Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема | Буквы е-и в корнях с чередованием |
Деятельностная цель: Содержательная цель | Формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний; Выяснение условий написания корней с чередованием е-и; обучение способам выбора правильного написания е-и в корнях с чередованием. |
Задачи | Образовательные: научить разграничивать корни с чередованием и корни с проверяемой безударной гласной. Графически обозначать корни с чередованием; Развивающие: развивать умение анализировать текст, приводить примеры, развивать умение работать с учебником Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения. |
УУД | Личностные УУД: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные УУД: планирование в сотрудничестве с учителем, одноклассниками необходимых действий. Коммуникативные УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения. Познавательные УУД: осознание учебно-познавательной задачи. |
Планируемые результаты | Предметные: знать перечень корней с чередование е-и, условия выбора букв е-и в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; уметь правильно писать слова с чередованием е-и в корнях, графически обозначать условия правильных написаний; разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Личностные: осознать эстетическую ценность русского языка, осознать необходимость владения русским языком для учебной деятельности, анализировать себя как слушателя. Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. |
Основные понятия | Чередование, орфограмма-буква, алгоритм |
Межпредметные связи | Литература |
Образовательные ресурсы | Основные: УМК по русскому языку для 5 класса авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. Дополнительные: http://www.uroki.net http://festival.1september.ru/subjects
|
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, выполненная учителем, интерактивный тест, выполненный учителем |
Методы и формы обучения | фронтальная, индивидуальная, парная |
ХОД УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
1 | Мотивирование к учебной деятельности | Слайд 2 . Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Улыбки ваших милых глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда – талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сотворим урок.
| Слушают учителя, включаются в работу. | ||||||||||
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Слад 3. - С чего мы начнём работать? (С повторения того, что нам необходимо при «открытии нового» знания). Слайд 1. Распределите слова по двум колонкам: приходит, маршрут, белеет, бегут, картина -По какому признаку вы распределяли слова? (проверяемы/непроверяемые гласные) Подберите проверочные слова. Как вы подбирали проверочные слова? (Находили однокоренные слова) -Какие слова мы называем однокоренными? Итак, что мы с вами сейчас повторили? Слайд 4. А сейчас будьте внимательны!!! - Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните свой выбор. 1. Гореть, горе, загар, выгореть. 2. Замирать, замер, мирный, умер. Проверим! Горе Мирный Какой вывод вы можете сделать? Почему в однокоренных словах встречаются разные гласные?
| Распределяют слова по колонкам. Отвечают на вопросы.
Находят лишнее слово. Проверяют. Делают вывод. Отвечают на вопрос | ||||||||||
3 | Выявление места и причины затруднения | Слайд 5. Пугают слова: удеру - удираю, запереть - запираю. Где "е" а где "и”? Я не знаю - Попробуйте объяснить правописание гласных в корнях : -дер -/-дир -; -стел -/-стил -; -пер -/ -пир-. Кто не смог выполнить задание? Почему вы испытали затруднение? Сформулируйте тему и цель нашего урока. Формулируем цель. Научиться разграничивать корни с чередованием и корни с проверяемой безударной гласной. Графически обозначать корни с чередованием. Определяем средства. Таблица. Алгоритм действий Определяем способ. Запомнить корни с чередованием. Выполнить практическое задание.
Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения).
| Выполняют задания. Участвуют в диалоге. | ||||||||||
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Слайд 6. - Когда вы формулируете новое правило, на что вы обращаете внимание? (На какие-то закономерности). - А теперь постройте план проекта по выходу из затруднительного положения: 1. Установить закономерность. 2. Сделать вывод. 3. Создать алгоритм действий.
| Участвуют в диалоге. Строят проект выхода из затруднения. | ||||||||||
5 | Реализация построенного проекта | - Чтобы установить закономерность, наблюдаем над упражнением учебника на с. 112. А теперь сформулируйте правило. Проверим себя по эталону на с. 112 нашего учебника. Слайд 7. Создаём алгоритм действий. Работа в парах. Проверяем по эталону. Слайд. 8
| Наблюдают над упражнением учебника, формулируют равило, проверяют себя по учебнику. Работают в парах над составлением алгоритма действий. | ||||||||||
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Физкультминутка. Слайд 9. Без сомненья, вы устали. И на место сели! Устная фронтальная работа над упр. 646. Слайд 10.
| Выполняют упражнения.
Работа «по цепочке». | ||||||||||
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Слайд 11
| Работают самостоятельно, проверяют себя по эталону (слайд 11). | ||||||||||
8 | Включение в систему знаний и повторение | Верные – неверные утверждения. Работа в парах. Слайд 12.
Выполнение тестового задания на интерактивной доске. Разработанный учителем интерактивный тест.
| Выполняют задание в парах.
Выполняют тестовое задание на интерактивной доске
| ||||||||||
9 | Д/з | § 112, упр. 649. Рабочая тетрадь: задание 143 (с.74). Записать 5 пословиц, в которых встречаются слова с чередование е-и в корне. Слайд 13. | Записывают домашнее задание в дневник (выбирают по желанию) | ||||||||||
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | - В какой части речи мы наблюдали чередование е-и? - Только ли в глаголах действует изученное правило? - Как вы поступите с информацией, полученной на уроке? Приём «Чемодан, мясорубка, корзина». Выберите соответствующий предмет. Чемодан – всё пригодится в дальнейшей учёбе. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Слайд 14.
| Участвуют в диалоге |