Технологическая карта урока по русскому языку 9 класс
УМК Ладыженской Т.А.
Учитель: Кирсанова Елена Владимировна МКОУ Пановская средняя школа
Тема. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения 15.2 и 15.3» Дата: 11.04.2018 г.
Цели: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 15.2 и 15.3, знать структуру текстов и уметь написать текст по выбранной теме
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания
Тип урока. Урок развития речи
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | УУД |
1.. Мотивация к учебной деятельности |
| Приветствие учителя Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Л |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Эпиграф на доске (запись в тетради): «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек». Эмоциональный настрой. Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка) . | Анализируют эпиграф, записывают в тетрадь Высказывают свои мысли на тему «Что означают слова « настоящий человек» Работа со словарём фразеологизмов | Р К ПР Л |
3. Выявление места и причины затруднения |
| Высказывают свои мысли Отвечают на вопросы , записывают синонимы, антонимы, работают со словарём | К Л ПР |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Запишем вступление к сочинению – определение: Человечность - это нравственное качество, которое предполагает милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно. Даёт рекомендации к написанию вступления к сочинению | Смотрят презентацию, рассуждают, делают запись в тетрадях Работают с Памяткой композиция сочинения 15.2, 15.3 | К Л ПР |
5 Физкультминутка для глаз | Физкультминутка для глаз | Выполняют упражнения | Л |
6. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Чтение текста. Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.). (1)Девочку звали Алиса…. | Слушают, читают, анализируют текст | ПР Л |
7. Первичное закрепление | Беседа Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие. Синонимы к слову «милосердие»: жалость, сострадание, гуманность, благостыня, сердобольность, сострадательность, сердоболие, благоутробие, благосердие. | Отвечают на вопросы , записывают синонимы, антонимы, работают со словарём | ПР Л |
8.Включение в систему знаний | Какие примеры проявления человечности, милосердия вы встречали в жизни? Какие произведения художественной литературы соответствуют этой теме? («Юшка»А.Платонов, «Кусака» Л.Андреев, «Уроки французского» В.Распутин и др.)Чтение и анализ высказываний Е.Евтушенко,С.Есенина, Ф.И.Тютчева о милосердии, человечности . | Читают, формулируют собственные мысли, записывают | Л ПР |
9 Рефлексия. | Ребята, скажите, о чём мы сегодня говорили на уроке? Чем запомнился вам урок? (ответы). Чему вы научились? Взаимооценка ( учащиеся дают оценку своей работе ) | Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние | Л Р ПР |
10. Итог урока. | Заключительное слово учителя. ДЗ Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, попробуйте написать сочинение- рассуждение по данному тексту, выбрав один из вариантов: 15.2 или 15.3. Выполнить тестовую часть – дополнительное задание | Записывают домашнее задание. | |
Вариант диагностической работы с сайта: https://rus-oge.sdamgia.ru/test?id=53783&print=true
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она — помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
– (6)Ты кто? — спросила она парня.
– (7)Шофёр, — ответил парень.
– (8)А что ты здесь делаешь?
– (9)Жду.
– (10)Кого?
– (11)Викторию Сергееву.
(12)Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:
– (14)Ты её любишь?
– (15)Нет, — улыбнулся парень. — (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?
– (25)Прыгнул, — подтвердил парень.
– (26)Не испугался?
– (27)Не успел испугаться.
– (28)И не заболел?
– (29)Заболел немножко.
(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.
(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
– (38)Ах, да, — вспомнила Сергеева. — (39)Сейчас я организую Вам билеты.
– (40)Спасибо, — сказал Назаров, — но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– (43)Нет, нет, — поспешно сказала Сергеева. — (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.
– (45)Что же делать? — спросил парень.
– (46)Не знаю.
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», — сказала она. — (49)«Куда?» — удивился парень. — (50)«К нам», — сказала Алиса.
(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!
– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. — (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.
(По Ю. Яковлеву) *
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему сторож кричал: «Вон отсюда!»?
1) Потому что мальчишки «тихонько пробрались в театральный двор».
2) Потому что во дворе собралось много народу, и это мешало ему убирать двор.
3) Потому что сторож был недобрым человеком.
4) Потому что сторожа рассердила чёрствость Виктории Сергеевой.
Задания Д A2
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свободно» (предложение 3).
1) бесцеремонно
2) беспрепятственно
3) непринужденно
4) не скрывая
Задание 3
В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
2) Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина.
3) — Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…
Задания Д A4
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПАРЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
2) В слове ДЕВОЧКУ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове ОСТАНОВИТЬСЯ 10 звуков.
4) В слове ПРИЕХАЛИ буква Е обозначает 2 звука.
Задания Д A5
Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
1) гастроли
2) задала
3) катались
4) закричали
Задание 4
Из предложений 32—36 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С»
Задание 5
Из предложений 19—23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЯН, пишется одна буква Н».
Задание 6
Замените разговорное слово «парня» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом или синонимичным выражением. Напишите этот синоним.
Задание 7
Замените словосочетание «театральный двор» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 1.
Задание 9
Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
— Здравствуйте,(1) Виктория! Вы,(2) наверное,(3) не помните меня? Я Назаров.
Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
— Ну помните,(4) как Вы катались на санках,(5) а я... Вы ещё пригласили меня в Москву.
Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
— Спасибо,(1) — сказал Назаров,(2) — но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
— Нет,(6) нет,(7) — поспешно сказала Сергеева. — Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.
Задание 13
Среди предложений 54–61 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 14
Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.