилио нарушили право Буратино на …(право владеть имуществом)
4. Остановился Иван-царевич на перекрестке трех дорог – не знает в какую сторону идти. Назовите право Ивана-царевича. (свобода передвижения)
2 команда
1. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
2. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право? Какое право нарушено? (Тайна переписки).
3. Крыса хотела утащить Буратино в свою нору. Какое право Буратино она нарушила? (право на личную неприкосновенность)
4. Какие права Золушки постоянно нарушала мачеха? (право на вознаграждение за труд)
3 команда
1. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
2. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
3. Какое право нарушила лягушка съев кузнечика? (право на жизнь)
4. Унижая Гадкого утенка, обитатели Птичьего двора нарушали его право ….(на защиту чести и достоинства)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Закончите предложения (можно не все):
сегодня я узнал…___________________________________________________________________________
было интересно…__________________________________________________________________________
было трудно…_____________________________________________________________________________
я выполнял задания…________________________________________________________________________
я понял, что…______________________________________________________________________________
теперь я могу…____________________________________________________________________________
я почувствовал, что…_______________________________________________________________________
я приобрел…_______________________________________________________________________________
я научился…_______________________________________________________________________________
у меня получилось …________________________________________________________________________
я смог…__________________________________________________________________________________
я попробую…______________________________________________________________________________
меня удивило…_____________________________________________________________________________
урок дал мне для жизни…____________________________________________________________________
мне захотелось…___________________________________________________________________________
Поставь себе оценку за урок___________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Декларация прав человека | Конституция РФ |
Статья 1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
| Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. |
Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. | Статья 19 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
|
Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. | Статья 20 1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. |
Статья 4 Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Статья 5 Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. | Статья 21 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. |
Статья 6 Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
| Статья 27 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Ситуация 1.
Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив «двойку» по истории, он выкрикнул учителю:
Вы — плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!
Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! - возмутился учитель.
У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!
Разрешите ситуацию.
Ситуация 2.
К Фёдору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с новыми фильмами. Бабушка Фёдора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23:00 они расходились. Фёдор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребёнка не знаешь. И вообще... мы дети, имеем право на свободу мирных собраний!»
Разрешите ситуацию.