Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока 

Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема

Буквы е-и в корнях с чередованием

Деятельностная цель:

Содержательная цель

Формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний;

Выяснение условий написания корней с чередованием е-и; обучение способам выбора правильного написания е-и в корнях с чередованием.

Задачи

Образовательные: научить разграничивать корни с чередованием и корни с проверяемой безударной гласной. Графически обозначать корни с чередованием;

Развивающие: развивать умение анализировать текст, приводить примеры, развивать умение работать с учебником

Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения.

УУД

Личностные УУД: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные УУД: планирование в сотрудничестве с учителем, одноклассниками необходимых действий.

 Коммуникативные УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения.

Познавательные УУД: осознание учебно-познавательной задачи.

Планируемые результаты

Предметные:

знать перечень корней с чередование е-и, условия выбора букв е-и в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;

уметь правильно писать слова с чередованием е-и в корнях, графически обозначать условия правильных написаний; разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

Личностные: осознать эстетическую ценность русского языка, осознать необходимость владения русским языком для учебной деятельности, анализировать себя как слушателя.

Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Основные понятия

Чередование, орфограмма-буква, алгоритм

Межпредметные связи

Литература

Образовательные ресурсы

Основные:

УМК по русскому языку для 5 класса авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

Дополнительные:

http://www.uroki.net

http://festival.1september.ru/subjects


Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, выполненная учителем, интерактивный тест, выполненный учителем

Методы и формы обучения

фронтальная, индивидуальная, парная



ХОД УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивирование к учебной деятельности

Слайд 2 . Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.


Слушают учителя, включаются в работу.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Слад 3.

- С чего мы начнём работать? (С повторения того, что нам необходимо при «открытии нового» знания).

Слайд 1. Распределите слова по двум колонкам:

приходит, маршрут, белеет, бегут, картина

-По какому признаку вы распределяли слова?

(проверяемы/непроверяемые гласные)

Подберите проверочные слова. Как вы подбирали проверочные слова? (Находили однокоренные слова)

-Какие слова мы называем однокоренными?

Итак, что мы с вами сейчас повторили?

Слайд 4.

А сейчас будьте внимательны!!!

- Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните свой выбор.

1. Гореть, горе, загар, выгореть.

2. Замирать, замер, мирный, умер.

Проверим!

  1. Горе

  2. Мирный

  • Какой вывод вы можете сделать?

  • Почему в однокоренных словах встречаются разные гласные?



Распределяют слова по колонкам. Отвечают на вопросы.











Находят лишнее слово.

Проверяют.

Делают вывод.

Отвечают на вопрос

3

Выявление места и причины затруднения

Слайд 5. Пугают слова:

удеру - удираю,
с
телю – расстилаю

запереть - запираю.

Где "е" а где "и”?

Я не знаю

- Попробуйте объяснить правописание гласных в корнях : -дер -/-дир -; -стел -/-стил -; -пер -/ -пир-.

  • Кто не смог выполнить задание? Почему вы испытали затруднение?

  • Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Формулируем цель. Научиться разграничивать корни с чередованием и корни с проверяемой безударной гласной. Графически обозначать корни с чередованием.

Определяем средства. Таблица. Алгоритм действий

Определяем способ. Запомнить корни с чередованием. Выполнить практическое задание.


  • Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения).


Выполняют задания. Участвуют в диалоге.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 6.

- Когда вы формулируете новое правило, на что вы обращаете внимание? (На какие-то закономерности).

- А теперь постройте план проекта по выходу из затруднительного положения:

1. Установить закономерность.

2. Сделать вывод.

3. Создать алгоритм действий.



Участвуют в диалоге. Строят проект выхода из затруднения.

5

Реализация построенного проекта

- Чтобы установить закономерность, наблюдаем над упражнением учебника на с. 112.

  • А теперь сформулируйте правило.

  • Проверим себя по эталону на с. 112 нашего учебника. Слайд 7.

Создаём алгоритм действий. Работа в парах. Проверяем по эталону.

Слайд. 8


Наблюдают над упражнением учебника, формулируют равило, проверяют себя по учебнику.

Работают в парах над составлением алгоритма действий.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Физкультминутка. Слайд 9.

Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Друг на друга посмотрели

И на место сели!

Устная фронтальная работа над упр. 646. Слайд 10.


Выполняют упражнения.








Работа «по цепочке».

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд 11


Работают самостоятельно, проверяют себя по эталону (слайд 11).

8

Включение в систему знаний и повторение

  1. Верные – неверные утверждения.

Работа в парах.

Слайд 12.


№ п/п

Утверждение


Вытер пыль. Корень –тер- с проверяемой безударной гласной

2.

Мирный человек. Корень –мир- с чередующейся гласной

3.

Избирать делегатов. Корень –бир- с чередующейся гласной. Пишем букву и, потому что после корня стоит суффикс –а-.

4.

В слове «расстелать» в корне пишем букву е, потому что есть проверочное слово «расстелет».


  1. Выполнение тестового задания на интерактивной доске. Разработанный учителем интерактивный тест.


Выполняют задание в парах.











Выполняют тестовое задание на интерактивной доске


9

Д/з

  1. § 112, упр. 649.

  2. Рабочая тетрадь: задание 143 (с.74).

  3. Записать 5 пословиц, в которых встречаются слова с чередование е-и в корне. Слайд 13.

Записывают домашнее задание в дневник (выбирают по желанию)

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- В какой части речи мы наблюдали чередование е-и?

- Только ли в глаголах действует изученное правило?

- Как вы поступите с информацией, полученной на уроке?

Приём «Чемодан, мясорубка, корзина». Выберите соответствующий предмет.

Чемодан – всё пригодится в дальнейшей учёбе.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу. Слайд 14.

Участвуют в диалоге












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее